Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория уверенности в себе






Она стана очень популярна с того времени, как она стала восприниматься как тип поведения, способствующий межличностным отношениям и развитию человека.

Согласно теории уверенности в себе, каждый человек может поступать так, как ему необходимо, до тех пор, пока это не нарушает права других людей. В общем такая позиция рассматривается как нечто среднее между пассивным и аг­рессивным типом поведения.

Пассивный__________Уверенный___________Агрессивный___________

Примеры поступков, характерных для пассивного, уверенного и агрессивного индивидов:

пассивный человек уверенный человек агрессивный человек
Отказывается от сво­их прав. Самоотрека­ется. Заявляет о своих правах таким образом, что это не противоречит правам другого человека. Считает свои права выше прав других людей. Утверждает свои права за счет других.
Предоставляет другим возможность прини­мать решения за себя. Сам делает свой выбор. Делает выбор за себя и за других.
Может иметь какие-то цели и надеяться, что они будут достигнуты, однако активно не пытается их достичь. Определяет цели и прилагает усилия к их осуществлению. Работает над достижением своих целей, часто за счет других.
Не хватает уверенности в себе. Уверен в себе. Часто ведет себя требовательно и неприязненно. Не хватает уверенности в себе.
  Часто избегает проблем. Открыто встречает возникшие про­блемы. Часто набрасывается на других, вместо того чтобы открыто по­смотреть на проблему.
Позволяет другим ма­нипулировать собой. Говорит другим то, что думает, при этом проявляя ува­жение к тому, с кем говорит Говорит другим то, что думает, в неуважительной манере. Это от­пугивает других людей от общения с ним. Манипулирует други­ми людьми.
Невербальный компонент Агрессивность Уверенность в себе Неуверенность в себе
Выражение лица Напряженное, серди­тое выражение, при­стальный взгляд.   Расслабленное, приятное, твердое выражение, хоро­ший зрительный контакт. Глаза на уровне собеседника. Нервозное выра­жение, глаза час­то опущены вниз.  
Поза Руки на бедрах, расхаживание взад и впе­ред, вторжение в чу­жое пространство. Часто стоит, когда ос­тальные сидят. Обыч­но старается доминировать.   Расслабленная, прямая поза, соблюдение личного пространства.   Согнутая, неудобная поза. Может присло- няться к чему- либо или готов убежать.  
Тон голоса Громкий, требова­тельный, угрожающий и повелительный.   Твердый, уверен­ный и теплый, про­являющий уважение к другому человеку. Тихий, дрожащий и слабый, труд­норазличимый.  
Жесты Резкие, стремитель­ные, сжатые кулаки. Соответствующие моменту.   Нервные и беспокойные.  
Вербальный компонент речи Обвинительный, атакующий, старающийся унизить и победить любой ценой.   Искренние проявления чувств, обычно выражающие то, что человек думает.   Стремление скрыть смысл слов, оправдать­ся, повиноваться другомучеловеку.
           

 

В тех случаях, когда человек ведет себя агрессивно (не путать с уверенным поведением!) по отношению к медицинской сестре, воспользуйтесь следующими рекоменда­циями:

- не следует воспринимать чье-то агрессивное поведение как личное ос­корбление - чаще всего люди “выплескивают” свои отрицательные эмоции на тех, кого чаще видят, даже если их расстроил кто-то другой;

- нужно глубоко подышать - сделать глубокий вдох и посчитать до 10 или до 20, пока не наступит успокоение;

- можно выйти из комнаты, если есть опасение сказать или сделать что-то неприятное (конечно, это можно сделать только в том случае, если пациент на­ходится в безопасности);

- можно сделать перерыв, совершив небольшую прогулку, выпив глоток воды;

- можно сказать о случившемся тому, кто пользуется вашим уважением;

- следует вновь поговорить с человеком, проявившим неуважение к сестре - дать понять, что сестра все равно будет продолжать выполнять свои обязанно­сти;

Сестринскому персоналу очень важно оставлять каналы общения откры­тыми даже в тех случаях, когда полученное сообщение вызывает ощущение не­ловкости.

 

Рекомендации, позволяющие продолжать общение, несмотря на не­ловкости:

- сделать паузу на несколько секунд, чтобы успокоиться; перестать думать о своих чувствах и сконцентрироваться на сообщении собеседника;

- проявить интерес к собеседнику, используя мимику, жесты, прикоснове­ния; если человек почувствует заинтересованность сестры, то эта молчаливая поддержка может оказать больше эффекта, чем любые слова;

- вновь пригласить человека к разговору, задав вопрос; “Как вы себя чув­ствуете? Вы уверены, что вам сейчас лучше побыть одному? ”;

- просто слушать собеседника, поскольку иногда это единственное, что нужно человеку;

- говорить о своих переживаниях, о возникших недоразумениях с другим человеком, пользующимся доверием сестры.

 

Еще одна точка зрения на происхождение агрессивного поведения была представлена в теории социального научения Л. Берковитц (1962). Для того чтобы агрессивное поведение возникло и распространилось на определенный объект, необходимо соблюсти два условия: (а) чтобы препятствие, возникшее на пути целенаправленной деятельности, вызвало у человека реакцию гнева и (б) чтобы в качестве причины возникновения препятствия был воспринят другой человек.

Четвертая, самая современная точка зрения на происхождение агрессивного поведения связана с когнитивной теорией научения. В ней агрессивные действия рассматриваются не только как результат фрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям.

Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных и других процессов:

1. Оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных.

2. Наличие фрустрации.

3. Наличие эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса, сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться.

4. Наличие подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию.

 

Немаловажную роль в порождении и регулировании агрессивного поведения играют восприятие и оценка человеком ситуации, в частности - намерений, приписываемых другому лицу, возмездия за агрессивное поведение, способности достичь поставленной цели в результате применения агрессивных действий, оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки.

Для того чтобы умерить агрессивные побуждения человека, необходимо сделать так, чтобы он мог видеть и оценивать себя в момент совершения агрессивных действий. Установлено, например, что человек, получивший возможность видеть себя в зеркале в раздраженном состоянии в момент, когда он готов или уже совершает агрессивные поступки, быстро успокаивается и лучше контролирует свое поведение. Однако такое происходит только в начале раздражения. Когда он уже " вышел из себя" и находится в сильном возбуждении, это не помогает снять агрессивные действия.

У человека есть две различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением: тенденция к агрессии и к ее торможению. Тенденция к агрессии - это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тенденция к подавлению агрессии определяется как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызения совести. Эта тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению проявлений агрессивных действий.

Мотив торможения агрессивных действий оказывается решающим в актуализации определенных поведенческих тенденций.

Источники торможения агрессии могут быть как внешними, так и внутренними. В качестве примера внешних источников можно назвать страх перед возможным возмездием или наказанием за агрессивное поведение, а в качестве примера внутреннего источника - переживание вины за несдержанное, агрессивное поведение по отношению к другому живому существу.

Было показано, что обычных подростков от тех, кто совершил правонарушения и находится в местах отбывания наказания, отличают внутренние источники торможения агрессивных действий. Сильным тормозным фактором в проявлении подростками агрессии является также позиция взрослых, в частности родителей, по отношению к агрессивному поведению детей. готов или уже совершает агрессивные поступки, быстро успокаивается и лучше контролирует свое поведение. Однако такое происходит только в начале раздражения. Когда он уже " вышел из себя" и находится в сильном возбуждении, это не помогает унять агрессивные действия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.