Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные тенденции и психологические принципы современного образования






Один из ведущих исследователей проблем психологии высше­го образования А.А. Вербицкий выделил следующие тенденции в образовании, которые проявляются и будут проявляться в раз­ной степени до конца XX в. [40].

Первая тенденция — осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народ­ного образования. Эта тенденция предполагает решение пробле­мы преемственности не только между школой и вузом, но и, учи­тывая задачу повышения профессиональной подготовки студен­тов, — между вузом и будущей производственной деятельностью студентов. Это, в свою очередь, ставит задачу моделирования в учеб­ной деятельности студентов производственных ситуаций, что легло в основу формирования нового типа обучения — знаково-контекстного, по А.А. Вербицкому [42].

Вторая тенденция — индустриализация обучения, т.е. его ком­пьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позво­ляет действенно усилить интеллектуальную деятельность совре­менного общества.

Третья тенденция — переход от преимущественно информа­ционных форм к активным методам и формам обучения с вклю­чением элементов проблемности, научного поиска, широким ис­пользованием резервов самостоятельной работы обучающихся. Дру­гими словами, как метафорично отмечает А. А. Вербицкий, тен­денция перехода от «школы воспроизведения» к «школе пони­мания», «школе мышления».

Четвертая тенденция соотносится, по А. А. Вербицкому, «с поиском психолого-дидактических условий перехода от же­стко регламентированных контролирующих, алгоритмизиро-


процес-визиру. гагает сти-

ванных способов организации учебно-воспитапеЯьн& ё21 са и управления этим процессом к развивающие ющим, интенсифицирующим, игровым...». ЭтопреДпо муляцию, развитие, организацию творческой, сщсост-деятельности обучающихся.

Пятая и шестая тенденции относятся к оргааизацк^й
действия обучающегося и преподавателя и фиксцруют •> 8
мость организации обучения как коллективно!, сОвм'^<! И взаим°-
ятельности обучающихся, где акцент переносится «с O't? '^HeОди"
деятельности преподавателя на познающу» стнои ^

учающей

студента».

в конце > рмиро-•рмули-они рас-истемы, te прин- органи-гов с це- каждого |тановка рьными, условий | школь- |тия ак-эв, за-ирокое самого [изаци-сте раз-, осно-

Тенденции изменения общей ситуации бщ0$ XX столетия совпадают с общими принципами его вания в мире и в России. Хотя эти принципы 5ыди < $ ~ рованы применительно к среднему образованию [ 94].Ill' пространяются на все уровни общей образовательной 1'»$ на все образование [202, с. 33—37]. Это следующие 0(; йов^ ципы:

— интеграция всех воспитывающих сил о& цесгв
ческое единство школы и других специальных ннстит
лью воспитания подрастающих поколений;

— гуманизация — усиление внимания к личнОств
ребенка как высшей социальной ценности общегТЗа у
на формирование гражданина с высокими интелдеКсту
моральными и физическими качествами;

— дифференциация и индивидуализация, создали*
для полного проявления и развития способностей кайсдо
ника;

— демократизация, создание предпосылок дяфаз
тивности, инициативы и творчества учащихся \ ц^да
интересованное взаимодействие учителей и учащиеся
участие общественности в управлении образованней

1ия ле- |вания, яацио-i гума-

Реализация этих принципов предполагает мкейен облика образовательной системы, ее содержанияи O онных форм, что нашло наиболее полное отражение в щх^ вития национальной школы [21]. Согласно этомупроей' ванному на «Концепции общего и среднего о|шов*! ВНИК «Школа 88», в основе реформированияо5разо#» жат следующие базовые принципы: демократизащяобр^ его многоукладность и вариативность, регионалвз^ци/ нальное самоопределение школы, открытость образован;


низация, гуманитаризация образования, его дифференциация и мо-йяльность, развивающий, деятельностный характер, непрерыв­ность образования.

Существенно, что эти принципы реформирования образова­ния соотносимы с основными направлениями реформирования образовательных систем мирового сообщества, судя по матери­алам ЮНЕСКО («Образование в целях обновления, развития, в ин­тересах демократии», 1990). К этим направлениям были отне­сены: общепланетарный глобализм и гуманизация образования; культуроведческая социологизация и экологизация содержания обучения; междисциплинарная интеграция в технологии обра­зования; ориентация на непрерывность образования, его разви­вающие и гражданские функции. В проекте развития националь­ной российской школы воспитывающий характер образования спе­циально подчеркнут: «Отдельный и особо важный вопросвоспитание гражданственности, самостоятельности, личной ответственности, понимания ценности служения обществу, солидарности при решении проблем построения демократиче­ского общества» [21, с. 14].

Рассмотренные принципы и направления образования отра­жают глобальные тенденции современного мира, выявляющие­ся в процессах демократизации, глобализации, регионализа­ции, поляризации, маргинализации и фрагментаризации [190]. Очевидно, что меняющиеся в образовательном пространстве тен­денции отражают общие направления изменения в мире, и на­оборот, — эти направления суть отражение складывающихся тен­денций в образовании. Естественно, что происходящие в образо­вании изменения находили и находят воплощение в научном ос­мыслении, обобщении и в целом — в теориях обучения, в его ос­новных направлениях. Эти изменения отражают и осознание об­ществом основных психологических принципов психического развития человека, которые должны быть учтены при «постро­ении образования». В систему таких принципов В.П.Зинченко включает следующие: творческий характер развития; ведущую роль социокультурного контекста развития; ведущую роль сен­ситивных периодов развития; совместную деятельность и обще­ние; ведущую деятельность и законы ее смены; определение зо­ны ближайшего развития; амплификацию (расширение) дет­ского развития; непреходящую ценность всех этапов детского раз­вития; единство аффекта и интеллекта (принцип активного де­ятеля); опосредствующую роль знаково-символических структур;


интериоризацию и экстериоризацию и неравномерноть (гетеро-хронность) развития [77, с. 246-252].

§ 2. Основные направления обучения в современном образовании






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.