Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стереотипы восприятия






Два автолюбителя заспорили о том, какой автомобиль прочнее, каждый хвалил марку той автомашины, на которой он ездил. Ни один не мог убедить другого. Спор так разгорелся, что они, заключив денежное пари, решили доказать прочность своих автомобилей “на деле”. Надев на головы мотоциклетные шлемы, толстые ватные нагрудники и наколенники, “гладиаторы” выехали на пустынное шоссе и на огромной скорости устремились навстречу друг другу... Пари не досталось ни одному из спорщиков, ибо машины оказались разбитыми вдребезги. Из-под их обломков свидетели произошедшего с трудом извлекли водителей, которые отделались лишь легкими ушибами.

Согласитесь, весьма необычный способ доказательства избрали эти автолюбители. А в какой стране, по-вашему мнению, это могло происходить? Людям какой национальности более всего, с вашей точки зрения, подходит такой стиль разрешения споров? Попытатесь отгадать, вспомнив какие черты характера принято приписывать людям различных национальностей. Думаю, что сделать это не слишком трудно - поступок этих мужчин достаточно яркий. Для этого придется перебрать ряд стереотипов восприятия.

Социальный стереотип - устойчивый и упрощенный образ человека или группы, закрепленный в общественном сознании. Он может включать односторонние, искаженные и даже ложные представления о чертах личности, установках, взглядах, поведении людей, принадлежащих к определенной группе.

По одной черте человека мы часто домысливаем целое их сочетание. Относим воспринимаемого человека к какой-либо категории людей и на основе стереотипных представлений о данной категории делаем предположение о характерных для этой категории чертах личности (заботливая мать, грубый продавец и т.п.).

На восприятие других людей всегда влияют сложившиеся стереотипы. Стереотипы тесно связаны со статусом и социальными ролями воспринимаемых людей (профессор, учительница, начальник, военный...). Стереотипы индивидуальны и субъективны - у каждого свой обобщенный образ профессора, учительницы, начальника...

Одобряемые и не одобряемые формы поведения оцениваются по-разному, в зависимости от того, кому она приписывается: большой или малой группе. Члены большой группы (большинство) всегда воспринимаются как носители общепринятых видов поведения, а представители меньшинства - как носители отклоняющихся видов поведения. Виды поведения меньшинства оцениваются как более редкие и недопустимые. То есть существует негативный стереотип восприятия меньшинства. Членам групп, и больших, и малых свойственно оправдывать поведенческие отклонения членов своей группы. Более сильна такая тенденция в малых группах.

Стереотипы восприятия очень ненадежны. Это относится и к стереотипам восприятия черт представителя какой-либо нации, этнической группы: “сдержанные скандинавы”, “темпераментные итальянцы”, “педантичные немцы”, “подчеркнуто вежливые, чопорные англичане”... Для того, чтобы убедиться в том, что стереотипы ненадежны сопоставьте ответ на заданные мной вопросы со своими предположениями о том, в какой стране есть любители разбивать свои авто.

Вот ответ на заданный ранее вопрос. Дело происходило в немецком городе Веймаре. Оскар Людвиг, обладатель “Фольксвагена”, предложил Альберту-Уве Боденшацу, владельцу “Мерседеса”, описанный выше способ разрешения спора. Пари было заключено на 500 марок. Вы угадали ответ?

Рисунок 5-3. “Стереотипы восприятия очень ненадежны.”






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.