Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мониторинг в модели БОР






Помимо совершенствования процедур подготовки докладов СБП или Сводного доклада Правительства Российской Федерации прин­ципиально важным остается вопрос о повышении эффективности про­цедур мониторинга, логическим завершением которых должно быть рассмотрение причин и возможных правовых последствий недости­жения заданных в докладе показателей результативности.

Совершенствование процедуры мониторинга результативности бюджетных расходов целесообразно осуществлять по следующим на­правлениям:

■ повышение уровня подготовки персонала;

■ повышение степени проработанности целевых программ;

■ выстраивание многоуровневой системы контроля;

Принципиальное значение имеет последнее направление. Плани­руемые параметры выстраивания многоуровневой системы контроля состоят в следующих новациях.

На первом уровне контроль над результативностью деятельно­сти бюджетных учреждений осуществляется со стороны СБП, в веде­нии которого такие учреждения находятся. При этом необходимо ослабление контроля над направлениями расходования средств бюд­жетных учреждений, переведенных на финансирование по результату, которое должно быть синхронизировано с усилением контроля над объемами и качеством предоставляемых ими услуг. Главными распо­рядителями бюджетных средств должен осуществляться регулярный мониторинг бюджетных учреждений на предмет выполнения плано­вых объемов предоставления услуг и корректировки объемов финан­сирования в случае их невыполнения или перевыполнения. Это по­зволит реализовать основное преимущество финансирования по результату — обеспечить связь объемов финансирования с объемами оказываемых учреждениями услуг. На этом уровне наряду с государ­ственным необходимо укреплять меры общественного контроля над объемом и качеством предоставляемых услуг, расширять практику со­здания наблюдательных (попечительских) советов при бюджетных учреждениях, усиливать роль потребителей государственных (муни­ципальных) услуг в данном процессе.

На втором уровне контроль над результативностью деятельно­сти собственно СБП должен осуществляться Правительственной ко­миссией по повышению результативности бюджетных расходов. Та­кой контроль необходимо реализовывать в процессе рассмотрения комиссией разделов докладов главных распорядителей бюджетных средств, посвященных результатам их деятельности в отчетном пери­оде, а также отчетов о результатах реализации межведомственных и ве­домственных целевых программ. Результаты оценки эффективности деятельности главных распорядителей бюджетных средств содержат­ся в Сводном бюджетном докладе. При этом необходимо, чтобы субъек­ты планирования самостоятельно разрабатывали методику оценки качества управления бюджетными средствами.

Третий уровень — контроль над результативностью деятельности Правительства Российской Федерации со стороны Государственной Думы с привлечением Счетной палаты Российской Федерации. В це­лях его обеспечения Государственная Дума должна участвовать в оценке разделов Сводного доклада Правительства Российской Федерации и докладов о результатах и основных направлениях деятельности СБП, содержащих данные о динамике в отчетном периоде плановых и факти­чески достигнутых показателей результативности. Перед рассмотрени­ем Государственной Думой эти материалы должны проходить обязатель­ную экспертизу в Счетной палате Российской Федерации.

В рамках создания многоуровневой системы контроля необходи­мо, чтобы контроль за использованием министерствами и ведомства­ми бюджетных средств постепенно смещался с внешнего контроля за целевым использованием выделенных средств к внутреннему контро­лю СБП за эффективностью их расходов. Оценки социальной и эко­номической эффективности программной деятельности должны ис- пользоваться при планировании расходов на следующий бюджетный год. В пользу необходимости совершенствования системы мониторинга результатов внедрения БОР свидетельствует и то, что ежегодный рас­чет эффективности деятельности СБП позволяет критически осмыс­лить сложившиеся направления расходования средств и отказаться от тех видов расходов, которые осуществляются «по инерции», без над­лежащего социально-экономического обоснования их объективной необходимости.

Выстраивание системы контроля на региональном и муниципаль­ном уровнях БС РФ осуществляется по аналогии с федеральным уров­нем.

Таким образом, несмотря на то что всего за несколько лет БОР стало широко востребованным методом планирования государственных расходов как на федеральном, так и на региональном уровне БС РФ, при этом какого-либо заметного повышения качества управления фи­нансами СБП до сих пор не наблюдается. Остается не совсем достигну­той цель внедрения БОР — реструктуризация деятельности субъектов планирования посредством создания эффективной системы управле­ния бюджетными целевыми программами, что закономерно, посколь­ку, как показывает опыт стран, работающих в модели бюджетирова­ния, учиться повышать эффективность всей системы управления бюджетными средствами предстоит еще длительное время.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.