Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






З) Выразительность речи






Для успешной передачи информации в устной речи существенное зна­чение имеет выразительность речи, которая достигается четким произноше­нием, правильной интонацией, умело расставленными паузами. Должное внимание следует уделять темпу речи, силе голоса, убедительности тона.

Интонация - ритмико-мелодическая сторона речи, средство выраже­ния синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски, Она включает в себя мелодику (повышение к понижение голоса); ритм (чередо­вание ударных и безударных слотов); интенсивность (силу или слабость произношения); темп (скорость протекания речи во времени); тембр (звуко­вую окраску); логическое ударение (выделение речевых отрезков).

В тексте, подготовленному для произнесения, следует наметить логические паузы и ударения.

Логическое или смысловое ударение выделяет главное слово во фразе или группу слов в предложении. Оно ставится в зависимости от цели выска­зывания. Чаще всего оно достигается повышением или понижением тона. Изменение высоты тона лает возможность наиболее полно передать всевоз­можные оттенки значимости того или иного слова в его связи с другими. Если же пользоваться только силой голоса, даже в комбинации с замедле­ниями и паузами, получится монотонная речь, утомительная для говоряще­го, а тем более дня слушающих.

Тон и манера разговора имеют почти такое же важное значение, как и его содержание. Взгляд, поза, жесты и голос имеют огромное значение для то­го, чтобы убедить в чем-то толпу, и потому этими средствами никогда не сле­дует пренебрегать.

Таким образом, умение говорить - лучшее средство понравиться. Нередко одна только манера разговора производит на окружающих такое же впечатление, как и ум­ные, дельные поступки. Ясное изложение мыслей - неразлучный спутник ра­зума, лучшее его украшение, и нет ни одной мысли, которая бы не выиграла, будучи изложена четко и толково.

Доброжелательность придает разговору особую солидность и прелесть. Самый блестящий ум, лишенный этого качества, не возбудит ничего, кроме холодной дани уважения и зависти. Разговор же, раскрывающий доброе серд­це, расположит всех окружающих в вашу пользу и возбудит в них дружеские чувства.

Говорящий должен помнить, что бывает ответственность за сказанное, и обязан не причинить ущерба тому, к кому обращена речь: «От одного сло­ва да навек ссора».

 

В процессе публичного выступления, чтобы вас внимательно слушали, необходимо использовать различные приёмы ораторского искусства:

- приём новизны: оратору удаётся удержать аудиторию в напряжённом внимании, если он владеет информацией, которая в 3-4 раза превышает ту, которой располагают слушатели;

- неожиданно новая информация на ранее известные взгляды;

- личная позиция оратора, не совпадающая с позицией отдельных авторитетов;

- оживление выступления малоизвестными фактами, их оригинальная интерпретация;

- опора на интересы и потребности людей.

 

Советы выступающему:

При выступлении перед молодёжной аудиторией необходимо быть максимально откровенным, не сглаживать проблемы, а показывать причины их порождающие; теоретические положения подкреплять примерами, фактами; периодически сочетать изложение серьёзного материала с элементами шутки, юмора; стремиться к сочетанию популярности, научности доказательности выступлении.

При выступлении перед аудиторией, имеющей высокий уровень профессиональной и научной подготовки необходимо выступать без текста, но следуя чётко продуманному плану; выступление необходимо начать с яркого сравнения, неожиданной реплики, создающей положительный эмоциональный отклик у слушателей; стиль выступления должен быть проблемным.

 

Основная литература:

1) Андреев В.И. Конфликтология.- М.: 1995

2) Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: 2000

3) Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М.: 1998

4) Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М.: 1980

- Методическое пособие для самоподготовки студента к занятию;

- Методическое пособие для работы студента на практическом занятии;

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.