Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зоопсихология и сравнительная психология






ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Программа курса

и планы семинарских занятий

по специальности

020400 (030301) Психология

ОПД.Ф.06

 

Воронеж 2006

Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии, протокол № 2 от 20.02.2006.

 

Составитель О.П. Макушина

 

Программа подготовлена на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.

Рекомендуется для студентов 1 курса очной формы обучения и 4 курса очно-заочной формы обучения отделения психологии факультета философии и психологии.

 

Зоопсихология и сравнительная психология: Программа курса и планы семинарских занятий по специальности 020204 (030301) Психология для студентов 1 курса очной формы обучения и 4 курса очно-заочной формы обучения отделения психологии факультета философии и психологии / О.П. Макушина. – Воронеж, 2006. – 24 с.

 

 

В программе представлены тематический план и содержание учебной дисциплины в соответствии с Государственным образовательным стандартом, планы семинарских занятий, перечни основной и дополнительной литературы, список основных понятий, вопросы промежуточного контроля. Программа предназначена для методического обеспечения учебного процесса и организации самостоятельной работы студентов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дисциплина «Зоопсихология и сравнительная психология», являясь одной из базовых в теоретической подготовке студентов-психологов младших курсов, ориентирована на усвоение ими систематизированных представлений об этапах, механизмах и закономерностях эволюции психики в филогенезе животных и человека. Эти знания призваны заложить методологический и теоретический фундамент, облегчающий в дальнейшем изучение и понимание разнообразных проявлений человеческой психики.

Цель дисциплины заключается в формировании и развитии у будущих специалистов-психологов системы научных представлений о закономерностях эволюции психики в филогенезе.

Задачами этой дисциплины являются следующие: усвоение студентами комплекса знаний об этапах, механизмах и закономерностях развития психики в филогенезе животных и человека, о роли биологических детерминант в поведении и психике человека; выявление студентами специфики психики человека в сравнении с психикой животных; формирование представлений как о теоретическом, так и о прикладном характере дисциплины.

Учебная дисциплина «Зоопсихология и сравнительная психология» имеет широкие межпредметные связи. Ее изучение опирается на теоретическую подготовку студентов по общей психологии, зоологии, физиологии и ряду других. Освоение содержания этой дисциплины, в свою очередь, позволит студентам успешно изучать в последующем целый ряд дисциплин (возрастная, социальная психология, психология семейных отношений, история психологии и др.).

В результате изучения дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология» студенты должны усвоить такие основные дидактические единицы, как понятия «этология», «смещенная активность», «хеморецепция», «тангорецепция», «статорецепция», стадии психического развития в фило- и онтогенезе, специфика различных форм поведения животных, особенности коммуникации животных в сравнении с общением человека, основные проблемы и тенденции развития современной зоопсихологии и сравнительной психологии.

Программа разработана в соответствии с логикой и структурой учебной дисциплины. Она предназначена как для методического обеспечения соответствующего курса, так и для организации самостоятельной работы студентов в ходе его освоения. Изучение зоопсихологии и сравнительной психологии рассчитано на один семестр, подразумевает проведение текущего контроля (в форме теста и понятийного диктанта) и завершается экзаменом.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(очная форма обучения)

№ п/п Наименование разделов и тем курса Лекций Семин. Всего ауд. Самос. Раб.
  Раздел 1. Введение в зоопсихологию
  Предмет, задачи и методы зоопсихологии   -    
  История развития зоопсихологии   -    
  Раздел 2. Развитие психики и форм поведения животных в филогенезе
  Эволюция психики в филогенезе        
  Эволюция форм поведения -      
  Проблема сознания у животных   -    
  Раздел 3. Развитие психической активности животных в онтогенезе
  Пренатальный период развития психики -      
  Ранний постнатальный период -      
  Ювенильный период        
  Раздел 4. Сенсорно-перцептивные системы животных
  Хеморецепция   -    
  Тангорецепция и фонорецепция   -    
  Фоторецепция   -    
  Терморецепция и статорецепция   -    
  Альгезирецепция, активные сенсорные системы   -    
  Ориентация животных в пространстве   -    
  Раздел 5. Поведение животных
  Индивидуальное поведение   -    
  Брачное поведение   -    
  Семейное поведение   -    
  Общественное поведение   -    
  Стадное поведение   -    
  Агрессивное поведение -      
  Конфликтное поведение -      
  Коммуникация животных -      
  Мотивация поведения животных   -    
  Раздел 6. Сравнительная психология
  Введение в сравнительную психологию   -    
  Сравнительные аспекты психики животных и человека   -    
  ИТОГО        

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(очно-заочная форма обучения)

№ п/п Наименование разделов и тем курса Лекций Семин. Всего ауд. Самос. Раб.
  Раздел 1. Введение в зоопсихологию
  Предмет, задачи и методы зоопсихологии   -    
  История развития зоопсихологии   -    
  Раздел 2. Развитие психики и форм поведения животных в филогенезе
  Эволюция психики в филогенезе -      
  Эволюция форм поведения -      
  Проблема сознания у животных   -    
  Раздел 3. Развитие психической активности животных в онтогенезе
  Пренатальный период развития психики -      
  Ранний постнатальный период -      
  Ювенильный период -      
  Раздел 4. Сенсорно-перцептивные системы животных
  Хеморецепция   -    
  Тангорецепция и фонорецепция   -    
  Фоторецепция   -    
  Терморецепция и статорецепция   -    
  Альгезирецепция, активные сенсорные системы   -    
  Ориентация животных в пространстве   -    
  Раздел 5. Поведение животных
  Индивидуальное поведение - - -  
  Брачное поведение   -    
  Семейное поведение   -    
  Общественное поведение   -    
  Стадное поведение   -    
  Агрессивное поведение -      
  Конфликтное поведение -      
  Коммуникация животных -      
  Мотивация поведения животных - -    
  Раздел 6. Сравнительная психология
  Введение в сравнительную психологию - - -  
  Сравнительные аспекты психики животных и человека - - -  
  ИТОГО        

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.