Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Житие и чудеса мичуринской старицы схимонахини Серафимы 2 страница






По милости Божией Церковь получила возможность назначать епископов на вакантные кафедры и открывать новые приходы. В конце 1943 года епископат Русской Православной Церкви уже состоял не из 19, как это было в сентябре, а из 25 правящих архиереев, а в марте 1944 года, за два месяца до кончины Патриарха Сергия, насчитывалось уже 29 архипастырей.

_______________

7 Журнал Московской Патриархии. 1943. № 2. С. 3–5.

В их числе 19 марта этого года на вдовствующую Воронежскую кафедру был хиротонисан и возведен епископ Иона (Орлов).

28 ноября 1943 года было принято постановление Совнаркома № 1325 «О порядке открытия церквей». Согласно этому постановлению, ходатайство верующих о регистрации религиозной общины и предоставлении храма сначала должно было рассматриваться в местных органах власти. Затем они должны были направлять материалы в Совет по делам Русской Православной Церкви. Совет по рассмотрении всех обстоятельств выносил предварительное решение по ходатайству верующих, которое окончательно утверждалось уже Совнаркомом. Столь сложная процедура, конечно, призвана была притормаживать процесс возвращения Церкви ее разоренных храмов, но самому процессу все-таки дан был ход. Назначенные на кафедры епархиальные архиереи прилагали усилия для возвращения церквей, занятых под склады или клубы8.

В связи со всем вышесказанным, весной 1944 года по благословению новорукоположенного правящего архиерея Воронежской и Задонской епархии, епископа Ионы9 Матрона Поликарповна Белоусова становится членом двадцатки и возглавляет исполнительный орган возобновляющей свою деятельность общины Свято-Никольского кафедрального собора города Воронежа, полагая тем самым начало новому для себя самоотверженному ктиторскому подвигу.

_______________

8 Цыпин Владислав, прот. История Русской Церкви 1917-1997. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. С. 305.

9 Иона (Орлов) 19.03.1944 хирот. во еп. Воронежского; с февр. 1945 г. архиеп. Воронежский и Острогожский; † 26.05.1945. См. Справочно-библиографические материалы «Архиереи Русской Православной Церкви» к книге прот. Владислава Цыпина. История Русской Церкви 1917-1997. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. – С. 743.

 

14/27 мая 1944 года в исполнительный комитет Центрального районного совета депутатов трудящихся города Воронежа поступило заявление «группы верующих, желающих добровольно объединиться для совершения религиозных обрядов по православному вероисповеданию» с письменным ходатайством «о регистрации религиозной общины при Никольском соборе» города Воронежа, расположенном по улице Таранченко, 19А, «и о передаче» им «в бессрочное, бесплатное использование молитвенного здания, находящейся при нем сторожки и культового имущества». К заявлению были приложены списки членов двадцатки, исполнительного органа, Ревизионной комиссии, анкета на служителей культа, инвентарная опись и договор. Под заявлением стоит двадцать подписей, центральное место из которых принадлежит Матроне Поликарповне Белоусовой10. Действительность подписей заверена благочинным православных церквей Воронежской епархии, протоиереем Ал. Образцовым и секретарем исполкома Галчинской А.Я11.

ТИПОВОЙ ДОГОВОР гласил:

«Мы, нижеподписавшиеся граждане г. Воронежа заключили с исполнительным Комитетом Центрального Райсовета Депутатов Трудящихся в лице его полномочного представителя Галчинской А.Я., секретаря исполкома в том, что 27 числа мая месяца 1944 г. приняли от Исполкома Центрального Совета депутатов Трудящихся в бессрочное бесплатное пользование находящееся в г. Воронеже ул. Таранченко 19А одноэтажное каменное церковное здание, с находящейся при нем сторожкой и богослужебными предметами по особой нами подписанной описи на _______________

10 Государственный Архив Воронежской обл. Ф. № 967. Опись № 3. Дело № 1. Л. № 9-9об.

11 Государственный Архив Воронежской обл. Ф. № 967. Опись № 3. Дело № 1. Л. № 9об.

нижеследующих условиях:

1. Мы, нижеподписавшиеся граждане, обязуемся беречь переданное нам церковное здание и прочее имущество и пользоваться им исключительно соответственно его назначению, принимая на себя всю ответственность за целость и сохранность врученного нам имущества, а также за соблюдение лежащих на нас по этому договору других обязательств.

