Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 6. Сравнительная психология






Тема 24. ВВЕДЕНИЕ В СРАВНИТЕЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Объект, предмет и методы сравнительной психологии. Ее связь с общей, возрастной психологией и зоопсихологией. Роль сравнительной психологии в выявлении биологических корней и предпосылок происхождения и развития психики человека. Современное состояние и перспективы развития сравнительной психологии.

 

Тема 25. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХИКИ

ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА

Генетическое родство и качественное различие психики животных и человека. Инстинкты в поведении человека. Эволюция поведения в ходе антропогенеза.

«Ручное мышление» антропоидов. Предметная деятельность обезьян как фактор зарождения трудовой деятельности человека.

Групповое поведение обезьян. Потребность в общении. Отличия сообщества животных от человеческого общества.

Язык животных и его отличия от человеческой речи. Коммуникация обезьян. Формирование человеческого языка.

Интеллект высших животных и человеческое сознание: сопоставительная характеристика. Предпосылки зарождения и эволюция сознания человека в ходе антропогенеза.

Развитие психики на ранних этапах онтогенеза человекообразных обезьян и человека. Игры животных и детей. Проблема соотношения биологического и социального в психике человека.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Вагнер В.А. Сравнительная психология / В.А. Вагнер. – М., 1998. – 187 с.

2. Зорина З.А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных / З.А. Зорина, И.И. Полетаева. – М., 2001. – 320 с.

3. Мак-Фарленд Д. Поведение животных / Д. Мак-Фарленд. – М., 1988. – 520 с.

4. Правоторов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев / Г.В. Правоторов. – Новосибирск, 2001. – 392 с.

5. Резникова Ж.И. Интеллект и язык: Животные и человек в зеркале экспериментов / Ж.И. Резникова. – М., 2000. – 278 с.

6. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии / К.Э. Фабри. – М., 1993. – 336 с.

7. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология / Г.Г. Филиппова. – М., 2004. – 544 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Выготский Л.С. Этюды по истории поведения / Л.С. Выготский, А.Р. Лурия. – М., 1993. – 221 с.

2. Гапонов С.П. Введение в этологию / С.П. Гапонов, Н.И. Простаков. – Воронеж, 1998. – 143 с.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1996. – С. 169-197.

4. Гриффин Д. Перелет птиц. Биологические и физические аспекты ориентации / Д. Гриффин. – М., 1966. – 162 с.

5. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных / Ч. Дарвин // Соч.: в 9 т. – М., 1953. – Т. 5. – С. 659-920.

6. Дьюсбери Д. Поведение животных / Д. Дьюсбери. – М., 1981. – 479 с.

7. Ильичев В.Д. Пространственная ориентация птиц / В.Д. Ильичев, Е.К. Вилкс. – М., 1978. – 286 с.

8. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта / Ф. Кликс. – М., 1983. – 302 с.

9. Корытин С.А. Запахи в жизни животных / С.А. Корытин. – М., 1978. – 64 с.

10. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности: эволюционные и физиолого-генетические аспекты поведения / Л.В. Крушинский. – М., 1977. – 271 с.

11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М., 1981. – 584 с.

12. Лоренц К. Агрессия / К. Лоренц. – М., 1994. – 272 с.

13. Меннинг О. Поведение животных / О. Меннинг. – М., 1982. – 358 с.

14. Мешкова Н.Н. Ориентировочно-исследовательская деятельность, подражание и игра как психологические механизмы адаптации высших позвоночных к урбанизированной среде / Н.Н. Мешкова. – М., 1996. – 224 с.

15. Моррис Д. Голая обезьяна / Д. Моррис. – СПб., 2001. – 269 с.

16. Новоселова С.Л. Генетически ранние формы мышления / С.Л. Новоселова. – М.; Воронеж, 2003. – 318 с.

17. Панов Е.Н. Механизмы коммуникации у птиц / Е.Н. Панов. – М., 1978. – 304 с.

18. Понугаева А.Г. Импринтинг (запечатление) / А.Г. Понугаева. – Л., 1973. – 103 с.

19. Прайор К. Не рычите на собаку! / К. Прайор. – М., 1995. – 413 с.

20. Сергеев Б.Ф. Живые локаторы океана / Б.Ф. Сергеев. – Л., 1980. – 150 с.

21. Сергеев Б.Ф. Как мозг учился думать / Б.Ф. Сергеев. – М., 1995. – 203 с.

