Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение признаков незрелости и поврежденности ЦНС в клинических проявлениях ЗПР






Типы нарушений Признаки незрелости Признаки поврежденности
     
Эмоцио­нальные расстройства Синдром психической не­устойчивости: эмоциональ­ная лабильность; легкая пре-сыщаемость; нестойкость аффекта; поверхностность переживаний; внушае­мость; непосредственность, легкая откликаемость на внешние раздражители Аффективные расстройства по возбудимому, эйфоричес-кому, дисфорическому типу: выраженная стойкость и сила аффекта; вязкость, мо­нотонность, ригидность пере­живаний, расторможенность влечений, упорство при удов­летворении своих желаний, негативизм, агрессивность
Энцефалопа-тические расстройства Легкие и нестойкие це^еб-растенические явления ус­пешно поддаются медика­ментозному воздействию, редуцируются при органи­зации щадящего режима. Невротические реакции, астено-невротические со­стояния (нестойкие лого-невроз, страхи, гиперки-незы) Церебрастения с явлениями внутричерепной гипертензии; требуется длительное лече­ние, легкая декомпенсация при психофизических пере­напряжениях Неврозоподобные состояния (мононеврозы, стойкие эну­рез, энкопрез, заикание, ги-перкинезы) Психопатоподобный, эпилеп-тиформный, апатико-астени-ческий симптомы
Неврологи­ческие расстройства Симптомы незрелости без признаков органического повреждения Нестойкие вегетативные нарушения Легкая очаговая симптоматика Пирамидная, экстрапирамид­ная и стволовая симптоматика Церебрально-эндокринные дисфункции Стойкая вегетативная дисто-ния
       
Нарушения ВПФ:      
а) нарушения модально-специфи­ческих функций Нестойкие, динамические Неспецифический харак­тер нарушений Легкие диффузные Мозаичность нарушений, обусловленная асинхро-нией созревания отдель­ных функций Стойкие Специфический характер нарушений Парциальные Тотальность нарушений, обу­словленная грубым недоразви­тием мозга  
б) нейроди-намические нарушения Лабильность психическо­го тонуса в сочетании с повышенной истощаемос-тью Инертность, замедленность темпа с явлениями либо без явлений истощаемости пси­хического тонуса  
в) нарушения регуляции Импульсивность, слабость контроля при нарастании явлений истощаемости и утомления Вторичная пресыщаемость, нестойкость мотивации при нарастании явлений утом­ления Вторичные нарушения программирования на истощении Импульсивность, слабость контроля, менее зависимые от утомления, персевератор-ность Первичные нарушения ини­циирования и произвольнос­ти, грубые нарушения моти­вации Вторичные нарушения про­граммирования в связи с дефектностью отдельных мо­дально-специфических функ­ций  
           

При составлении таблицы (имеющей в определенной мере «рабочий» характер и допускающей долю условности и упро­щения) были использованы представления клиницистов и пси­хологов о симптомах «незрелости» и «поврежденности» мозго­вых структур (Г. Е. Сухарева, 1965; М. С. Певзнер, 1971; К. С. Ле­бединская, 1980, 1981; В.В.Лебединский, 1981, 1985; и др.).

Главное назначение ее — дать перечень опорных признаков, полезных как для целей дифференциальной диагностики, так и

для решения вопросов прогноза психического развития. Можно предположить, что при различных клинических вариантах ано­мального развития каждый из этих признаков имеет неодинако­вую диагностическую и прогностическую значимость.

В нашем комплексном исследовании наиболее информа­тивным в плане прогностической оценки психического развития явился нейропсихологический анализ ВКФ.

Так, в группе ЗПР—1 при преобладании негрубых нейроди-намических расстройств прогноз психического развития доста­точно благоприятен. Функциональная неустойчивость модально-специфических функций и нестойкость контроля постепенно пре­одолевались. Психолого-педагогическая коррекция в этих случаях состояла в эмоциональной стимуляции деятельности, опирающей­ся на сохранный эмоциональный уровень регуляции, усилении речевого контроля, организации отсроченного ответа, уменьше­нии объема задания, замедлении темпа предъявления задания и его практической реализации. Правильно организованный ре­жим дня, лечение, направленное на стимуляцию психического тонуса, улучшение трофики мозга, уравновешивание процессов возбуждения и торможения корковой нейродинамики, приводи­ло к созданию благоприятных условий для работы мозга, ликвида­ции церебрастенических и невротических явлений. В большинстве случаев (70%) дети с указанными нарушениями (вариант ЗПР— 1) после 3—4 лет обучения в специальной школе-интернате пе­реводились в массовую школу, а в подростковом возрасте по нейропсихологическим характеристикам достигали показателей своих сверстников с нормальным развитием.