2. Храмом и находящимися в нем богослужебными предметами мы обязуемся пользоваться и представлять их в пользование всем нашим единоверцам исключительно для удовлетворения религиозных потребностей.

3. Мы обязуемся принять все меры к тому, чтобы врученное нам имущество не было использовано для целей, несоответствующих ст.ст. 1 и 2 настоящего договора.

4. Мы обязуемся из своих средств производить оплату всех текущих расходов по содержанию церковного здания и сторожки при нем, а также и находящихся в нем предметов, как то: по ремонту, отоплению, страхованию, охранению, по оплате долгов, налогов, местных обложений и т.п.

5. Мы обязуемся иметь у себя инвентарную опись всего богослужебного имущества, в которую должны вносить все вновь поступающие (путем пожертвований, передач из других храмов и т.д.) предметы религиозного культа, не представляющие частной собственности отдельных граждан.

6. Мы обязуемся допускать беспрепятственно, во внебогослужебное время, представителей Центрального Совета депутатов трудящихся и Уполномоченного Совета по делам русской православной церкви при СНК Республики, или облисполкоме к периодической проверке и осмотру имущества.

7. За пропажу или порчу переданных нам предметов мы несем материальную ответственность солидарно, в пределах ущерба нанесенного имуществу.

8. Мы обязуемся в случае сдачи принятого нами имущества возвратить его в том самом виде, в каком оно было принято нами в пользование и на хранение.

9. За непринятие всех зависящих от нас мер к выполнению обязанностей, вытекающих из сего договора, или же за прямое его нарушение, мы подвергаемся уголовной ответственности, при чем настоящий договор в таком случае может быть расторгнут.

10. В случае желания нашего прекратить действие договора мы обязаны довести о том письменно до сведения исполкома Центрального Совета депутатов трудящихся, при чем в течение недельного срока со дня подачи такого заявления, мы продолжаем оставаться обязанными этим договором и нести всю ответственность по его выполнению, а также обязуемся сдать в этот период времени принятое нами имущество.

11. Каждый из нас, подписавший договор, может выбыть из числа участников договора, подав о том письменное заявление исполкому Центрального Совета депутатов трудящихся, что, однако, не освобождает выбывшее лицо от ответственности за ущерб, нанесенный церковному зданию и прочему принятому имуществу в период участия выбывшего в пользовании и управлении имуществом до подачи указанного заявления.

12. Ни кто из нас и мы все вместе не имеем право отказа кому бы то ни было из граждан, принадлежащих к нашему вероисповеданию и не опороченных по суду, подписать позднее сего числа настоящий договор и принимать участие в управлении упомянутых в сем договоре имуществом на общих основаниях со всеми его подписавшими».

Договор скреплен и заверен теми же подписями и печатями, что и заявление12.

Что же передали общине полуразрушенного кафедрального собора _______________

12 Государственный Архив Воронежской обл. Ф. № 967. Опись № 3. Дело № 1. Л. № 11–11об.

богоборческие власти? Ознакомимся с описью переданного в руки старосты храма и девятнадцати ее сподвижников имущества, составленной беглым, но каллиграфическим почерком отца благочинного, и увидим, что все, что было возвращено верующим воронежцам, было либо ветхим и изношенным, либо настолько «простой работы», что не привлекло хищного внимания разорявших ставшую теперь кафедральным собором Свято-Никольскую церковь, сильно поврежденную за год и два месяца до этого – в марте 1943 года – во время бомбежки.

Инвентарная опись Культоваго и Обиходнаго имущества

Никольской церкви г. Воронежа13

_______________

13 Государственный Архив Воронежской обл. Ф. № 967. Опись № 3. Дело № 1. Л. № 12–13об.

 


 

 

14

 

 

_______________

14 Процент ветхости в описи указан, но находится в месте подшива документов, так что прочесть его не удается (составитель).

