Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Театр Франции.






Французский театр 19 в. проходит разные этапы своего развития. Первый этап падает на рубеж 18-19 вв. Именно в этот период во французском театре складываются новые организационные формы, новые направления творческих исканий.

Эпоха Просвещения к концу 18 в. исчерпала себя. Разочарование во всевластии разума предопределило новые поиски в осмыслении личности и окружающего ее мира. Стала очевидной необходимость государственного переустройства Франции, создания предпосылок для свободного развития личности. Это, как и многое другое, явилось причиной Великой французской революции 1789-1794 гг., которая, в свою очередь, оказала значительное влияние на дальнейшее развитие французской сцены, движущейся от классицизма 17-18х вв. к романтизму. Она способствовала также обновлению всех сфер театральной жизни. учредительное собрание в январе 1791 г. приняло декрет о свободе театров, согласно которому театр становился независимым от королевского двора, отменялась также королевская цензура. В последующих декретах было узаконено «авторское право», провозглашен принцип свободной конкуренции. В результате в Париже возникло сразу 19 новых театров. В 1793-1794 гг. руководство театрами перешло в руки Конвента.

Самый крупный актер этого времени – Франсуа Жозеф Тальма.

Под влиянием революционных событий и именно в связи с постановкой «Карла IX» Шенье в Комеди Франсез, переименованной в конце 1789 г. в Театр Нации, когда часть актеров решительно выступила против этой постановки, произошел раскол труппы на «черную эскадру» - актеров-консерваторов и на «красную эскадру» - актеров, приветствующих, во всяком случае поначалу, революционные преобразования. Вследствие этого раскола образовалось два театра. Театр Нации придерживался дореволюционного репертуара и старых принципов актерского искусства. А театр, возглавляемый Тальма и его единомышленниками, покинувшими Театр Наций, который получил сначала название Театр Свободы и Равенства, а позднее переименованный в Театр Республики, ориентировался на новые пьесы и, соответственно, искал новые принципы актерского творчества. В 1799 эти театры снова объединились в театр Комеди Франсез, но опыт, обретенный Тальма в Театре Республики, оставил глубокий след в его сценическом искусстве.

Тальма первый во Франции выступил в трагедиях Шекспира (правда, в переделках). новаторская деятельность Тальма, который разрушил абстрактность классицистического образа, стремился освободить актерское искусство от классицистических условностей и создать новую систему актерской игры, построенную на психологической индивидуализации образа, проложила дорогу актерскому искусству 19 в. Тальма также завершил реформу сценического костюма, начатую в середине 18 в. Клерон и Лекеном.

На рубеже 18-19 вв. начинает складываться романтизм. Тальма явно тяготел к нему и, не осознавая того, многое сделал, чтобы он утвердился на французской сцене. Но Тальма, ушедшему из жизни в 1826 г., не довелось играть в постановках пьес романтиков. Между тем мадемуазель Марс, которая много лет работала одновременно с Тальма в Комеди Франсез, или же мадемуазель Жорж, его многолетняя партнерша по сцене, приняли самое непосредственное участие в постановках романтических пьес. И способствовали, не всегда желая того, утверждению романтизма на французской сцене.

Одной из центральных проблем романтического искусства становится проблема непримиримого конфликта могучей, исключительной, сбросившей все оковы личности и обыденной реальности. На этой основе и вырастает романтический культ личности, чувства, воображения.

 

Первый период в развитии французского театра можно назвать предромантическим, ибо он подготовил появление подлинно романтического театра, который стал вторым этапом в развитии французской сцены первой половины 19 в. Он включает в основном 1830-1840е гг. Главными актерами в ту пору были Мари Дорваль и Пьер Бокаж и Фредерик-Леметр.

Фредерик Леметр выступал во многих мелодрамах. Вместе с другими романтическими актерами он сумел с громадным успехом освоить этот низовой жанр драматургии, утвердившийся в те годы во Франции.

Еще в конце 18 в. мелодрама начала пробивать себе дорогу на сцену. У демократического зрителя она пользовалась невероятным успехом. Тогда-то и появилось большое число театров, расположенных, главным образом, на бульваре Темпль, в которых шли в основном мелодрамы, повествовавшие о жестокости этого мира, где трогательная добродетель вынуждена была страдать от несправедливости, человеческой зависти и злобы. В мелодраме добро решительно противопоставлялась злу и чаще всего его побеждала. Психологических нюансов этот жанр не знал. В мелодраматическом спектакле необходимы были патетика страстей, эмоционально преувеличенный характер переживаний героев, тщательно разработанная мимика лица, выразительность жеста.

Казалось бы, романтизм благодаря плодовитым талантливым драматургам и воистину великим актерам окончательно утвердился на французской сцене. И ее навсегда покинула классицистическая трагедия. Трагедия Корнеля, Расина, Вольтера. Ушла в прошлое и знаменитая школа французской игры и с ее виртуозно проработанной декламацией, певучим голосом, выверенным во всех регистрах, с пластикой, воссоздающей позы и пластику античных скульптур, с костюмами, напоминающими одеяния древних греков и римлян. Но случилось иначе. На сцене Комеди Франсез дебютировала 17летняя м-ль Рашель, и тут же всем стало ясно, что хоронить великую традицию французского театра, его национальную трагедию, его актерскую школу, сложившуюся под влиянием великих учителей, рано. Правда, очевидно было и другое. Открытия романтической сцены обогатили академическую школу французского театра, который сумел отозваться на требования времени новыми поисками, но сделал это в русле национальной классицистической трагедии. Слава Рашели связана именно с тем, что она сумела в своем творчестве объединить классицистическую традицию французской сцены с открытиями романтического театра Франции.

Великие открытия французского театра 19 в. позволили ему покончить с эстетикой классицистической сцены, имевшей принципиальное значение для своего времени, для 17-18 вв. Утвердилась новая, романтическая драматургия, что, безусловно, определило и новый характер сценического искусства. Определило творчество выдающихся актеров эпохи, которые, отказавшись от условностей классицизма, стремились к «очеловечиванию» своих героев с их мощными страстями, жестоким борением чувств, с их глубокой внутренней содержательностью.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.