Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В поисках смысла жизни






Никакие вещи не заменяют, не могут заменить смысла жизни. Они могут отвлечь от поисков смысла жизни на какое-то время, иногда на целую жизнь. Но это состояние неустойчивое, чем оно и опасно. Что-то может измениться в жизни или в самой личности, и тогда вопрос о смысле жизни может встать со всей остротой. Если человек не имеет собственного опыта поиска смысла жизни, то ситуация может стать тяжелой, кризисной. Попытка заменить внутреннее внешним в этом случае обречена на неуспех. Денег, вещей, вкусной еды, алкоголя... надолго не хватает. Возникает в различной степени осознанное чувство собственной неполноценности, неудовлетворенности собой и жизнью. М. Селигмен заметил, что обязательное условие для осознания смысла жизни - это привязанность к чему-то большему, чем ты сам.

Невозможно указать человеку в чем смысл его жизни, этим смыслом трудно поделиться. Для одних важнее всего понимать, в чем смысл жизни, размышлять о нем. Для других главное ощущать его, чувствовать, переживать. Для влюбленных поиск смысла жизни не актуален, поскольку жизнь настолько чувственно осязаема, что сомневаться в ее целесообразности, осмысленности нет причин и желания. Как и смеющийся человек не думает о том, для чего существует смех, придумал его кто-то или он существует сам по себе и т.п. Поглощенная материнскими заботами женщина переживает смысл жизни непосредственно, далеко не всегда испытывая потребность размышлять о нем. Третьи создают смысл своей жизни, творят, строят его, их самореализация и самовыражение - в результатах их труда.

Чаще смысл жизни теряется, когда встают непреодолимые препятствия на пути к самореализации личности. Оценка препятствий всегда субъективна. Трудности могут казаться непреодолимыми, как при слабости инстинктивного стремления к самореализации, так и при объективно тяжелых обстоятельствах. Грамотное психолого-педагогическое влияние, психологическая поддержка могут менять динамику самовыражения.

На ощущение смысла жизни влияет также соотношение величины достижений личности и затрат на них. Это соотношение переживается как психологическая цена усилий. Если она слишком высока, то мотивация снижается, размывается та часть смысла жизни, которая была связана с труднодостижимыми целями. Продвижение к целям должно подпитываться удовлетворением от достигнутого. Лишь немногие люди с сильными притязаниями способны с энергией продвигаться вперед к дальним целям, не теряя уверенности в себе, своих способностях. Легкие достижения (без стараний или риска) не дают полноты ощущения смысла жизни.

Духовная неразвитость, исчезновение дальних целей, сужение интересов ведет к деградации личности, делает ненужной потребность в смысле жизни.

Таким образом, если вам в разговоре с ребенком доведется коснуться обсуждаемой темы, то постарайтесь подвести его к пониманию того, что не существует смысла жизни " как у других людей". Смысл своей жизни человек может найти только сам. К смыслу жизни можно прийти своим умом, своими страданиями и своим потом. Тот, для кого смысл жизни пустяк, ничего не затрачивает на его поиск и не имеет его.

Э.Фромм писал: “У жизни нет иного смысла, кроме того, который человек придает ей сам, раскрывая свои способности.”






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.