Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эффект отношения (другого человека) к нам






То, как относится к нам другой человек, влияет на наше впечатление о нем.Люди, которые хорошо к нам относятся, производят на нас более благоприятное впечатление. Тех, кто относится к нам плохо, мы и сами недолюбливаем. Примеры этому каждый из нас может найти в собственном опыте общения. Важно, что мы не всегда ясно это осознаем. Коварство этого эффекта заключается в том, что из-за неверной интерпретации поведения и облика другого человека, взаимоотношения с ним могут стать напряженными, в особенности при обоюдно неверной интерпретации.

На возникающее у нас впечатление о другом человеке сильно влияет его согласие или несогласие с нами по какому-то вопросу. Чем ближе мнение другого человека к нашему, тем выше мы его оцениваем. С другой стороны, мы верим в сходство наших взглядов со взглядами, тех, кто к нам хорошо относится и склонны не замечать различий своей позиции с позицией симпатичного нам человека.

В формировании впечатления о другом человеке участвует механизм проекции, заключающийся в том, что мы склонны приписывать другому свои собственные желания, планы, черты. Люди, считающие себя властными или сердечными видят и в других людях эти качества более выраженными. Это относится и к интерпретации состояний другого человека. В эксперименте одна из групп испытуемых разыгрывала сценки, действующие лица которых вели себя агрессивно. Другая группа этого не делала. Затем обе группы оценивали состояние незнакомых им людей. Оказалось, что разыгранное предварительно эмоциональное состояние привело к тому, что участники первой группы отмечали в незнакомых людях злобность и агрессивность. Представители другой группы таких черт у незнакомцев не находили.

Склонность приписывать собственные качества или собственные состояния другим людям особенно сильно выражена у лиц, отличающихся малой самокритичностью и плохим пониманием своих личностных особенностей. В очень большой степени она характерна для “авторитарных” личностей и почти не обнаруживается у “демократических”. В экспериментальных ситуациях представители “авторитарного” типа, говоря о возможных ответах “не авторитарных” личностей приписывали им авторитарную манеру высказывания и свои суждения.

В этих оценках сказываются и другие качества личности, например, степень уверенности в себе. Уверенные в себе люди часто оценивают других как доброжелательных и дружелюбных. В то же время, неуверенные в себе, имеют обыкновение видеть других как неотзывчивых и настроенных враждебно. Более тревожные студенты и другим приписывают повышенную тревожность. Юноши переоценивают тревожность девушек, девушки недооценивают тревожность юношей.

В первом впечатлении точнее отражено то, как воспринимаемый человек относится к другим людям, и менее точно - эмоциональные, волевые качества его личности. Больше всего ошибок в предположениях о роде занятий другого. Умение лучше понять людей одной категории (например, продавцов) вовсе не обязательно проявится в понимании особенностей людей других категорий (например, спортсменов).

 

Описанные эффекты (“ореола”, ”красоты”, ”превосходства” и др.) могут делать наше восприятие поверхностным или ошибочным. О них полезно помнить, чтобы ослабить их искажающее влияние.

Если вы захотите проверить, насколько другой человек превосходит нас в чем-то, мысленно поместите человека в другие обстоятельства перестройте его облик. Например, представьте блистательного эстрадного целителя учителем, проводящим урок в самой обычной школе. Всмотритесь - что произойдет с могуществом и мудростью властелина зала. Вам удается увидеть как он разговаривает со школьником? Какие его качества в этих обстоятельствах стали вам заметнее?

Женщины более наблюдательны, чем мужчины, они даже при кратковременном и малозначительном разговоре обращают внимание на мелкие детали внешности, одежды, особенности поведения собеседника. Женщины более внимательны во время общения, особенно с человеком незнакомым. Характер человека, его настроение их интересует в не меньшей степени, чем глубина суждений, новизна мыслей. Имеет значение и желание женщины увидеть, какой эффект производит она сама. Это редко обсуждается в разговоре напрямую. А если и обсуждается, то в речи прозвучат далеко не все мысли о том, как она себя оценивает. Сигналы невербального общения дадут более надежную информацию.

Развитые способности женщин в области межличностного восприятия связаны с тем, что у них навыки установления и поддержания контактов с людьми более значимы и развиты, чем у мужчин. Это ярко проявляется в детстве и в детстве же закрепляется. Девочки в своих играх чаще моделируют отношения и состояния взрослых и детей: куклы дружат или ссорятся, хотят есть, гулять, болеют, устали и хотят спать... У мальчиков другие интересы - найти что-нибудь новое и выяснить, что там внутри, как оно устроено. А чтобы найти новое и что-то сделать с ним, нужны инструменты - от простейших до машин и самолетов. Это проявляется в том интересе к техническим устройствам, который часто можно заметить у мальчиков.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.