22. Сравнительная психология и зоопсихология: Хрестоматия / [сост. Г.В. Калягина]. – СПб., 2001. – 412 с.

23. Стишковская Л.Л. О чем говорят животные / Л.Л. Стишковская. – М., 1989. – 190 с.

24. Тинберген Н. Социальное поведение животных / Н. Тинберген. – М., 1993. – 152 с.

25. Фабри К.Э. Задачи современной зоопсихологии / К.Э. Фабри // Психол. журн. – 1981. – Т. 2. – N. 5. – С. 68-80.

26. Фабри К.Э. Игра у животных / К.Э. Фабри. – М., 1985. – 64 с.

27. Фабри К.Э. Игры животных и игры детей (сравнительно-психологические аспекты) / К.Э. Фабри // Вопр. психологии. – 1982. – N. 3. – С. 26-34.

28. Фабри К.Э. Орудийные действия животных / К.Э. Фабри. – М., 1980. – 62 с.

Электронный каталог Научной библиотеки Воронежского государственного университета. – (http // www.lib.vsu.ru).

Социальные и гуманитарные науки. Философия и социология: Библиогр. база данных. 1981-2001 гг. / ИНИОН РАН. – М., 2002. – (CD-ROM).

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1. Развитие психики в филогенезе (3 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Понятие психики, ее функциональное значение.

2. Проблема объективного критерия психики.

3. Возникновение психики. Тенденции ее развития.

4. Периодизации развития психики А.Н. Леонтьева, К.Э. Фабри.

5. Элементарная сенсорная психика.

6. Перцептивная психика.

7. Стадия интеллекта.

Основная литература

1. Мак-Фарленд Д. Поведение животных / Д. Мак-Фарленд. – М., 1988. – С. 22-108, 280-320.

2. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии / К.Э. Фабри. – М., 1993. – С. 176-289.

3. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология / Г.Г. Филиппова. – М., 2004. – С. 77-83, 111-123, 261-334.

Дополнительная литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1996. – С. 169-197.

2. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности: эволюционные и физиолого-генетические аспекты поведения / Л.В. Крушинский. – М., 1977. – 271 с.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М., 1981. – С. 15-160.

4. Сергеев Б.Ф. Ступени эволюции интеллекта / Б.Ф. Сергеев. – Л., 1986. – 91 с.

Тема 2. Развитие поведения в филогенезе (4 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Развитие двигательной активности на разных стадиях эволюции психики. Таксис, тропизм, рефлекс.

2. Проблема соотношения инстинкта и научения.

3. Инстинкт: общая характеристика, функции, внешние и внутренние факторы, фазы инстинктивного поведения.

4. Научение: общая характеристика и формы.

5. Навык и дрессировка.

6. Подражание.

7. Интеллектуальное поведение.

 

Основная литература

1. Зорина З.А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных / З.А. Зорина, И.И. Полетаева. – М., 2001. – С. 86-117.

2. Мак-Фарленд Д. Поведение животных / Д. Мак-Фарленд. – М., 1988. – С. 22-108, 280-320.

3. Правоторов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев / Г.В. Правоторов. – Новосибирск, 2001. – С. 80-143, 280-301.

4. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии / К.Э. Фабри. – М., 1993. – С. 26-90, 176-289.

5. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология / Г.Г. Филиппова. – М., 2004. – С. 173-210.

Дополнительная литература

1. Выготский Л.С. Этюды по истории поведения / Л.С. Выготский, А.Р. Лурия. – М., 1993. – 221 с.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1996. – С. 169-197.

3. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта / Ф. Кликс. – М., 1983. – С. 56-75.

4. Меннинг О. Поведение животных / О. Меннинг. – М., 1982. – С. 32-75.

5. Прайор К. Не рычите на собаку! / К. Прайор. – М., 1995. – 413 с.

6. Сергеев Б.Ф. Ступени эволюции интеллекта / Б.Ф. Сергеев. – Л., 1986. – 91 с.

7. Скиннер Б. Оперантное поведение // Хрестоматия по истории зарубежной психологии. – М., 1986. – С. 60-97.

Тема 3. Развитие психики в онтогенезе (4 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Проблема врожденного и приобретаемого в пренатальном периоде.

2. Развитие двигательной активности в пренатальном периоде. Развитие сенсорных способностей и элементов общения.

3. Зрело- и незрелорождающиеся животные.

4. Врожденное узнавание. Импринтинг.

5. Развитие сенсорных способностей и элементов общения в раннем постнатальном периоде.

