Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физиологические основы характера.

ХАРАКТЕР

План

1. Понятие о характере;

2. Черты характера;

3. Структура характера;

4. Формирование характера и пути его воспитания

1.

Когда мы употреб­ляем слово «характер»? Во-1, когда хотим оценить поведение человека. Во-2, когда речь идет не о случайных для данного человека особенностях его поведения, а о постоянных, привычных для него формах поведения. Трусливый человек может однажды совершить решительный поступок; вежливый человек может сорваться и сказать грубое слово, но решительным или грубым мы назовем только того, для кого соответствующая форма поведения обыч­ная и постоянная, а не случайная и неожиданная. В-3, слово «характер» мы употребляем, когда речь идет о таких формах поведения, которые выражают личность человека, его отношение к миру (ведь никому не придет в голову назвать характером привычку ежедневно чистить зубы или заниматься утренней гимнастикой, хотя это привычная форма поведения человека).

Итак, речь идет о поведении, притом привычном поведении и поведении, в котором выражается личность человека.

Слово «характер» греческого происхождения и в переводе озна­чает «черта», «примета», «признак», «особенность».

Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения.

В характере личность раскрывается со стороны ее содержания. Т.О., темперамент – каркас, форма, заполненная содержанием, т.е. характером. В характере выражаются наиболее типичные существенные особенности человека и, зная характер можно предвидеть, то, как он может поступить. Ученые выделяют порядка 150 качеств, которыми можно наделить личность.

Характер — это отношение, закрепленное в привычных формах поведения. Например, если мы отмечаем, что чуткость — особенность характера данного человека, то тем самым мы указываем, каково его отношение к людям и одновременно каково его поведение в определенной ситуации и, следовательно, каких поступков можно ожидать от него в соответствующих условиях.

Привычками называются движения и действия, выполнение которых становится в определенных условиях потребностью для человека. Итак, характер проявляется в поступках, действиях, особенностях речи, внешнего облика.

Китайская пословица гласит: Посеешь поступок – пожнешь привычку. Посеешь привычку – пожнешь характер. Посеешь характер – пожнешь судьбу.

Симптомокомплексы – зная определенные черты характера можно предопределить наявность других черт характера.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика — в спокойной деловитости. Тоже и трудолюбие: холерик трудится энергично, страстно, флег­матик — методично, не спеша. С другой стороны, и сам темпера­мент перестраивается под влиянием характера: человек с силь­ным характером может подавить некоторые отрицательные сто­роны своего темперамента, контролировать его проявления.

Физиологические основы характера.

Физиологическая основа характера — сплав черт типа нервной системы и сложных устойчивых систем временных связей, выра­ботанных в результате индивидуального жизненного опыта, вос­питания.

В этом сплаве системы временных связей играют более важ­ную роль, чем тип нервной системы, так как тип не предопре­деляет ни характера в целом, ни отдельных его черт. На базе любого типа нервной системы можно сформировать все общест­венно ценные качества личности. Влияние типа сказывается в том, что формирование указанных систем связей происходит различно у представителей разных типов нервной системы, и проявляются эти системы связей по-разному, в зависимости от типа.

Типическое и индивидуальное в характере. Итак, характер не наследуется и не является прирожденным, а также постоянным и неизменным свойством личности. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти явля­ются, во-первых, общественно-историческими (каждый человек живет в условиях определенного общественно-исторического строя, определенной социальной среды и складывается как лич­ность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобраз­ными (условия жизни и деятельности каждого отдельного че­ловека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). По­этому характер каждого человека определяется как его обще­ственным положением, так и его индивидуальной жизнью.

Каждая общественно-историческая эпоха формирует черты ха­рактера, типичные для данной эпохи.

Индивидуальные черты характера выражаются прежде всего в своеобразии типичных черт характера.

Крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт характера, называются акцентуацией.

 

2.

Характер представляет собой неразрывное целое, но с целью его изучения выделяют отдельные стороны или типичные проявления (черт харак­тера). Под чертами характера понимают индивидуальные привыч­ные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.

Черты характера необходимо рассматривать и оценивать в закономерной взаимосвязи друг с другом. Каждая черта характера приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами. Например, смелость как чер­та характера приобретает качественно различное значение в за­висимости от того, сочетается ли она с осторожностью или с импульсивностью, с высокими моральными чувствами или с чувством мелкого тщеславия. Настойчивость имеет положитель­ное значение только в сочетании с высокой идейностью и кри­тичностью, без них она может выродиться в упрямство. Осторож­ность без сочетания с решительностью может сделать человека бездеятельным.

Черты характера принято делить на две основные группы.

Первую группу составляют те черты характера, в которых выражена направленность личности, т. е. система отношений к действительности (отношение к обществу, коллективу, другим людям; отношение к труду и продуктам труда; отношение к самому себе, своей личности).

Направленность определяет цели и устремления человека, но ведь очень важно и то, осуществляются ли в жизни эти цели и устремления, умеет ли человек преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. В соответствии с этим выделяют вторую группу черт характера — волевые черты. В зависимости от развития у человека волевых черт характера говорят о силь­ном или слабом характере. Слабоволие дает отрицательную оцен­ку характеру в целом даже при наличии положительной направ­ленности. Не имеет ценности постановка высоких, благородных целей, если они не реализуются в жизни. В то же время и сильный характер при ложной направленности не будет ценным качеством личности.

Характер, для которого свойственны замкнутость, затрудненность в общении и налаживании контактов с окружающими, уход в себя определяется как интровертированный.

Эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности, зачастую безотносительно к ее необходимости и ценности, говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость, поверхностность, комфортность относятся к такому типу характера, как эктравертированность.

 

3.

Структура характера:

Черты характера, выражающие отношение к обществу, кол­лективу, другим людям. К этим чертам прежде всего относится эмпатия, нежность, доброта, коллективизм — эгоизм, чуткость — грубость, честность, общительность – замкнутость, скрытность.

Черты характера, выражающие отношение к деятельности: трудолю­бие – лень, небрежность, инициативность – косность, консерватизм и др.

Отношение человека к результатам своей работы и деятельности других людей: бережливость, щедрость, аккуратность, мотовство или хищ­ническое отношения к материальным ценностям, ску­пость.

Черты характера, выражающие отношение к самому себе: гордость, скромность, самокритичность, чувство собственного достоинства, самоуважение – зазнайство, занос­чивость, высокомерие, самомнение.

Волевые черты характера. Волевые черты характера выра­жаются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, преодолевать препятствия на пути к поставленным целям.

Волевые черты характера нельзя оценивать и воспитывать, не учитывая направленности личности. Целеустремленность и на­стойчивость карьериста, смелость хулигана никак не являются положительными чертами. Волевые черты характера ценны лишь при условии морально воспитанной воли.

К волевым чертам характера относят целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержку, мужество и смелость, дисциплинированность.

 

4.

Итак, характер формируется, развивается и изме­няется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни.

Воспитания характера.

Для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой дея­тельности ребенка, при которой он мог бы накопить опыт правильного поведения.

На воспитание характера влияет и личный пример воспитате­ля.

Для более старших школьников один из путей формирования характера — самовоспитание. Однако у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные привычки.

В воспитании характера особенно важен индивидуальный подход. Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности ребенка и состоянию, в котором он в данное время находится. Одного следует строго предупредить, другого — мягко пожурить, а третьему достаточно укоризненного взгляда. Одного ученика надо похвалить, чтобы поднять его веру в свои силы; по отношению к другому этого не следует делать, чтобы не развивать его самомнения, зазнайства.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Последний маршрут Юдакова | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.