Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психотический уровень (0–18 мес.).






❑ Симбиоз.

❑ Оральный уровень по Фрейду.

❑ Базовое доверие или недоверие по Эриксону.

Психологические защиты [1] в рамках рассматриваемой типологии – это глобальные, закономерные, здоровые, адаптивные способы переживания мира, необходимые для того, чтобы 1) избежать или овладеть мощным угрожающим чувством и 2) сохранить самоуважение. Защиты представляют собой результат взаимодействия темперамента, природы переживаемых в раннем детстве стрессов, защит, усвоенных по образцам значимых других, и индивидуально выработанных защит, подтвердивших свою эффективность. Первичные (примитивные) защиты, согласно психоаналитической традиции, имеют дело с границами между собственным «Я» и внешним миром, а вторичные защиты (высшего порядка) – с внутренними границами (между Эго, Супер-Эго, Ид и пр.). Появление психологических проблем нередко рассматривается психотерапевтами как результат недостаточности защит.

Традиционно среди первичных защит выделяют:

примитивную изоляцию;

отрицание;

всемогущий контроль;

примитивную идеализацию (и обесценивание);

проекцию, интроекцию и проективную идентификацию;

расщепление Эго и диссоциацию.

А среди вторичных защит выделяют:

¡ репрессию (вытеснение);

¡ регрессию;

¡ изоляцию;

¡ интеллектуализацию;

¡ рационализацию;

¡ морализацию;

¡ компартментализацию (раздельное мышление);

¡ аннулирование;

¡ поворот против себя;

¡ смещение;

¡ реактивное образование;

¡ реверсию;

¡ идентификацию;

¡ отреагирование;

¡ сексуализацию (инстинктуализацию);

¡ и сублимацию, всего – 7 примитивных и 16 вторичных защит (определения каждой из них приведены в Словаре).

Таблица 8.3

Типология характера (по: Мак-Вильямс Н., 2001)