Дети, относящиеся ко второму варианту — ЗПР—2, с выра­женными нарушениями познавательной деятельности и более тя­желыми и стойкими энцефалопатическими явлениями, имели ме­нее благоприятный прогноз психического развития. Иной харак­тер нейродинамических расстройств (инертность, замедленность темпа в сочетании с истощаемостью), обнаруживающий психо­органическую природу, сочетающийся с выраженной парциаль­ной дефицитарностью модально-специфических функций, вторич­ные нарушения программирования — все это требовало (по крайней мере в 2/3 наблюдений) массивной и длительной пси­холого-педагогической коррекции в условиях специальной шко­лы для детей с ЗПР. Те виды помощи, которые использовались при работе с детьми первой группы, были полезны и в группе ЗПР—2, однако, как указывалось, в этих случаях более актуально активное воздействие на процессы планирования, Направленное формирование («тренировка») дефектных

.489

функций с опорой на сохранные звенья. Дети этой группы нуж­дались в постоянной поддерживающей терапии (психостимули­рующими, седативными средствами, препаратами метаболического действия, курсах дегидратации, назначении психотропных средств для коррекции аффективных расстройств), а при выраженной де­компенсации состояния — ив стационарном лечении. Тип возра­стной динамики развития ВПФ («энцефалопатический») также является одним из оснований для оценки прогноза как менее бла­гоприятного по сравнению с детьми первой клинической груп­пы. Таким образом, другим значимым прогностическим критери­ям следует считать состояние высших психических функций.

Третьим критерием оценки психического развития является характер соотношений нарушений базальных и интеллек­туальных функций. Как было показано при анализе типов воз­растной динамики развития ВПФ, наличие негрубых нарушений нейродинамики и дефицитарности отдельных, так называемых базальных функциональных систем, при достаточном фонде со­хранных функций, по мере созревания мозга, происходит фор­мирование сложных функциональных ансамблей, способных обеспечить и более сложную интеллектуальную деятельность (см. 4 типа возрастной динамики развития ВПФ). Таким образом, про­гностически благоприятным признаком будет сохранение тен­денции развития по типу Е2> Е характерной для нормального психического развития.

Важным критерием прогноза психического развития счита­ются условия обучения и воспитания аномального ребенка (Т. А. Власова, 1971; Н. И. Захаров, 1976; Т. А. Власова, К. С. Ле­бединская, В. И. Лубовский, Н. А. Никашина, 1976; и др.). Извес­тно, что даже у здорового ребенка конфликтные отношения ро­дителей в семье, длительные стрессовые ситуации, психичес­кие травмы могут обусловливать психическое недоразвитие легкой степени, дисгармоническое развитие личности (К. Бенда, 1960; С. Кирк и В. Кирк, 1971; В. В. Ковалев, 1971; и др.), Дети, отста­ющие в психическом развитии в связи с органической цереб­ральной недостаточностью резидуального характера, еще более зависимы от так называемых средовых факторов. Своевремен­ное обращение к психиатру, логопеду или психологу помогает ранней диагностике отклонений в поведении и развитии ребенка. Стимуляция психического развития, активация способностей, необходимое лечение и адекватные условия обучения предуп­реждают вторичную педагогическую запущенность, возникнове­ние невротических расстройств и дисгармоническое формирова­ние личности, связанные с психической дезадаптацией.

Воспитание и обучение детей с ЗПР в специально созданных для них школах и классах, своевременное лечение не только улучшают их психофизическое состояние в начале обучения, но создают более благоприятные условия развития в период под­ростковых кризисов. В исследованиях К. С. Лебединской, Г. В. Гри­бановой, С. В. Немировской и др. (1980) показано, что подрост­ковый период протекает у данных детей более мягко, с отсутствием грубых вегетативных дисфункций, нарушений рабо­тоспособности и поведения. Подростки-выпускники специальных школ-интернатов для детей с ЗПР имеют больше возможностей для формирования положительных социальных установок, ори­ентированных на полезную трудовую деятельность.

Таким образом, ранняя диагностика, своевременное лечение и адекватные методы обучения и воспитания детей с ЗПР явля­ются не только условием для более благоприятного психическо­го развития, но также могут считаться критериями прогноза ус­пешности их обучения, школьной и социальной адаптации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.