Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие выводы






Клинико-психологическую структуру задержки психи­ческого развития церебрально-органического генеза характе­ризует сочетание черт незрелости и различной степени повреж-денности ряда психических функций. К признакам незрелости относятся: в эмоциональной сфере — явления органического ин­фантилизма, в интеллектуальной — недостаточная сформирован-ность отдельных корковых функций и недоразвитие регуляции высших форм произвольной деятельности. Признаки поврежден-ности характеризуются парциальным характером нарушений кор­ковых функций, комплексом энцефалопатических расстройств.

В зависимости от типа соотношения черт органической не­зрелости и поврежденности ЦНС выделены 2 основных клини-ко-психологических варианта задержки психического развития церебрально-органического генеза.

При первом варианте преобладают черты незрелости эмо­циональной сферы по типу органического инфантилизма. Энце-фалопатическая симптоматика представлена негрубыми цереб-растеническими и неврозоподобными расстройствами. Невро­логические знаки отражают незрелость мозговых структур, признаки минимальной мозговой дисфункции, легкую дисфунк­цию подкорковых систем. ЭЭГ-данные также обнаруживают при­знаки незрелости. Нарушения высших корковых функций

имеют динамический характер, обусловленный их недостаточ­ной сформированностью и повышенной истощаем остью. Регу-ляторные функции дефицитарны в звене контроля.

При втором варианте в клинической картине доминируют не черты незрелости, а симптомы поврежденности: стойкие эн-цефалопатические расстройства в виде выраженных церебрас-тенических, неврозоподобных, психопатоподобных, субклиничес­ких эпилептиформных и апатико-астенических синдромов. Неврологические и ЭЭГ-данные отражают выраженность орга­нических расстройств и значительную частоту очаговых^ Кор­ковая патология также имеет более грубый характер: наблюда­ются более тяжелые нейродинамические расстройства (инерт­ность, персевераторные явления), выраженная дефицитарность корковых функций, в том числе их парциальные нарушения. Дис­функция регуляторных структур проявляется в звеньях не толь­ко контроля, но и программирования.

Характер нарушений познавательной деятельности в боль­шей мере определяет дифференциацию психолого-педагогической коррекции. Нарушение целенаправленности, связанное с эмо­циональной незрелостью и общими нейродинамическими рас­стройствами, требует организации внимания, усиления речево­го контроля, эмоциональной стимуляции, актуализации мотива деятельности, уменьшения объема и темпа работы. Выраженная недостаточность регуляторных систем предполагает использова­ние тех видов помощи, которые обеспечивают активное пла­нирование деятельности, поэтапное формирование целостного действия.

Прогноз задержи психического развития церебрально-орга­нического генеза в значительной степени зависит от состояния высших корковых функций и типа возрастной динамики их раз­вития. При преобладании общих нейродинамических расстройств прогноз достаточно благоприятен; при их сочетании с выражен­ной дефицитарностью отдельных корковых функций необходи­ма массивная психолого-педагогическая коррекция, осуществля­емая в условиях специального обучения; первичные стойкие и массивные расстройства программирования, контроля и иници­ирования произвольных видов психической деятельности тре­буют, как правило, исключения умственной отсталости и других серьезных психических расстройств.

По данным нейропсихологического исследования, отличие клинико-психологической структуры задержки психического раз­вития церебрально-органического генеза от олигофрении состоит

в разном соотношении дефицитарности отдельных корковых фун­кций и регуляторных систем. При задержке психического раз­вития превалирует неполноценность отдельных корковых функ­ций, разная степень которой создает мозаичность общей карти­ны расстройств; недостаточность более сохранных регуляторных систем связана с их вторичной функциональной незрелостью. Для олигофрении же характерна тотальность нарушений модаль­но-специфических корковых функций с первичной дефицитар­ностью регуляторных систем, наиболее выраженной в звене про­граммирования.

Т. П. Симеон, М. М. Модель, Л. И. Гальперин ШИЗОФРЕНИЯ1

Группа шизофрении нами рассматривается отдельно, вне обычной в большинстве руководств связи с эпилепсией и маниакально-депрессивным психозом, ибо первую мы считаем не нозологической единицей, а группой симптомокомплексов органического порядка, а маниакально-депрессивный психоз нам кажется правильнее описывать в главе циклоидной психопатии (как в силу сходства клинических признаков, так и ввиду их генетического родства).

Симптоматология. Шизофрению детской личности научились распознавать значительно позднее, чем шизофрению взрослых. Причиной этого являются, с одной стороны, значительная сгла­женность ряда симптомов в сравнении с таковыми у взрослой личности, страдающей шизофреническим процессом, а с другой стороны, те особенности, которые накладывает детский возраст на клиническую картину болезни.

Мы не будем описывать в нашем изложении отдельные фор­мы детской шизофрении, так как они, как и у взрослого, чрез­вычайно вариабельны и непостоянны, а предпочитаем опериро­вать с отдельными симптомокомплексами, являющимися веду­щими в статике той или иной клинической картины, При этом мы проследим в динамическом разрезе, какие симптомокомп-лексы шизофрении преобладают в различных возрастных фазах развития ребенка.

Самый ранний возраст, в котором нами впервые была обна­ружена шизофрения, — это возраст 1У2 лет (большинство авто­ров, работающих в области детской психоневрологии, — Гомбур-гер, Гиляровский, Гуревич — не решаются датировать начало раньше 7-летнего возраста).

В таком раннем возрасте нам удалось наблюдать лишь один ясно выраженный симптомокомплекс («кататоническии») на фоне процесса, катастрофически быстро деградирующего личность ребенка. Все другие симптомокомплексы хотя и намечаются в возрасте 2—3 лет, но так рудиментарны, что носят скорее ха­рактер предвестников, и о них как первых проявлениях болез­ни приходится судить лишь post factum, после того как шизо-

Симсон Т. П., Модель М. М., Гальперин Л. И. Психоневрология детского возраста. М. — Л., 1935, стр. 274—289.

френический клинический статус развернулся сполна несколь­ко лет спустя.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.