Тип характера Драйвы, аффекты и темперамент Защиты Объектные отношения Переживание собственного «Я»
Психопатические (асоциальные) личности Личность, организующим принципом которой является желание сознательно манипулировать другими Большая базальная агрессия, врожденные тенденции к высокому порогу приносящего удовольствие возбуждения. Неспособность выражать в словах эмоции; доминируют слепая ненависть или маниакальная радость Всемогущий контроль, проективная идентификация, иногда диссоциация 1. В условиях обилия опасностей и хаоса (переезды, потери, семейные разрывы) дети были избалованы материально, но испытывали эмоциональную депривацию, не находя помощи в выражении и понимании чувств. 2. Повтор защит родителей, поощряющих демонстрацию силы и снятие всех ограничений Представления о «Я» поляризованы между желаемым состоянием всемогущества и пугающим состоянием отчаянной слабости. Отсутствие четких ограничений, непонимание последствий импульсивных действий, примитивная зависть как стремление разрушить все, что является желанным
Нарциссические личности Личность организована вокруг поддержания самоуважения путем получения подтверждения со стороны. Опыт описывается дефицитарной моделью: чего-то недостает (обмануты и нелюбимы) Конституционально чувствительны к невербальным посланиям, невыраженным аффектам. Сильный драйв агрессии с неспособностью переносить агрессивные импульсы. Ведущие эмоции – стыд и зависть. С трудом выражают раскаяние и благодарность Идеализация и обесценивание Использование в детстве для нарциссического расширения родителей; забота о них потому, что они выполняют некую функцию, что и приводит к состоянию постоянного беспокойства со стороны ребенка, вынужденного постоянно «соответствовать» Эго расположено между полярностями: величественным «все хорошо» и истощенным «все плохо»
Шизоидные личности Диапазон от кататоников до творящих гениев; общая черта – стремление к духовным изысканиям, теоретической и творческой деятельности Гиперреактивность, способность легко поддаваться перестимуляции. Врожденная сензитивность (угнетает избыток света, шума, движения). Проблемы орального уровня: удаляться, чтобы не быть поглощенными. Тревога по поводу базальной безопасности. Отстраненность от жизни или некоторой своей части Уход во внутренний мир, проекция и интроекция, идеализация, обесценивание, инеллектуализация Глубокая амбивалентность по поводу привязанности, жажда близости и страх быть поглощенными, отмечается у любителей дистанции (филобатов) и стремящихся к близости (окнофилов). Порождается двумя типами семейных ситуаций. 1. Покушающийся, сверхвовлеченный тип воспитания. 2. Одиночество и пренебрежение со стороны родственников   Индифферентность к эффекту, производимому на других; безопасная дистанция шизоидного «Я». Стремление к подтверждению уникальности и оригинальности
Параноидные личности Стремление к величию, подозрительность и отсутствие чувства юмора Гипервозбудимость (низкий стимульный порог), негативное расположение духа, неадаптивность, интенсивность реакций, направленных вовне. Бдительность, ожидание вреда извне, обида и зависть. Неосознаваемые и проецируемые вовне чувства стыда и вины Проекция, проективная идентификация, реактивное формирование Жестокость, при которой ребенок страдал от подавления, унижения, критицизма взрослых и безуспешно стремился их удовлетворить Противоречие между униженным и презираемым образом «Я» и всемогущим, оправдываемым и торжествующим. Одновременно – неясность своей сексуальной идентификации, тяга к однополой любви
5а Депрессивные личности Переживаемая потеря части себя, сопровождаемая печалью, сниженной энергетикой. Наследственная передача депрессии. Направленный внутрь гнев. Вовне – великодушны, чувствительны, терпеливы Интроекция, обращение против себя, идеализация 1. Раннее переживание потери. 2. Пренебрежение потребностями детей со стороны взрослых. 3. Негативное отношение к горю, отрицание потери. 4. Характерологическая депрессия у родителей Переживание себя плохими и проявление компенсаторной филантропической активности
5б Маниакальные личности Депрессивная организация личности нейтрализуется отрицанием Высокая энергия, возбужденность, мобильность, переключаемость и общительность. Переживание счастья характерно, а спокойная безмятежность исключена Отрицание, отреагирование, всемогущий контроль Повторные травматические сепарации без возможности пережить этот опыт Потребность быть в движении; страх дезинтеграции
6. Мазохистические (пораженческие, саморазрушительные (self-defeating)) личности Применяют достижение триумфа посредством навязанного себе страдания, вовсе не подкрепленного любовью к боли. Конституционально стремящиеся к объекту и зависящие от него. Паттерн повторения страдания Считают себя незаслуженно страдающими. В ответ на то, что отвечает их объективным интересам, могут возникать гнев, обида, негодование Интроекция, обращение против себя, идеализация, отреагирование, морализация, отрицание 1. Родители, формально относящиеся к своей роли, начинают проявлять участие, если ребенку причинена боль или он подвергается опасности. 2. Перестановка ролей, при которой дети чувствуют ответственность за родителей. 3. Поощрение со стороны родителей мужества в страданиях Переживание себя отверженным и виноватым наряду с убеждением, что они обречены быть недооцененными и с ними нужно плохо обращаться. Самоуважение требует переносить неприятные ситуации, а не изменять их
7. Обсессивные и компульсивные личности Склонные «думать и делать» Фиксация на анальной стадии. Повтор сценария приучения к туалету – чистоплотность, упрямство, пунктуальность. Базовый аффект – гнев под контролем, борющийся со страхом быть наказанным. Невыраженность аффекта в словах. Досада, стыд Изоляция у обсессивных, уничтожение сделанного у компульсивных. Рационализация, морализирование, компартментализация, интеллектуализация, реактивное образование, смещение аффекта. 1. Высокий контроль, требование от детей послушания, осуждение их не только за поступки, но и за чувства, мысли, фантазии. 2. Заброшенность со стороны родителей, отсутствие представлений о чистоте и других нормах Озабоченность проблемой соответствия высоким нравственным принципам, определяемым в терминах контроля. Обретение самоуважения посредством стандартов поведения, предъявляемых интернализованными фигурами родителей. Обсессивные находят опору для самоутверждения в думании, компульсивные – в делании
Истерические или театральные (histrionic) личности Высокий уровень тревоги, напряженности и реактивности, особенно межличностной Оральное удовлетворение – в любви, внимании, эротической близости. Возможна двойная фиксация – на эдиповой и оральной стадиях Репрессия (подавление), сексуализация и регрессия, отреагирование вовне, диссоциативные защиты. Отношения, приписывающие неодинаковую силу и ценность мужскому и женскому полу (переживание проблематичности сексуальной идентичности) Чувство пугливого ребенка, преодолевающего трудности так успешно, как это только возможно в мире сильных и чужих других. Способ самоутверждения – спасение других и использование сексуальной привлекательности
Диссоциативные личности «Патология утаивания» Высокая врожденная находчивость, межличностная сензитивность. Конструкта в терминах драйвов предложено не было. Главные эмоции – предсмертный ужас, агрессия, ярость, стыд и вина. Телесные ощущения, провоцирующие транс – непереносимая боль и смущающее сексуальное влечение Диссоциативные защиты на фоне высокой способности к самогипнозу. 1. Сексуальное или другое насилие. 2. Диссоциативные родители, в прямой или опосредствованной форме (алкоголики, лекарственная зависимость). Во взрослом возрасте ищут объектов, страдающих от голода отношений и умеющих оценить заботу «Я» фрагментировано, и каждая из составляющих несет свои функции. Каждая должна быть клиентом