6. Общая характеристика игры у животных. Основные концепции игры у животных. Функциональное значение игры.

7. Виды игр у животных.

8. Игровая сигнализация.

9. Игра и исследовательское поведение.

Основная литература

1. Мак-Фарленд Д. Поведение животных / Д. Мак-Фарленд. – М., 1988. – С. 22-60, 328-341.

2. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии / К.Э. Фабри. – М., 1993. – С. 91-175.

Дополнительная литература

1. Дьюсбери Д. Поведение животных / Д. Дьюсбери. – М., 1981. – С. 130-199.

2. Понугаева А.Г. Импринтинг (запечатление) / А.Г. Понугаева. – Л., 1973. – 103 с.

3. Фабри К.Э. Игра у животных / К.Э. Фабри. – М., 1985. – 64 с.

4. Фабри К.Э. Игры животных и игры детей (сравнительно-психологические аспекты) / К.Э. Фабри // Вопр. психологии. – 1982. – N. 3. – С. 26-34.

5. Фабри К.Э. О закономерностях развития психики в онтогенезе животных / К.Э. Фабри // Принцип развития психологической науки. – М., 1978. – С. 337-367.

 

Тема 4. Агрессивное поведение (2 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Понятие агрессии. Агрессия, агрессивность и агрессивное поведение.

2. Виды и функции агрессии.

3. Психологические теории агрессии.

4. Факторы агрессивного поведения.

5. Природа агрессии животных и человека.

Основная литература

1. Правоторов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев / Г.В. Правоторов. – Новосибирск, 2001. – С. 60-74.

Дополнительная литература

1. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб., 1999. – С. 24-54, 157-182, 227-256.

2. Лоренц К. Агрессия / К. Лоренц. – М., 1994. – 272 с.

3. Меннинг О. Поведение животных / О. Меннинг. – М., 1982. – С. 154-162.

4. Тинберген Н. Социальное поведение животных / Н. Тинберген. – М., 1993. – С. 60-74.

Тема 5. Конфликтное поведение (2 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Понятие конфликта. Виды конфликтов и формы их разрешения.

2. Длительные конфликты и экспериментальные неврозы.

3. Физиологические изменения у животных в конфликте. Стресс. Дистресс.

4. Смещенная активность. Теории смещенной активности.

Основная литература

1. Мак-Фарленд Д. Поведение животных / Д. Мак-Фарленд. – М., 1988. – С. 343-372.

Дополнительная литература

1. Меннинг О. Поведение животных / О. Меннинг. – М., 1982. – С. 184-216.

2. Тинберген Н. Социальное поведение животных / Н. Тинберген. – М., 1993. – С. 60-65.

Тема 6. Коммуникация животных (2 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Соотношение понятий «коммуникация» и «общение». Специфика коммуникации животных.

2. Внутривидовая и межвидовая коммуникация.

3. Основные средства коммуникации у животных. «Танец пчел».

4. Экспериментальное изучение способности животных к обучению искусственным языкам.

 

Основная литература

1. Вагнер В.А. Сравнительная психология / В.А. Вагнер. – М., 1992. – С. 6-185.

2. Зорина З.А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных / З.А. Зорина, И.И. Полетаева. – М., 2001. – С. 205-223.

3. Мак-Фарленд Д. Поведение животных / Д. Мак-Фарленд. – М., 1988. – С. 366-370, 382-384, 440-459.

4. Правоторов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев / Г.В. Правоторов. – Новосибирск, 2001. – С. 230-279, 302-389.

5. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология / Г.Г. Филиппова. – М., 2004. – С. 249-251.

Дополнительная литература

1. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных / Ч. Дарвин // Соч.: в 9 т. – М., 1953. – Т. 5. – С. 659-920.

2. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта / Ф. Кликс. – М., 1983. – С. 76-111.

3. Корытин С.А. Запахи в жизни животных / С.А. Корытин. – М., 1978. – 64 с.

4. Панов Е.Н. Механизмы коммуникации у птиц / Е.Н. Панов. – М., 1978. – 304 с.

5. Стишковская Л.Л. О чем говорят животные / Л.Л. Стишковская. – М., 1989. – 190 с.

