Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность менеджера в современных процессах управления






 

Теоретический анализ личности менеджера не сводится к простому обобщению опыта работы отдельных менеджеров. Личность менеджера в системе управления выступает как саморазвивающаяся система, испытывающая разнообразные воздействия и одновременно являющаяся активным фактором. Следовательно, работать с таким количеством качеств личности подчиненного очень сложно. Например, принять человека на должность менеджера по персоналу, выделив в профессиональные черты более пятидесяти качеств невозможно, так как будет сложно проверить даже их наличие, не говоря об их реализации. Единство и целостность качеств менеджера достигается, в конечном итоге, усилиями самой личности. С нашей точки зрения личность – это формирующийся и реализующийся в социальной деятельности волевой самобытный центр, созидающий внутри себя источники духовной энергии и способный осуществлять самостоятельный ответственный выбор. При этом необходимо отметить, что личностный выбор реализуется в акте принятия управленческого решения и реализации его в конкретной управленческой ситуации.

В связи с этим возникла потребность конструировать систему качеств с определенным минимумом основополагающих параметров, которые должны соразмерно изменяться в зависимости от профессиональной деятельности, так как деятельность, общение и отношения накладывают определенный «структурный каркас» на формирование системы качеств личности. Оперировать минимумом параметров в ходе их сравнительного анализа гораздо легче.

В современных исследованиях проводится анализ взаимодействия личности менеджера с внутренней и внешней окружающей средой в процессе профессионального становления, где обосновываются выделенные деловые и личностные качества. Деловые качества рассматриваются через деятельность, а личностные – на основе взаимодействия субъектно-объектных отношений. С одной стороны этого взаимодействия выступает среда, а с другой стороны – внутренние психологические ресурсы самой личности. Здесь важна согласованность между сознанием личности и его бессознательными психическими процессами. На стыке внутреннего и внешнего мира рождается неповторимая структура, которая представляет собой определенную систему качеств.

Реализация этих качеств объективно требует хорошей экономической подготовки и глубоких знаний в области научного управления. Этими проблемами и занимается менеджмент[9].

Менеджмент следует рассматривать как особый вид управления, необходимый экономически самостоятельному объекту в рыночной экономике и представляющий собой систему гибкого менеджмента, способного своевременно перестраиваться, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкурентной борьбы и социальные факторы развития.

Если рассматривать личность максимально широко, то структуру любой личности (личности менеджера в том числе) можно представить как некую совокупность трех подсистем или уровней личности: организмического, индивидуального, собственно личностного. Кроме того, важно отметить, что развитие и функционирование личности происходит опосредованно. Оно определяется всеобщими характеристиками процесса управления: коммуникативным пространством и временем, информацией, энергией, материально-вещественными факторами управления и управленческой ситуацией.На рисунке 2 графически представлена модель личности менеджера.

 

Рисунок 2 – Модель личности менеджера

 

На модели изображены три круга – основные подсистемы личности менеджера (первая подсистема) в их взаимодействии с всеобщими характеристиками процесса управления (вторая подсистема), который представлен фигурой шестигранника, где каждая грань отражает один из процессов управления, к числу которых относятся: коммуникативное пространство, коммуникативное время, информация, энергия, материально-вещественные факторы управления, конкретная ситуация. Любое из активных проявлений личности менеджера имеет соответствующий импульс от каждого уровня «подсистемы личности».

Таким образом, личность менеджера можно представить как совокупность трех подсистем или уровней личности: организмического, индивидуального, собственно личностного. Организмический уровень (1) генерирует энергетические импульсы, влияет на мотивацию и множество других факторов. Индивидуальный уровень – (2) определяет своеобразие стиля управления, учитывает индивидуальность и эмоциональность менеджера. Собственно-личностный уровень (3) определяет все, что связано с волевыми качествами и их ролью в эффективности профессиональной деятельности. Становление, развитие и функционирование личности происходит опосредованно через всеобщие характеристики процесса управления.

Раскроем содержание понятий, выражающих всеобщие характеристики процесса управления. Применительно к личности менеджера понятия коммуникативного пространства и коммуникативного времени означают комплекс свойств, направленных на учет условий профессиональной деятельности реально. Сущностное значение данных понятий означает осознание времени и места, умение выбирать нужную дистанцию в отношениях с подчиненными, знание организационной культуры, понимание своевременности принятия того или иного управленческого решения. Понятие информации, с точки зрения личностных характеристик, определяет возможность осуществления менеджером самостоятельного выбора, то есть принятия управленческого решения. Понятие энергии определяет энергетический потенциал личности менеджера, то есть способность совершать конкретное количество управленчески-значимых действий в единицу времени. Понятие материально-вещественных факторов управления, применительно к личности менеджера отражает его возможности как реального физического лица, а также умение учитывать материальные возможности в процессе его деятельности, где особая роль отводится конкретной управленческой ситуации.

Методы искусства управления универсальны, они используются для применения в различных управленческих ситуациях, начиная с публичного выступления и заканчивая уровнем межличностных отношений. При этом успешность любых вербальных, словесных контактов всегда зависит от огромного количества сложных, взаимосвязанных между собой психологических факторов. Необходимо учитывать кому, когда и при каких условиях излагаются те или иные аргументы, думая о конечной цели диалога и постоянно направляя его в нужное русло.

Универсальность любых методов воздействия заключается, прежде всего, в необходимости подготовки управляющего воздействия: определяется цель диалога, изучаются психологические особенности оппонента, его интеллектуально-культурный и морально-волевой уровень, прогнозируется тактика поведения, рассматриваются особенности имеющейся информации и по возможности учитываются второстепенные факторы, которые могут повлиять на планируемый контакт.

Методологической основой успешных межличностных коммуникаций и достижения поставленной цели должен выступать продуманный в деталях логический план ведения разговора, где важным условием воздействия на личность, коллектив или команду является создание благоприятной социально-психологической атмосферы, спокойный, деловой и благожелательный тон общения.

Таким образом, методы искусства и науки управления обладают универсальностью и имеют общую методику реализации в самых различных сферах деятельности.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.