Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Криминалистика' проблемы сегодняшнего дня






тивной роли философии, сближение философского и
нефилософского знания.

До конца 1960-х гг. во многих прикладных науках
авторы, отдавая дань известным идеологическим ка-
нонам, считали обязательным в возвышенном стиле
произносить панегирики в честь диалектического, а
подчас и исторического материализма, занимаясь, по
существу, неким философским пустословием. Чрезвы-
чайно редко специалисты в области частных наук об-
ращались к диалектике действительно по делу, ис-
пользовали ее категории и законы не по школьным
прописям, а для выделения и действительного реше-
ния философских задач своих наук. Признавая на сло-
вах всеобщее методологическое значение материали-
стической диалектики, на деле философию оставля-
ли философам или тем редким представителям есте-
ственных наук, обычно физикам, результаты иссле-
дований которых требовали истолкования с точки зре-
ния философских концепций мироздания, макро- и
микромира, материи и энергии. Отчуждение в реаль-
ном научном процессе философии от конкретных наук
отнюдь не способствовало развитию последних, по-
скольку на всех этапах возникали и будут возникать
подлинно философские проблемы, требующие для
своего решения — а от этого в немалой степени зави-
сит сам прогресс науки — глубокого, творческого вла-
дения философской методологией. Философия стано-
вится в известном смысле ключом к самопознанию
наукой своих исходных основ, их переосмысливанию
в свете новых фактов и гипотез. " Мы наблюдаем не-
кую общую закономерность, — пишут Ф.В. Лазарев и
М.К. Трифонова, — чем более зрелой ступени дости-
гает в своем развитии та или иная область знания, тем
углубленнее становится ее интерес к своим собствен-
ным основам, к тем первичным абстракциям и исход-
ным допущениям, на которых покоится все здание
теории. И то, что вначале принималось за нечто про-
стое и очевидное, оказывалось в результате анализа
сложным и проблематичным. Но, может быть, самое
любопытное заключается в том, что анализ исходных


 

Глава I Криминалистика на пороге XXI века 27

фундаментальных понятий и принципов, сопровожда-
емый попыткой придать им строгий объективный
смысл, приводил, как правило, не к простому уточ-
нению и углублению прежних теорий, а к их коренно-
му переосмысливанию, к качественному скачку в no-
знании" 1.

Сказанное в полной мере можно отнести к кри-
миналистике.

К середине 1960-х гг. стало очевидным, что про-
стое количественное пополнение содержания крими-
налистики — это тупиковый путь в ее развитии, ис-
черпавший себя. Нужны были новые подходы, откры-
вавшие перспективы для достижения криминалисти-
кой уровня действительно современной науки. Толчком
к поискам такого подхода стали изменившиеся в фи-
лософии представления о методах науки. Именно с
этого момента началось интенсивное сближение кри-
миналистики с философией, с материалистической ди-
алектикой. Было бы неверным считать, что до этого
ученые-криминалисты были вовсе чужды некоторых
философских проблем: они возникали и при разработ-
ке теории криминалистической идентификации, и при
анализе причинно-следственных связей в процессе
расследования, и при оценке полученного знания с
точки зрения таких философских категорий, как не-
обходимость и случайность, вероятность и достовер-
ность и др. Но все это происходило на путях простого
заимствования философского знания без должного к
нему критического отношения.

Не случайно интерес криминалистов к философ-
ской проблематике возник в связи с трактовкой науч-
ных методов. Именно они представляют собой " произ-
водительные силы" науки, с изменения которых изме-
няется отношение науки к природе и обществу, как
это наблюдается в развитии науки в целом. На базе
новых философских представлений об иерархии науч-
ных методов, развенчивающих догматическое пред-
ставление о диалектическом методе как единствен-

 

Якимов И. Н. Указ соч С 47







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.