Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические принципы конструирования вопросника






Содержание вопросов, их формулировка, последовательность и взаимосвязь в структуре вопросника должны отвечать двум требованиям.

Первое требование, вопросы должны быть необходимыми и достаточными для обеспечения эмпирической проверки гипотез исследования, для решения его познавательных задач. Это требование обеспечивается на стадии эмпирической интерпретации понятий посредством выработки набора индикаторов и соответствующего ему списка единиц искомой информации. Каждый вопрос рассматривается при этом как специфический измерительный инструмент для «получения необходимой (искомой) информации. Иначе говоря, для каждого вопроса анкеты должна быть определена его познавательная задача, его искомая информация.

Второе требование: необходимо учитывать социально-психологические особенности опрашиваемых, выступающих источником информации. Это значит, что автор анкеты должен учитывать информированность опрашиваемых о предмете опроса, специфику их языка, традиций общения, представлений о престиже, чувстве собственного достоинства, представление о социально неодобряемом поведении в данной социальной группе и др.

С учетом данных требований связаны такие факторы качества результатов опроса, как искренность и достоверность ответов респондентов, их установка на сотрудничество с интервьюером. В практической работе при конструировании вопросника оба требования часто пересекаются и должны учитываться комплексно и во взаимосвязи. Приступая к разработке вопросника, исследователь решает задачу другого уровня — как сформулировать вопрос, чтобы получить искомую информацию. Как показывает практика, расхождение познавательной задачи вопроса со смысловым содержанием его формулировки для анкеты — главная ошибка, с которой приходится сталкиваться.

Таким образом, одна из центральных задач, которая стоит перед исследователем — это «перевод» общих исследовательских задач сначала на уровень частных, формулируемых в виде единиц искомой информации (Э.Ноэль-Нойман называет их «программными вопросами»), а затем их «перевод» на уровень обыденных представлений опрашиваемых. Операция эта тем более важна и необходима, что эмпирические данные многозначны по своей природе и могут быть по-разному интерпретированы в различных контекстах в связи с познавательными различными задачами.

Распространенность различных видов методических ошибок нередко объясняется вполне понятным и естественным стремлением исследователя к использованию более простых и экономичных методических решений. Однако при определении содержательной пригодности формулировки вопроса приходится учитывать, что экономичность и организационная простота методического решения — далеко не достаточные критерии его оценки. Более того, экономичность исследования и качество эмпирической информации почти всегда вступают в противоречие.

Соответствие формулировки вопроса возможностям респондента как источника информации обеспечивается не только «переводом» познавательной задачи на уровень житейского опыта опрашиваемых. Другими направлениями решения этой проблемы выступают такие требования, как учет компетентности, информированности респондента о предмете опроса; учет особенностей языка и культуры опрашиваемых, их аналитических возможностей. Ясно, что для обеспечения таких условий необходимы предварительная информация о состоянии сознания членов исследуемой совокупности относительно предмета исследования, а также данные об уровне информированности и компетентности соответствующих социальных групп. Подобные данные можно найти, обратившись, в первую очередь, к результатам предшествующих исследований.

Более конкретной и точной «привязке» методики опроса к особенностям «поля» будущего исследования способствует проведение пилотажных (предварительных) исследований.

Виды вопросов. Взависимости от целей, с которыми задаются вопросы, они подразделяются на содержательные и функциональные. По содержанию различают вопросы о знаниях, поведении, мнениях, установках, мотивах.

Функциональные вопросы решают различные задачи по управлению ходом опроса, его психологической атмосферой, логической строгостью. Основные виды функциональных вопросов: вопросы-фильтры, контрольные вопросы, контактные вопросы.

Необходимость в вопросах-фильтрах возникает тогда, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от некоторой ее части. Для эго чтобы отделить носителей информации, т.е. тех, кому следует задать отдельные специализированные вопросы, и заедается вопрос-фильтр.

Каждый такой специализированный блок вопросов открывается вопросом-фильтром, имеющим отсылку, указывающую нато, к заполнению какого вопроса следует переходить интервьюеру, чтобы выделить носителей необходимой информации. Вот пример использования вопроса-фильтра в формализованном интервью:

 

33. Скажите, приходилось ли Вам лично работать сверхурочно или дополнительно, чтобы увеличить свой доход и преодолеть влияние инфляции и высоких цен?

