Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способности новорожденных к восприятию и реагированию






Новорожденный, имеющий тонкую чувствительность, подчиненную вместе с тем временным неравномерностям и про­странственной разнородности восприятий, пребывает первые недели в недифференцированном мире телесно прожитого (un vecu corporel), куда включена и его мать. Межфункциональная координация обеспечивается материнскими заботами. При от­сутствии надлежащего воспитательного воздействия младенчес­кие отправления рискуют надолго застрять в своей первоздан­ной анархической независимости. Если важные органические Функции не укоренены в объектном воспитательном воздействии, не взяты в рамки адекватного руководства, лишены опоры,

и* 163

они могут втянуться в круговорот повторений с высоким рис­ком автоматизма, как это происходит при тяжелых анорексии и бессоннице.

Термин «компетенция» применительно к новорожденному означает его врожденную тройственную способность восприни­мать сигналы, подаваемые матерью, реагировать на эти сигна­лы и провоцировать их. Вопреки давним представлениям, ново­рожденный — вовсе не пассивный сосуд. Равным образом он не сосредоточен полностью на самом себе в монотонном чередова­нии напряжения и разрядки, голода и его утоления, бодрство­вания и сна. Бесчисленные работы показали, что у него с само­го рождения имеются возможности, о которых прежде никто и не подозревал, различать голоса, запахи, цвета и даже воспро­изводить кое-какую мимику.

Взаимодейственная система многоканальна. Обладая богатым набором средств общения, новорожденный тут же принимается всячески использовать не только давно известные оральные, чув­ственные и кинестезические, но и моторно-сенсорные, обоня­тельные, зрительные, слуховые способы.

Короче, в «компетенцию» новорожденного входят чувстви­тельность и восприимчивость к индуктивным возбуждениям, адаптация к ним взаимодейственного поведения, деятельность.

Но при всем своем совершенстве эти способности частич-ны и ограничены известными пределами. Вот они:

— лабильность и относительная асинергия действий, связан­ных с «компетенцией», на протяжении первых недель жизни;

— совпадение автоматических действий, подчиненных ней-робиологическим ритмам, и тех, что определяются функциони­рованием различных систем органов;

— неравномерность восприимчивости, согласующейся с раз­личными «состояниями» (Brazelton), в которых находится ребе­нок, в зависимости от уровней внимания, а также от хорошего (или плохого) самочувствия, связанного с удовлетворением (или неудовлетворением) потребностей;

— разнородность восприятий, которые, так сказать, раздроб­лены на отдельные пространства — оральное, осязательное, обо­нятельное, слуховое; получается ряд несубстанциальных движу­щихся картинок, ряд эгоцентрических, не координированных между собою пространств.

В связи с этим интересно напомнить о гипотезах, которые P. Marty разработал для самого раннего возраста, исходя из «ме­ханической жизни» взрослых.

Он называет программированием склонность и стремление познавать и психически осваивать объект в рамках врожден­ных программ. Описывая инициальное состояние, он метафо­рически сравнивает его с мозаикой: органические функции плот­но прилегают одна к другой, действуют бок о бок, но относи­тельно независимо друг от друга и в автоматическом режиме.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.