 

 

Н. Мак-Вильямс выделяет девять типов характера, описывая каждый из них по следующим направлениям:

· обсуждение аффектов;

· обсуждение драйвов;

· обсуждение темперамента;

· адаптивная и защитная организация Эго;

· паттерны объектных отношений, интернализованные и ставшие «скриптами»;

· переживания собственного «Я».

Эти характерологические основания подводят к постановке дифференциального диагноза и определения стратегии лечения, однако мы данные вопросы оставляем за рамками рассмотрения.

Конечно, проанализированные нами типологии представляют собой скорее примеры использования типологического метода, чем исчерпывают все разнообразие типов личности, характера, темперамента человека. Очевидно, что количество используемых в психодиагностике классификаций будет неминуемо увеличиваться, и важной задачей их пользователей является осознание сферы применения и разрешающих возможностей каждого подхода.

 

Клинико-экзистенциальная типология характера

 

Интересный взгляд на особенности характера представлен в клинико-экзистенциальной типологии характера, составленной современным московским психиатром П.В. Волковым[2]. И, хотя сам П.В. Волков четко разграничивает понятия «личность» и «характер» (см. главу 6), его типология позволяет судить о направлении развития личности, хотя бы через ограничения, налагаемые разрешающими возможностями характера. Название подхода подчеркивает тот факт, что, наряду с проявлениями болезни (в предельном развитии типа), в его содержание включены также и переживания самого больного человека. А будучи незначительно выраженными, акцентуации характеризуют особенности личности здорового человека, облегчая понимание себя и других и предвосхищая возникновение критических ситуаций.

Типология П.В. Волкова очень практична и содержит в себе ответы на самые важные вопросы, возникающие перед психологом-практиком:

· что присуще данному характеру всегда;

· что очень типично, но присуще не всегда;

· что нетипично, но возможно;

· и, наконец, что в рамках данного характера не встречается никогда.

Вся эта полезная информация объединена в так называемом ядре характера, описанием которого мы и ограничимся. Всего П.В. Волков выделяет девять типов характера.

Таблица 8.2

Типология характеров (по: П.В. Волков, 2000)