(1) Да -» К ВОПРОСУ 34

(2) Нет -> К ВОПРОСУ 35

(3) Затрудняюсь ответить/нет мнения → К ВОПРОСУ 35

 

Цель контрольных вопросов — выяснить устойчивость или непротиворечивость ответов респондента, которые он дает на предшествующие вопросы по той же теме, проблеме. Например, задается общий вопрос об удовлетворенности работой, затем полученный ответ контролируется несколькими вопросами о некоторых частных аспектах удовлетворенности рабочей ситуацией, например о желании сменить работу. Совокупность полученных частных ответов рассматривают как контроль на непротиворечивость высказываний общей оценке. Применяется также процедура психологического контроля на искренность с помощью специальных тестов.

Для установления контакта с респондентом, создания у него положительной мотивации на опрос применяются так называемые контактные вопросы, которые прямо могут быть, и не связаны с темой исследования, но позволяют отвечающему высказаться на тему, близкую для него, показывающую его информированность и компетентность. В практике опросов эта функция чаще всего не возлагается на специальные вопросы, а выполняется «попутно» вопросами, наиболее простыми по смыслу, но одновременно дающими необходимую исследователю информацию.

По технике заполнения выделяются две основные группы вопросов: открытые и закрытые. Открытые вопросы дают респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, отражающий всю неповторимость индивидуального сознания, языка, стиля, запаса информации, круга ассоциаций. Интервьюер самостоятельно записывает сформулированный ответ или кодирует его в предварительно составленном классификаторе. Например, мы регулярно задаем вопросы типа:

 

1. Скажите, пожалуйста, какую проблему Вы назвали бы самой серьезной проблемой для России в настоящее время? /ЗАПИШИТЕ ДОСЛОВНО НАЗВАННУЮ РЕСПОНДЕНТОМ САМУЮ СЕРЬЕЗНУЮ ПРОБЛЕМУ/

! ____________________________________________!

 

Закрытый вопрос всегда предполагает наличие готовых вариантов ответов, которые исследователь разрабатывает до начала опроса, основываясь на своих исходных представлениях о содержании вопроса и на данных подобных прошлых и пробных исследованиях, позволяющих адаптировать первоначальный вариант вопроса к социально-психологическим особенностям опрашиваемых.

Выбор вида вопроса зависит от характера искомой информации. Открытые вопросы часто применяются, например, в предварительных исследованиях, когда изучается информированность и компетентность совокупности опрашиваемых о предмете опроса, особенности их сознания и языка. Ответы на открытые вопросы достаточно трудоемки с точки зрения подготовки к обработке (кодирования ответов), поэтому их используют в массовых опросах относительно реже, чем закрытые.

Закрытые вопросы — наиболее популярный вид техники сбора данных. Он привлекает исследователей экономичностью обработки, поскольку позволяет использовать предварительную кодировку всех возможных вариантов ответов.

Респондент, выбрав варианты ответов, совпадающие с его мнениями, сообщает об этом интервьюеру, который в свою очередь помечает эти ответы в анкете. Заполненная таким образом анкета почти готова к машинной обработке.

Прямые (личные) и косвенные формулировки вопросов используются в зависимости от отношения искомой информации к личности респондента. Если нужные исследователю данные психологически нейтральны или положительны по отношению к чувству собственного достоинства респондента или к его отношениям с другими людьми, то прямые вопросы дают достаточно достоверную информацию. Если вопрос требует от респондента критического отношения к себе, к окружающим его людям, если от него ожидается оценка социально неодобряемых действий (бить детей, уклоняться от налогов и т.п.), то возможны различные смещения в ответах либо уклонения от ответов. Косвенные вопросы помогают частично преодолевать эти психологические барьеры. Функции косвенных вопросов могут выполнять «проективные» вопросы. Например, респонденту предлагается закончить незавершенное предложение, придумать развязку к незавершенному описанию какого-либо события и т. п.

Какую бы разновидность вопроса ни использовал исследователь, он должен обеспечить респонденту возможность «уйти» от ответа, если он к нему не относится или он испытывает затруднения. Поэтому формулировки вопросов и правила их заполнения обычно предусматривают варианты ответов типа «не знаю», «затрудняюсь определить», «не имею», «не занимаюсь» и т. п. В формализованном интервью обычно эти варианты ответов не зачитываются респонденту. Существуют всевозможные приемы, как уменьшить долю «затруднившихся» в случае очень «острых» вопросов, вопросов о социально неодобряемом поведении, например, применением отдельной анкеты с самозаполнением ее респондентом, которую затем он запечатывает в конверт и передает интервьюеру в таком запечатанном виде.

Как уже отмечалось, содержательные вопросы можно условно разделить на три группы: вопросы о поведении, вопросы о знании и вопросы об установках, мотивах, мнении. Приведем примеры каждого из них.

Первый пример относится к вопросам о поведении.