В списке «Членов Религиозной Общины Никольского собора г. Воронежа (Таранченко № 19-а)» пятидесятитрехлетняя домохозяйка Матрона Поликарповна Белоусова значится под номером один, а ее верный и надежный помощник и спутник жизни Кирилл Петрович, трудившийся тогда на фармацевтическом заводе рабочим, стоит четвертым. В столбце «Судимость» у них отмечено, что они не судимы, а в графе «Местожительство» значится, что жили они тогда по адресу 1я Конно-стрелецкая улица, 15.15

Возглавляет Матрона Поликарповна и список Исполнительного органа религиозной общины Никольского Собора г. Воронежа, состоящий из трех человек, представленный властям 27 мая 1944 года16. Интересно то, что названный исполнительный орган был зарегистрирован «уполномоченным Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР по В/О В.Гостевым» лишь через пол года – 14 ноября 1944 г.17, в день матушкиного пятидесятичетырехлетия.

Когда будущая старица Серафима взялась восстанавливать разрушенный Никольский храм, у нее было всего пять рублей. Инокиня Н. вспоминает, что слышала в Мичуринске рассказ схимонахини Марии, жительницы города Воронежа, келейничавшей у матушки, о том, что Матрона Поликарповна стояла на молитве всю ночь, пол стал мокрым от ее слез. И уже на следующий день самые разные люди стали предлагать ей свою посильную помощь. И помощь эта по ее святым молитвам всегда приходила вовремя.

_______________

15 Государственный Архив Воронежской обл. Ф. № 967. Опись № 3. Дело № 1. Л. № 14об.

16 Государственный Архив Воронежской обл. Ф. № 967. Опись № 3. Дело № 1. Л. № 15.

17 Государственный Архив Воронежской обл. Ф. № 967. Опись № 3. Дело № 1. Л. № 51.

Монахиня М. вспоминает: «Собралась я как-то к матушке в Воронеж, где она в то время восстанавливала храм святителя Николая. Узнав это, люди стали приносить для нее продукты, с просьбой помолиться об их нуждах. Еду я, а сама думаю: «Вот, везу молящейся за всех нас матушке чужие грехи». Подходя к храму, от таких мыслей я даже заплакала. Когда матушка меня встретила, я ей с горечью сказала: «Вот чужие грехи тебе привезла». А она мне в ответ: «Давай все скорее сюда, мне как раз рабочих кормить нечем».

На праздник Крещения Господня 1945 года, верующие воронежцы, числом до пяти тысяч человек, шли Крестным ходом с иконами и хоругвями из Свято-Никольского кафедрального собора на Иордань. Шел с ними и Воронежский владыка Иона. Когда люди ступили на речной лед, послышался треск, сквозь образовавшиеся во льду трещины выступила вода. Матрона Поликарповна по своему обыкновению шла с богородичной иконой «Взыскание погибших» и громко просила Владычицу не дать погибнуть ни одной душе. Милосердием и заступничеством Царицы Небесной находившиеся на треснувшем льду люди были спасены, никто из них не провалился, не промок и не пострадал. После крестного хода все с благоговением прикладывались к матушкиной иконе Божией Матери. Целовали святой образ Царицы Небесной и милиционеры, очень удивленные происшедшим.

Однажды матушка пустила в сторожку храма попросившуюся переночевать Странницу. «Матушка, Меня никто не увидит», – говорила Она. Когда следом за Ней в сторожку вошел сторож, он действительно никого там не увидел, и на вопрос своей старосты: «Есть ли там кто?», – ответил: «Там никого нет». Матрона по уже знакомому ей особому сердечному чувству признала в Той ставшей невидимой Посетительнице Матерь Божию.

 

Когда пришло время покрывать крышу церкви, по молитвам матушки ей снова явилась Богородица и указала, где именно можно раздобыть понадобившееся кровельное железо.

Соборный храм во имя святителя Христова Николая был почти полностью восстановлен менее чем за год. 15 февраля 1945 года управляющий Воронежской епархией епископ Иона (Орлов) преподает Матроне Поликарповне Белоусовой свое архипастырское благословение и грамоту «за усердные труды на пользу Святой Божией православной Церкви в приходе Никольскаго Кафедральнаго Собора г. Воронежа». А, став архиепископом, дарит ей выпущенную в 1942 году Московской Патриархией книгу «Правда о религии в России» со следующей собственноручной надписью: «Ктитору Св. Храма Божия во имя Святителя и Чудотворца Николая, Матроне Поликарповой Белоусовой, проходящей свою должность с благоговением, усердием и примерной честностью на добрую память и молитвенное воспоминание». Под этим теплым посвящением стоит подпись владыки и дата 20/IV.1945 г. Прошло чуть больше месяца, и глубоко почитавший матушку Воронежский архиепископ Иона почил о Господе. Незадолго до этого к матушке подошел седовласый Старец, и, показав ей бутылку с водой, сказал: «Вот как в этой бутылке не достает воды, так и ты полностью не достроишь храм». Так и случилось. Вскоре после этого Матрона снова сподобилась видеть Богородицу, Которая, явившись много потрудившейся Своей угоднице, призвала ее к сугубому смирению и терпению, и предсказала ей имевшую продлиться целый год болезнь. В связи с действительно начавшимся недугом будущая старица Серафима отошла от дел и в 1946 году вместе с семьей возвратилась в Мичуринск, до переименования называвшийся Козловом.