№ п/п, название характера Ядро характера
1. Эпилептоидный характер 1. Дисфория (раздражительность) и сильные влечения и инстинкты. 2. Прямолинейность мышления и чувствования. 3. Авторитарность, склонность к стойким сверхценным идеям. 4. Тяга к власти. Иллюстрации: творчество В.Васнецова, А.Шилова, И. Айвазовского
2. Инфантильно-ювенильные характеры 2а. Истерический характер 1. Основной компонент характера – эгоцентризм. 2. Способом реализации эгоцентризма является демонстративность (поза). 3. Демонстративность обеспечивается вытеснением. 4. Почвой для успешной работы вытеснения является дисгармонический инфантилизм. Иллюстрации: К. Брюллов, А. Вертинский  
2б. Неустойчивый характер 1. Детская структура воли, растворенной в желаниях; бесплановость жизни. 2. Низкая способность сдерживать желания. 3. Пресыщаемость однообразной деятельностью и стремление пробовать новые варианты жизни. 4. Высокая податливость к внушению и самовнушению. 5. Отсутствие прочного внутреннего стержня. Иллюстрации: С. Есенин
2в. Ювенильный характер 1. Душевная незрелость. 2. Ненадежность обещаний, поведения и жизненных планов. 3. Привязанность к текущему моменту и нетерпимость к обобщению жизненного опыта. 4. «Дефект совести по отношению к здоровью». Иллюстрации: В. Высоцкий
3. Астенический характер 1. Дефензивность с конфликтом между ранимым самолюбием и чувством собственной неполноценности. 2. Раздражительная слабость с вегетативной неустойчивостью и дисфункциями. 3. Повышенная впечатлительность. 4. Тревожная мнительность. 5. Относительная быстрая утомляемость и истощаемость. 6. Гиперкомпенсация и компенсация как реакции на чувство своей неполноценности. Иллюстрации: И. Левитан, П.И. Чайковский, К. Сен-Санс
4. Психастенический характер 1. Изначальная (базальная) тревога со слабым вытеснением. 2. Дефензивность с конфликтом ранимого самолюбия и чувства неполноценности. 3. Деперсонализация с блеклой чувственностью. 4. Рефлексивная аналитичность со склонностью к тревожным сомнениям. 5. Реалистическое мироощущение. Иллюстрации: К. Моне, А.П. Чехов
5. Ананкастический (педантичный) характер 1. Изначальная (базальная) тревога. 2. Педантичность. 3. Навязчивости (ананказмы). Иллюстрации: литературные герои рассказов А.П. Чехова «Смерть чиновника», Н.В. Гоголя «Шинель»
6. Циклоидный (синтонный, естественножизнелюбивый) характер 1. Полнокровная, чувственно-теплая, земная естественность и натуральность. 2. Неотделимая от естественности синтонность. 3. Диатетическая пропорция, сплав радости и печали. 4. Циклоидные колебания настроения. 5. Практическая реалистичность мышления. Иллюстрации: «Душечка» А.П. Чехова, О. Бендер И. Ильфа и Е. Петрова
7. Шизоидный (аутистический) характер 1. Аутистичность: самособойность мышления и склонность к идеалистическому мироощущению, тяга к Гармонии. 2. Мягкие формы коммуникативного аутизма. 3. Заостренные переживания личностного одиночества и закрытости. 4. Психэстетическая пропорция по Э. Кречмеру. 5. Причудливо неестественное отношение к жизни с точки зрения обыденного здравого смысла, но психологически цельное, понятное, исходя из аутистических особенностей данного характера. Иллюстрации: С. Гроф, Г. Гессе, И. Кант
8. Органический характер 1. Личностная огрубелость. Отсутствие духовной тонкости. 2. Отсутствие цельного ядра характера, мозаика различных характерологических радикалов в их огрубленности. 3. Неуравновешенность со слабостью самоконтроля, двигательной расторможенностью. 4. Усиление примитивных эмоций и инстинктов, расторможенность влечений. 5. Эйфоричность настроения, благодушие. Периоды дисфорий. 6. Неряшливость, неаккуратность мышления, нередко сочетающаяся с его вязкостью. 7. Остаточные явления раннего органического поражения мозга. 8. Грубая диспластика. «Букет» телесных аномалий. Иллюстрации: А. Тулуз-Лотрек
9. Эндокринный характер 1. Мягкое размывание в человеке типично мужского и типично женского. 2. Аномальность полового чувства (с наличием или без гомосексуальных контактов). 3. Сложная мозаика характерологических радикалов. 4. Эндокринная диспластика телосложения (ярко выраженная или слегка намеченная). Иллюстрации: М. Цветаева, Г.-Х. Андерсен

 

Итак, клинико-экзистенциальный подход дает возможность понимания людей с различными особенностями исходя из доступной им нормы психологической реакции на все происходящее, что позволяет, с одной стороны, помочь им ярче проявиться, а с другой – уберечься от трудных сторон их характера.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.