 

ИНТЕРВЬЮЕР. ПЕРЕДАЙТЕ РЕСПОНДЕНТУ КАРТОЧКУ А

1. Каждый член семьи вносит какой-то вклад в выполнение различных домашних работ. Скажите, пожалуйста, какую часть домашних работ, которые я Вам перечислю, выполняете в Вашей семье лично Вы? /ЗАЧИТЫВАЙТЕ ВИДЫ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ И ОТМЕЧАЙТЕ ПО КАЖДОЙ СТРОЧКЕ/

а) приготовление пищи 1 2 3 4 5 (6)

(1) – Все или почти все, т.е. 3/4;

(2) – Делаю 1/2;

(3) – Делаю 1/4;

(4) – Делаю;

(5) – Почти никогда;

(6) – Никогда.

 

Респонденту дают карточку с напечатанными вариантами ответов «делаю все или почти все», «почти никогда» и зачитывают последовательно виды домашней работы.

Следующий вопрос о фактах.

 

Как бы Вы описали тип дома, в котором Вы живете в настоящее время? Это: /ЗАЧИТАЙТЕ. ОТМЕТЬТЕ В КОЛОНКЕ В.29/

29.В каком доме Вы жили пять лет назад, то есть в 1988 году? /ЗАЧИТАЙТЕ И ОТМЕТЬТЕ В КОЛОНКЕ В.ЗО/

В.29 В.ЗО

Теперь В 1988

a) Отдельный дом, сельский дом, коттедж 1 1

b)Многоквартирный дом менее 3-х этажей 2 2

c) Многоквартирный дом более 3-х этажей 3 3

d)Общежитие, больница, военный лагерь 4 4

e)Другое /УКАЖИТЕ, ЧТО ИМЕННО/ (8) (8)

f) Затрудняюсь ответить, не помню /НЕ ЧИТАТЬ/ (9)

 

И, наконец, третий тип вопроса.

 

5. Скажите, пожалуйста, Вы одобряете или не одобряете деятельность Владимира Путина на посту Президента? /НЕ ЧИТАТЬ АЛЬТЕРНАТИВЫ/

ЕСЛИ ОТВЕТ ДАН, СПРОСИТЕ: Вы полностью одобряете/не одобряете ее, или лишь частично одобряете/не одобряете?

(1)Полностью одобряю

(2)Частично одобряю

(3)Не то чтобы одобряю, но и не то чтобы нет

(4)Частично не одобряю

(5)Полностью 'не одобряю

(9) Затрудняюсь ответить/нет мнения

 

Важными характеристиками каждого вопроса являются: степень, в которой в данном вопросе содержится некое социальное давление (или даже угроза для респондента), и степень, в которой выбор тех или иных альтернатив вопроса будет означать, что респондент придерживается социально одобряемого или неодобряемого поведения. Известно, что «в принципе» нарушать правила дорожного движения не хорошо, употреблять наркотики тоже, а получать в школе хорошие оценки — «хорошо», высказывать негативное отношение к главе государства в некоторые периоды времени даже опасно. Приемы нивелирования этого социального давления содержания вопроса составляют один из существенных компонентов искусства задавать вопросы.

Построение вопросника представляет собой создание своеобразного «сценария» ситуации опроса, логики общения исследователя с респондентом как источником необходимой информации. Поэтому вопросник (анкета, план интервью) есть не просто' совокупность вопросов, а определенным образом организованная исследовательская ситуация.

Наиболее популярная композиция вопросника связана с выделением трех фаз в ситуации опроса: вступительной, основной и заключительной.

В начале опроса респондент может испытывать некоторый дискомфорт и даже острую настороженность в связи с непонятными целями опроса и самим фактом выбора для опроса именно его. Установление первого контакта решается кратким вступлением к вопроснику, вводящим опрашиваемого в ситуацию опроса и стимулирующим его интерес к общению. Первые вопросы анкеты — наиболее простые и доступные по смыслу и технике заполнения, одновременно они служат объяснением привил «игры», в которую интервьюер вовлекает, респондента.

От начала к середине опроса вместе с активизацией внимания и интереса респондента могут увеличиваться сложность и, острота вопросов, которые запланированы в исследовании. Вторую половину опроса рекомендуется посвящать более простым вопросам, использовать психологические приемы, активизирующие внимание респондента.

Кроме того, вопросник должен включать четкие и однозначные инструкции и указания для интервьюера по его заполнению, переходы от вопросов-фильтров; к вопросам карточки с длинными перечнями ответов. Формулировки вопросов в плане интервью должны быть удобными для произнесения, следовательно, не должны включать громоздких синтаксических конструкций, В противном случае интервьюер все равно перескажет их «своими словами», возможно, сместив смысловые акценты или даже исказив смысл.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.