Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационный материал. Всем известно, что с момента своего рождения человек живет и развивается в обществе, которое состоит из многочисленных общностей






Всем известно, что с момента своего рождения человек живет и развивается в обществе, которое состоит из многочисленных общностей, объединений людей, различных групп.

В социальной психологии наиболее изученными являются малые группы, являющиеся элементами общества.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа (от 2-3 до 20-30 человек), члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Примером малых групп, наиболее значимых для человека, является семья, школьный класс, группа в колледже, объединение близких друзей, прияте­лей.

Малые группы могут быть разными:

1. По величине;

2. По характеру и структуре отношений, существующих между их членами;

3. По индивидуальному составу;

4. По особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношения, разделяе­мых участниками;

5. По межличностным отношениям;

6. По целям и содержанию деятельности.

7. По количественному составу (размер)

8. По индивидуальному составу (композиция)

Личность зависит от психологии и отношений, существующих в малых группах.

Любая малая группа имеет собственную структуру, которая определяется статусом входящих в неё индивидов.

Статус – это положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах (в зависимости от уровня их развития и от содержания деятельности и общения) один и тот же индивид может иметь разный статус.

Наивысшим статусом в группе характеризуется её лидер и руководитель.

В социальной психологии проблема лидерства занимает одно из важных мест. В любой группе выделяется руководитель, лидер. Без лидера ни одна группа существовать не может.

Лидер (от англ. - «ведущий») - член группы, за которым она признает пре­имущество в статусе и право принимать решения в значимых для нее ситуациях. Лидера можно определить как личность, способную объединить людей ради дос­тижения какой-либо цели.

Лидер (от англ, leader - ведущий) обладает следующими качествами:

- за ним признается право принимать решения в значимых для группы ситуациях;

- играет ведущую роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе;

- обычно выдвигается стихийно;

- может не иметь официальных прав и обязанностей в группе;

- ему не даны официальные санкции воздействия на подчиненных;

- в сфере деятельности ограничен в основном внутригрупповыми отношениями;

- не несет официальной ответственности за состояние дел в группе.

Выдвижение на лидерскую позицию обусловлено в конечном счете эффек­тивностью вклада, члена, группы в решение групповой задачи (т.е. в сферу инстру­ментальной активности группы) и сферу эмоциональной активности группы. Соот­ветственно указанным сферам рассматриваются две лидерские роли: роль инстру­ментального (делового) и роль экспрессивного (эмоционального) лидера.

Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой - от лидера требуется способность выражать интересы группы. Большую роль играют доверие и любовь масс к своему лидеру. Доверие к лидеру - это признание его высоких достоинств, заслуг и полномочий.

Личностные качества лидера:

- интеллигентность в вербальном и символическом штанах;

- инициативность, т.е. способность направлять активность:

- уверенность в себе - благоприятная самооценка:

- привязанность к сотрудникам;

- решительность;

- зрелость;

- мотивационные способности.

В группе могут быть как официальные, так и неофициальные лидеры. Неофи­циальный лидер оказывает заметное влияние на товарищей благодаря своим опре­деленным личным качествам, в ряде случаев положительное (оно бывает и отрицательное). Как правило, все превосходят других членов группы, по крайней мере, в одном из качеств, значимых для данного вида групповой деятель­ности, но конкретные качества зависят от коллективных целей, традиций и вида со­вместной деятельности.

Сточки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

1. Бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих труппах, досуговых объединениях, семье);

2. Социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах - спортивных, творческих и т.п.);

3.Политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).

Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделить задачи, нуждающиеся в первоочередной реализа­ции, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитывать сроки решения задач.

Изучение структуры группы возможно не только через выявление статуса отдельных составляющих её индивидов, но и через анализ межличностных отношений в группе.

Межличностные отношения – субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения. При этом возможно рассогласование субъективно переживаемых и реально существующих связей индивида с другими людьми.

Все межличностные отношения делятся на официальные и неофициальные.

Официальные возникают между людьми на должностной основе. Они фик­сируются законом, регулируются положениями, утвержденными официально, соответствующими правилами и нормами.

Неофициальны е складываются на базе личных, частных взаимоотношений людей. Для них не существует соответствующей юридической основы, общеприня­тых законов, установленных норм.

Деловые возникают в связи с совместной работой или по ее поводу.

Личные складываются независимо от работы.

Рациональные - на первый план выступают знания людей друг о друге и объ­ективные оценки, которые им дают окружающие.

Практическое изучение межличностных взаимоотношений возможно с помощью социометрической методики.

Социометрия – одно из направлений социальной психологии и разработанная в его русле совокупность измерительно-исследовательских процедур, основу которых составляют различные варианты социометрической методики:

Основоположник этого направления Дж. Морено предполагал, что многие проблемы общественных отношений можно разрешить путём пространственных перестановок людей и размещения их таким образом, чтобы рядом оказались индивиды, испытывающие друг к другу симпатии. В соответствии с этим автор выделил две подструктуры общества: макроструктуру и микроструктуру. Первая представляет собой пространственное расположение людей в различных процессах совместной деятельности, а вторая характеризует эмоционально-психологические взаимосвязи между ними.

Социометрическая методика позволяет выявить:

1) социометрический статус, реальное место субъекта в неофициальных межличностных взаимоотношениях групп;

Показателем межличностного статуса является количество выборов субъекта в группе.

Статус может анализироваться только в контексте данной группы, данной ситуации взаимодействия и на данный период времени.

2) эмоциональную экспансивность личности (отношение личности к группе), показателем которой является число выборов, сделанных этой личностью, приминительно к группе;

3) структуру межличностных взаимоотношений;

4) уровень реального авторитета руководителей группы (старосты и т.д.);

5) наличие отдельных группировок;

6) сравнить официальную и неофициальную структуру группы.

Исследование группы при помощи данной ме­тодики обычно проводится тогда, когда группа включает в себя не менее 10 человек и существует не менее одного года.

Социометрический вопрос-критерий должен удовлетворять следующим требованиям:

1. вопрос должен быть понятным, общепонятным;

2. вопрос не должен содержать слов с двойным значением;

3. вопрос должен указывать место, время, контекст, которые необходимо учитывать при ответе;

4. формулировка вопроса и его смысл должны учитывать личный социальный опыт опрашиваемых в той области, на которую направлен вопрос.

Выбор критериев определяется задачей исследования. Если мы хотим выявить студентов, способных возглавить группу (старосту), то на выяснение этого и должны быть направлены отобранные критерии. Другими будут критериипри задаче выяснения взаимных симпатий и антипатий во время проведения досуга.

Успех социометрического опроса зависит от того, насколько сильными будут использованные критерии. Сила критерия определяется значимостью предлагаемой ситуации. Чем выше субъективная значимость предполагаемой совместной деятельности, тем критерий сильнее.

Кроме положительного критерия выбора можно предусматривать и отрицательный выбор.

 

 

Основная литература:

1) Андреева Г.М. Социальная психология.-М., 2001.

2) Волков А.Н. Социометрические методы. -М., 1993.

3) Творогова Н.Д. Психология (лекции для студентов медицинских вузов).-М.,
1998.

4) Творогова Н.Д. Психология: практикум для студентов медицинских вузов.-М., 2002.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.