Поселившись в Мичуринске, жила она неприметно. Неопустительно ходила в церковь. Непрестанно молилась и дома. Была великой постницей: даже на Пасху позволяла себе съесть только половину яйца. Никогда не видели, чтобы она отдыхала.

Многие из знавших матушку, даже и не догадывались о том, кем была эта простая русская женщина, избравшая в своей земной жизни нелегкую стезю послушания семье. Любовь и молитва – вот, чем служила матушка Богу и ближним. Все, что она говорила, всегда звучало очень просто и убедительно, с ней можно было молча побыть рядом, и уйти при этом, словно окрыленной18.

Н.В. вспоминает, как однажды пришла к матушке и принесла ей в подарок два платка. У одного платка была по краю широкая полоса, а у другого – множество тонких. Матушка сказала: «Вот смотри, так и в жизни: одна дорога широкая, а на другой много дорожек – надо угодить и мужу, и свекрови, и детям». Так высоко ставила матушка послушание семье. Она говорила, что для замужних женщин семья должна быть на первом месте. И за нее надо будет отвечать перед Богом: «Сначала за семью спросится, а потом за все остальное».

В семейной жизни матушка придерживалась строгости, крайне редко внешне проявляя свои сердечные чувства. Когда умирающий Кирилл Петрович протянул матушке на прощание руку, она, хотя и любила его всей душей, но, будучи уже тайно постриженной схимонахиней, на его рукопожатие не ответила. А когда он умер19, долгое время ни с кем не разговаривала и непрестанно молилась. Все, кто к ней тогда приходил, молча сидели возле подвижницы, и все равно уходили утешенными переполнявшей ее благодатью.

Рассказывают, что отличавшийся особым великодушием Кирилл Петрович даже в голодные военные годы кормил птиц вареными _______________

18 Л.П.

19 Кирилл Петрович почил в 1961 году.

очистками от картофеля и другими остатками скудной домашней пищи. И стаи благодарных ему птиц провожали гроб своего кормильца до самого кладбища.

Приняв тайное пострижение в мантию с именем Мария, а затем и великий ангельский образ в честь преподобного Серафима, матушка стала теплой молитвенницей и настоящей печальницей нашей земли, дни и ночи проводила в непрестанных слезных молитвах перед своей келейной иконой Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

 

Семья старицы у гроба Кирилла Петровича

 

Никогда не стремившаяся к богатству, живя в браке, она в совершенстве исполняла заповедь нестяжания, приняв монашество. Схиархимандрит Макарий вспоминал: «Бывало так, что, идя в храм, матушка брала с собой по четыре подрясника20, и по дороге все раздавала нищим». О необычайной, по-настоящему христианской, душевной щедрости и _______________

20 Женский монашеский подрясник по своему покрою напоминает обычное строгое платье.

любви матушки Серафимы к ближним не раз рассказывал благочинному Мичуринского округа протоиерею Александру Филимонову покойный протоиерей Георгий Плужников.

Очень доброй была и покойная сестра матушки – Ксения. Неудачное замужество подорвало ее здоровье, и она рано умерла. После ее смерти матушке приснился чудесный сон: апостолы Петр и Павел переправляют ее сестру на лодке через широкую реку, а дна у лодки не видно – оно было сплошь покрыто узелками с подаяниями, которые Ксения во время своей короткой земной жизни щедро подавала неимущим, вспоминает Л.В.

