Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня






ном подлинно научном для всех областей познания,
сложилась система методов криминалистики и методов
практической деятельности, использующих положения
этой науки. Было доказано, что диалектический ме-
тод действительно является единственным всеобщим,
но не единственным научным методом познания, что
на его базе формируются другие научные методы
меньшей степени общности — общенаучные и специ-
альные методы частных наук1. Эти революционные
изменения в учении о методах научных исследований
потребовали пересмотра взглядов на более широкое
научное понятие — методологию частной науки. И тут
криминалисты столкнулись о неожиданным препят-
ствием.

Методология конкретной области научного зна-
ния, конкретной частной науки не сводится к систе-
ме используемых в этой науке методов исследования,
отражения своего предмета. Отождествление методо-
логии с системой методов означает, по-моему, чисто
прагматический подход к раскрытию данного понятия.
При такой трактовке методологии на второй план от-
ступает ее мировоззренческое значение, философский
смысл, неизбежно принижается значение диалекти-
ческого материализма, который является всеобщей
научной методологией именно потому, что " диалекти-
ческая логика есть субъективное отражение всеобщих
объективных законов движения и развития реального
мира" 2. По мнению И.А. Налетова, диалектико-матери-
алистическая методология " была и остается принципи-
альной, выверенной основой естественнонаучного и
социального познания" 3. Правильное понимание сущ-
ности методологии требует рассмотрения диалектичес-

 

1 См.. Белкин Р. С. Ленинская теория отражения и методологичес-
кие проблемы советской криминалистики. М., 1970. См. также:
Сичивица О. М. Мобильность науки. Горький, 1975. С. 203, и др.

2 Ядов В. В. Роль методологии в определении методов и техники
конкретного социологического исследования // Вопросы фило-
софии. 1966. № 10. С. 28.

1 Налетов И. А. Конкретность философского знания. М., 1986.
С. 9.


 

Глава I. Криминалистика на пороге XXI века 29

кого материализма — всеобщей научной методоло-
гии — как теории познания, что приводит к важному
выводу: методология— это теоретическая система
знания, т.е. система идей, а не просто способов иссле-
дования. " Методология науки — это прежде всего
гносеологическая проблема: позитивист, напротив,
отрицает какую бы то ни было причастность методо-
логии к философскому мировоззрению... Методологию
определенного исследовательского процесса вообще
нельзя представить себе в отрыве от теоретической
системы знаний, в сфере которой ведется поиск" 1.

Было бы неверным полагать, что поскольку ме-
тодология — это система идей, то методы исследова-
ния не имеют к ней отношения. Здесь другая (такая
же ошибочная) крайность в понимании сущности ме-
тодологии. Составной элемент методологии — учение
о методах познания, в том числе и о методах форми-
рования теоретических положений, о методах конст-
руирования самих теорий. Речь, следовательно, идет
только о том, что учение о методах познания не
исчерпывает собой содержания методологии. Более
того, в известном смысле любая теория играет роль
метода познания, ибо указывает путь исследования и
определяет его цели.
Можно согласиться в П.В. Коп-
ниным, который полагает, что " любая отрасль науч-
ного знания может плодотворно развиваться только в
том случае, если она превращает свои теории с самого
момента их возникновения в метод достижения ново-
го знания и практического преобразования действи-
тельности" 2. Эту же мысль подчеркивает и М.Б. Туров-
ской, когда указывает, что метод есть не особая фор-
ма знания, а характеристика теории, поскольку пос-
ледняя выступает в роли программы практического
осуществления своего предмета, т.е. в роли предпо-
сылки метода3
. Единство теории и метода подчеркива-

 

1 Ядов В. В. Указ. соч. С. 27—28.

2 Копнин П. В. Система науки. Наука как прикладная логика //
Логика научного исследования М., 1965. С. 306.

См.: Туровской М. Б. Диалектика как метод построения теории //
Вопросы философии 1965. № 2. С. 51, 52.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.