Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кирпичики образа






 

Однажды был проведен эксперимент, в котором сравнивалось умение сотрудников спецслужб, полицейских, психиатров, студентов выявлять ложь при анализе видеозаписей. В записях 10 человек описывали свои чувства. Особенно успешно справлялись с задачами сотрудники спецслужб. Они наиболее полно учитывали вербальное поведение (“отвечает слишком медленно, уклончив, слишком много говорит, противоречит себе”) и невербальное (“напряженный голос, смущенная улыбка, избегает смотреть в глаза”). Более верное представление о другом человеке складывается у тех людей, кто по роду профессиональной деятельности постоянно тренирует данную способность.

Оценки ряда важных характеристик воспринимаемого человека возникают с первого взгляда, еще до того, как он сказал хотя бы слово. Точнее говоря, в первые 10-15 секунд. Например, в течение этого интервала может возникнуть мнение о том, кто будет доминировать в паре или тройке людей одного пола. Описывая первое впечатление о другом человеке люди упоминают роли, межличностные (лидер, отверженный и др.) и социальные (активист общественного движения, руководитель организации и др.), черты личности, используют метафорические высказывания.

Первое впечатление о человеке обычно целостно и внутренне непротиворечиво. Если впоследствии в образе будут обнаружены какие-то плохо совместимые друг с другом черты, то такой образ будет доставлять нам дискомфорт до тех пор, пока в нем все “не уляжется”, не придет в соответствие друг с другом.

Фотоаппарат безразличен к тому человеку, чей облик он запечатлевает на пленке. Пытаясь понять другого, человек никогда не бывает беспристрастен, поскольку все его познание зависимо от его интересов и желаний. Рассмотрим некоторые особенности восприятия человека человеком.

Эффект “ореола”

Это влияние самого общего впечатления о человеке на дальнейшую оценку его поведения и поступков. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то в дальнейшем его положительные качества переоцениваются, а отрицательные мало замечаются и так или иначе оправдываются. И наоборот. В условиях ограниченной информации о человеке отдельная значимая для нас положительная или отрицательная характеристика создает благоприятное или неблагоприятное представление о воспринимаемом человеке в целом, а негативное впечатление от одного качества - снижает общую оценку человека. Одна существенная для вас черта “окрашивает” в свой цвет другие, имеющие для вас меньшее значение. В первую очередь “ореол” создают факторы внешней привлекательности, превосходства по значимому параметру, хорошего отношения к нам.

Эффект внешней привлекательности (красоты)

Особенное большое влияние на целостное впечатление о человеке оказывают его внешняя привлекательность и социальный статус. Молодым людям было предложено оценить очерк, написанный женщиной, причем к тексту прилагался ее портрет. В одних группах испытуемых использовался портрет женщины с привлекательной внешностью, в других - портрет “дурнушки”. Более высокие оценки получил очерк красивой женщины.

Внешне привлекательные люди вызывают в нас более живой эмоциональный отклик. Под внешней привлекательностью понимается привлекательность лица, тела, одежды, движений, голоса, манеры выражения чувств. Чем более привлекательным кажется нам человек, тем более высокий социальный статус мы склонны ему приписывать. Привлекательность люди чаще объясняют положением в обществе и условиями жизни, чем усилиями самого оцениваемого человека.

В другом эксперименте молодых мужчин и женщин просили охарактеризовать внутренний мир людей, изображенных на фотографиях. Фотографии были разделены экспертами по степени привлекательности лиц. Людей с красивыми лицами чаще оценивали как уверенных в себе, счастливых, искренних, уравновешенных, любезных, находчивых, утонченных и более развитых духовно. Кроме того, мужчины оценили “красивых” мужчин и женщин как более заботливых и внимательных к другим людям. Ореол физической привлекательности вызывает “сдвиг” не только в оценках черт личности, но и в оценках результатов деятельности или отдельных поступков красивого человека.

Студенткам университета, которые готовились стать педагогами, были даны описания проступков, совершенных семилетними мальчиками и девочками. Прилагались их фотографии, сделанные крупным планом. Студентки должны были высказать свое отношение к каждому из детей и к их поведению. Студентки оказались более снисходительными к тем, у кого, по оценкам экспертов, была более привлекательная внешность.

Внешняя привлекательность влияет только на первое впечатление о человеке.

Последующее впечатление зависит от того, насколько успешным будет наше дальнейшее взаимодействие с человеком, от нашей оценки его дел и поступков.

Партнера противоположного пола люди часто начинают оценивать как менее привлекательного, если им начинает казаться, что для углубления контакта от них потребуются большие затраты сил. Сильнее это проявляется у мужчин - они тем меньше испытывают желание установить отношения с женщиной, чем больше, по их предположению, придется затратить сил. Вероятно, это каким-либо образом связано с тем, что мужчины чаще разочаровываются в сексуальных партнершах (чем женщины в сексуальных парнерах) и поэтому имеют меньше желания к углублению отношений в следующих знакомствах. Женщинам же с увеличением времени знакомства их партнеры кажутся все более привлекательными.

Физически привлекательные политические деятели оцениваются и мужчинами, и женщинами как более компетентные.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.