К уже полученным матушкой свыше дарам молитвы, смирения и любви Господь еще более углубил уже проявлявшийся в ней ранее благодатный дар прозорливости. Задолго предсказала она открытие Тамбовского Преображенского и Мичуринского Боголюбского соборов, Задонского Богородицкого монастыря, что уже исполнилось, а также открытие и расцвет Богородице-Знаменского Сухотинского женского монастыря, чему еще предстоит свершиться. Заранее был ей известен и день окончания Великой Отечественной войны. Всегда предвидя приезд в Мичуринск своего духовного чада – будущего схиархимандрита Макария, матушка посылала его встречать, точно указывая номер поезда и вагона.

По рассказам самого отца Макария, мать Серафима была удивительным человеком. Всегда она говорила житийным языком, цитировала святых отцов, хотя толком и не училась. Все открывалось ей по благодати Божией.

Когда матушка стала старчествовать, знали об этом поначалу только духовно близкие ее чада: из Ельца, Грязей и других мест. Матушка встречала всех с такой любовью и милостью, что от нее выходили духовно обновленными. По дару прозорливости она обличала и тайные греховные мысли.

Как-то одна из пришедших к ней тамбовских монахинь подумала: «А может она в прелести?» Провидя ее мысли, матушка сказала: «Да не в прелести я!»

В Мичуринске жила сестра матушки Наталия Поликарповна, ставшая монахиней Серафимой, которую старица очень любила. Она сподобилась видения, когда молилась у матушкиного образа Богородицы «Взыскание погибших». Икона как будто бы ожила и молящейся монахине прямо из нее явилась Пречистая Дева. И матушка Серафима, и ее монахиня-сестра, особо почитали этот образ, как явленный и чудотворный. Сейчас он украшает собой восстановленную старицей в Воронеже Никольскую церковь21.

О том, как именно наша старица молилась Божией Матери, Л.В. вспоминает:

«Как-то я приехала к матушке, побыла у нее некоторое время и стала собираться в дорогу.

В келье у матушки, на угольнике, под святыми образами, стояла еще одна небольшая икона Божией Матери «Взыскание погибших», которой она благословляла духовных чад. Желая меня благословить, матушка попросила подать ей эту икону. Я направилась к угольнику, но икону не увидела: «Матушка, а ее нет». «Ну, принеси какую-нибудь другую», – ответила она. Я подала икону Благовещения и сказала: «Можно и этой благословить». Но матушка возвратила эту икону со словами: «Нет, поставь ее на место и принеси мне ту». Подхожу снова к угольнику и вдруг вижу образ «Взыскание погибших». Обернулась к матушке: «А она тут. Как же я ее не увидела?» Матушка сказала: «Чтобы видеть, надо просить: «Матерь Божия, не дай моей душе погибнуть», а ты не просишь»».

Л.П. отмечает в старице особый дар душепопечительства и ее ревность о спасении ближних:

_______________

21 Рассказывает Л.П.

«К матушке нередко обращались люди, ищущие материальную помощь. Когда одна женщина попросила: «Матушка, помолись, чтобы мне пристройку сделать», старица со скорбью сказала: «Души человеческие погибают. О каких же пристройках молиться?»

Монахиня М. вспоминает:

«Приехала я как-то к матушке в новом подряснике. Испытывая меня, она сказала: «Какой красивый на тебе подрясник, а мой совсем поизносился. Подаришь мне?» Я с радостью согласилась, только просила дать мне что-нибудь взамен, чтобы доехать до дома. Мы постирали данный мне подрясник, высушили, подрубили, погладили. Матушка и говорит: «Вот сколько трудов с одеждой, а с человеком? Ведь душа должна предстать пред Господом кристально чистой».

Н.В. матушка говорила: «Человеку за послушание даже соломинку трудно поднять».

О том, как осторожно вела ее старица по стезе духовной жизни, вспоминает ее послушница Евдокия (ставшая впоследствии схимонахиней Иегудиилой):

«Матушка меня как-то спросила: «Дунятка, ты молишься?» «Молюсь, матушка, молюсь», – сказала я. «А я вот, Дунятка, еще и не начинала».

Как-то пошли мы с матушкой в храм. У дверей стояли нищие. Я подумала: «Кому тут подавать? Пьяные». Только подумала, а матушка мне: «Дунятка, давай не разбирать».