СПИСОК ПОНЯТИЙ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ СЛОВАРЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

Зоопсихология, сравнительная психология, этология, психика, метод лабиринта, метод обходного пути, метод проблемной клетки, метод дифференцированной дрессировки, панпсихизм, биопсихизм, антропопсихизм, раздражимость, чувствительность, абиотические раздражители, элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект, локомоция, таксис, тропизм, рефлекс, инстинкт, навык, облигатное научение, факультативное научение, подражание, аллеломиметическое поведение, дрессировка, импринтинг, игровая сигнализация, врожденное узнавание, хеморецепция, трофаллакс, макросматики, тангорецепция, фонорецепция, фоторецепция, терморецепция, статорецепция, альгезирецепция, репродуктивная изоляция, моногамия, полигамия, полигиния, полиандрия, организованное сообщество, доминирование, эффект группы, фазовая изменчивость, миграция, агрессия, смещенная активность.

ВОПРОСЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОМУ КОНТРОЛЮ

 

1. Объект и предмет зоопсихологии, ее задачи, место среди наук.

2. Методы зоопсихологии.

3. История развития зоопсихологии. Зоопсихология и этология.

4. Понятие психики, ее объективный критерий и значение.

5. Проблема возникновения психики. Периодизации развития психики А.Н. Леонтьева и К.Э. Фабри.

6. Элементарная сенсорная психика: низший и высший уровень.

7. Перцептивная психика и стадия интеллекта.

8. Проблема инстинкта и научения. Инстинкт, его характеристики и значение. Инстинкт и инстинктивное поведение: соотношение понятий.

9. Внешние и внутренние факторы инстинктивного поведения, его фазы.

10. Научение, его характеристика и значение. Формы научения.

11. Навык как основной элемент научения. Подражание.

12. Дрессировка.

13. Интеллектуальное поведение. Отличие интеллекта животных от интеллекта человека.

14. Пренатальный период развития психики: врожденное и приобретаемое в пренатальном развитии.

15. Пренатальный период развития психики: развитие двигательной активности.

16. Пренатальный период развития психики: развитие сенсорных способностей и элементов общения.

17. Ранний постнатальный период развития психики: зрело- и незрелорождающиеся животные.

18. Ранний постнатальный период развития психики: развитие познавательной активности и формирование общения.

19. Импринтинг, его виды и значение.

20. Ювенильный период развития психики. Характеристика и функциональное значение игры. Виды игр.

21. Игровая сигнализация. Игра и исследовательское поведение.

22. Хеморецепция у простейших, кишечнополостных, членистоногих.

23. Хеморецепция у рыб, земноводных, пресмыкающихся.

24. Хеморецепция у птиц и млекопитающих.

25. Особенности тангорецепции у различных видов животных.

26. Альгезирецепция и ее особенности.

27. Общая характеристика терморецепции.

28. Особенности статорецепции у различных видов животных.

29. Фонорецепция, ее особенности и биологическое значение. Фонорецепция у насекомых.

30. Особенности фонорецепции у рыб, земноводных, пресмыкающихся.

31. Роль фонорецепции в поведении птиц и млекопитающих.

32. Особенности фоторецепции у простейших, кишечнополостных, моллюсков.

33. Фоторецепция у членистоногих.

34. Фоторецепция у рыб, земноводных, пресмыкающихся.

35. Роль фоторецепции в поведении птиц и млекопитающих.

36. Брачное поведение, его особенности и функции.

37. Ритуалы ухаживания у различных видов животных.

38. Особенности и функции семейного поведения. Типы родительских реакций.

39. Родительское поведение у насекомых.

40. Родительское поведение у рыб, земноводных, пресмыкающихся.

41. Родительское поведение у птиц и млекопитающих.

42. Социальное поведение. Критерии организованного сообщества. Доминирование.

43. Виды и значение иерархии в организованном сообществе.

44. Групповое поведение. Случайные скопления животных.

45. Эффекты группы. Явление фазовой изменчивости. Причины и особенности миграций.

46. Агрессивное поведение, его характеристика. Функции агрессивного поведения.

47. Психологические теории агрессии.

48. Факторы агрессивного поведения.

49. Природа агрессии животных и человека.

50. Конфликтное поведение, его характеристика. Виды конфликтов у животных.

51. Физиологические изменения у животных при конфликте. Стресс.

52. Смещенная активность. Теории смещенной активности.

53. Длительные конфликты и экспериментальные неврозы.

54. Особенности коммуникации животных. Коммуникация животных и общение человека: общее и особенное.

55. Сигналы, используемые в коммуникации животных. «Танец пчел».

56. Градуированные и постоянные сигналы.

57. Общение человека с животными с помощью языков-посредников.

58. Проблема сознания и самосознания у животных.

 

 

Составитель

Макушина Ольга Петровна

 

 

Редактор Т.Д. Бунина

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.