Схимонахиня Питирима (в миру Мария Никитична Мурзина) впервые встретилась с матушкой в 1950 году в поселке Мордово в доме знакомого ей по Мичуринску диакона Иоанна. Она вспоминает: «Однажды, когда мы приехали с моей сестрой Клавой в Мордово и зашли к отцу Иоанну в дом, он пригласил к себе матушку Марию и, приготавливая нас к встрече, сказал: «Сейчас к нам придет великая старица».

Пришла матушка, познакомилась с нами, а потом посмотрела на нас внимательно и строго и вдруг говорит: «Отрежьте хлеба с медом и солью». В это время у отца Иоанна находился его родной брат Александр. Он отрезал нам по большому ломтю хлеба, намазал медом и посыпал солью. Мы с сестрой с удивлением посмотрели друг на друга: «Как же есть столько меда вместе с солью?»

А матушка сказала: «Вы удивляетесь, сколько вам меда и соли положили? Мед – чтобы вам было сладко, а соль – чтобы у вас была любовь между собою». Прошло время, и мы стали матушкиными духовными чадами.

В 1955 году знакомая нам бывшая монахиня Сухотинского монастыря матушка Порфирия поехала к преподобному старцу схиархимандриту Севастиану. Я передала с ней письмо, в котором просила батюшку благословить меня съездить куда-нибудь в святые места или к нему в Караганду. Батюшка благословил приехать к нему. Я сказала об этом тете Акилине, которая напутствовала меня такими словами: «Святые места должны быть в сердце, а благословение старца дается на всю жизнь».

Перед тем, как отправиться к отцу Севастиану, я поехала к матушке, и она за меня порадовалась: «Ой, Машутка, я у него была в Оптиной пустыни, он тогда был еще келейником. Обязательно поезжай».

Сестра очень за меня волновалась, ведь ехать надо было целых пять суток. «Клаша, не волнуйся, за его молитвы все будет хорошо», – успокоила ее матушка.

Перед поездкой наш Мордовский батюшка отец Василий и тетя Акилина отслужили молебен, и я поехала. С собой везла гостинцы от матушки. Когда прибыла, отдала их старцу Севастиану со словами: «Это от матушки Марии».

– Какой матушки Марии?

– Вы ее знаете, она в Оптиной бывала часто.

Он задумался и позвал блаженную Настеньку, которая у него жила. Спросил о матушке.

– Да ведь это Матрёнка, какая с Натальюшкой всегда приезжала, – сказала блаженная.

А тетя Акилина послала отцу Севастиану просфору и носки. Я их тоже отдала и сказала: «Это раба Божия Акилина из Большой Липовицы вам прислала. Оттуда родом старец Амвросий».

Мы тогда собирались переехать в город и хотели тетю взять с собой, ведь она была старенькая, и ей тяжело было ходить в церковь в Мордово за много километров. Но отец Севастиан не благословил: «Из деревни в город. Из города в деревню. Я у нее беру эту просфорочку, а ты обратно ей передай».

А мне задал вопрос: «Скажи, куда из кадила идет дым?»

– Вверх, батюшка.

– Вот так и ее молитвы.

– А скажи, как корабль держится, чтобы стоять и не качаться?

– Якорь пускает в море.

– Вот такая у нее вера и такая молитва.

Давно еще отец Амвросий Оптинский говорил, что в Большой Липовице будет большой столп. И мне не раз приходила такая мысль, что это тетя Куля, ведь она была прозорливой.

Я месяц прожила в Караганде и молитвами матушки Марии получила большое утешение от отца Севастиана и блаженной Анастасии, которая просила: «Батюшка, да уж оставь эту Марью у нас», но он возразил: «Да нет, у нее там сестра. Она ее не отпустит, вдвоем будут жить».

Когда вернулась, поблагодарила матушку: «За ваши молитвы я получила такое утешение».

В 1956 году я собралась съездить в Киев или в Почаев. Отец Рафаил из Вышенской пустыни, у которого я попросила благословения, сказал: «В Киев и Почаев тебе дорога набита гвоздями, а вот в Загорск езжай. Тебя преподобный Сергий давно ждет».

И матушка благословила: «Поезжай, поезжай, Машутка, обязательно». И я поехала вместе с еще двумя сестричками под Троицу – престольный праздник обители преподобного Сергия – в переименованный тогда в Загорск Сергиев Посад. И там я сподобилась большого утешения. Перед поездкой Мордовский отец Василий отслужил молебен и сказал мне: «Ты причащайся не на Троицу, а на Духов День». Почему он так сказал – я не знаю. Приехали к Преподобному. Мои спутницы причащались на Троицу, а я на День Святого Духа. В Лавре есть Духовская церковь, где отмечается этот престольный Праздник.

В День Святой Троицы я ждала своих сестер в храме. Все ушли, а я осталась. Вдруг из алтаря вышел Батюшка и стал тихонечко подвигаться к боковой двери церкви напротив академии. Меня как будто толкнула какая-то сила и я побежала вслед за ним брать благословение. На Батюшке был ветхий подрясник, простой крест, а глаза настолько впавшие, словно он только что вышел из Своего затвора ради совершающегося в обители Великого праздника.

Я и как раз вовремя подоспевшие сестрички взяли у Него благословение, после чего нас охватила такая необыкновенная радость, описать которую просто невозможно.

Когда я приехала к матушке и все это рассказала, она произнесла: «Не сомневайся. Вас благословил сам преподобный Сергий».

Надо еще сказать то, что моя мама, Царство ей Небесное, всегда заказывала Преподобному молебны, и, глядя на нее, я и сама молилась ему с детских лет с особенной любовью.

Я работала учительницей в районе и жила с сестрой в селе Большая Липовица Тамбовской области в старом, ветхом родительском домике, а потом мы его продали и купили себе вместе с матушкой Порфирией общее жилье в Тамбове. Кухня у нас была совместная, а комнатки отдельные. Перед переездом в Тамбов наша тетя старица Акилина нам сказала: «Два года покатаетесь и в свою развалюшку вернетесь». Так и произошло. Через два года сестра стала настаивать на возвращении в родительский дом, по которому она очень тосковала и захотела выкупить его обратно. Я отговаривала ее: «Стыдно будет переезжать опять на свою улицу». Но она настаивала на своем, и мы решили вернуться.

Матушка Порфирия, когда узнала, что мы уезжаем, расплакалась и сказала: «Я вас очень полюбила». А в том, как поступить с нашей частью тамбовского дома нас вразумила наша умершая мама. Я увидела сон: летит утка, ее подстрелили и она падает прямо мне в руки. Мне жалко ее бросить – можно же съесть, и я бегу к маме (к этому времени она уже умерла) и спрашиваю, что с этой уткой делать. Она сказала: «Отдай Петру», – так звали нашего брата. Он жил с женой и детьми через стенку от нас, и им действительно было тесно. И мы отдали наше жилье семье брата, а он был по профессии плотником и взялся помочь нам отремонтировать ветхий родительский домишко.

Когда я поехала за благословением к матушке Серафиме, она сказала: «Девчонки, начинайте ремонтировать. Займите у батюшек. Одну зарплату будете за дом отдавать, а на другую жить. Будет у вас все на вашей улице».

А ведь у нас в тот момент были только венцы и немного бревен, но по молитвам матушки дела стали продвигаться. Однажды утром, идут рабочие по нашей улице и спрашивают:

– Вам наличники нужны?

– Нужны.

– А дранка нужна?

– Нужна.

– Рамы?

– Нужны.

И все было так, как матушка сказала: мы полностью отремонтировали наш домик, он и сейчас стоит.

В 1958 году, когда мы еще жили в Тамбове, матушка приехала к нам из Мичуринска и говорит: «Машутка, завтра пойдем в Петропавловскую церковь на кладбище и там причастимся».

Я заколебалась: «Матушка, как же я пойду? Я работаю в школе, а в церковь родители ходят и меня увидят. Ведь учителям в церковь ходить нельзя». «Никто тебя не увидит, – успокоила она, – мы отца Василия попросим, и он нас исповедует на клиросе и причастит, когда все уйдут».

Мы пришли в церковь, я встала за боковую дверь и простояла там всю Литургию. После того, как все вышли – батюшка нас поисповедовал, причастил, утешил и мы пошли домой. На полпути остановились, перед нами был мост через железную дорогу, и виден был весь Тамбов. Матушка достала из-за пазухи батистовый платок и покрыла меня со словами: «Матерь Божия тебя покрывает. Береги платок и помни этот день». А был тогда праздник Тихвинской иконы Божией Матери.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.