Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Происхождение души.






Существует несколько точек по этому вопросу.

1) Предсуществование души – т. е. все души заранее сотворены.

2) Каждый раз душа творится Богом, дается Им при зачатии или рождении человека.

3) Душа нераздельна от тела, в какой бы стадии развития она не находилась. Т. е. душа и тело развиваются совместно, как единый человек.

1. Точка зрения о предсуществовании души языческая, дохристианская. Она развивалась Оригеном и была осуждена на V Вселенском соборе.

2. Точка зрения очень живучая. Преобладает она в католицизме. Душа каждый раз дается Богом, а когда дается? – указываются разные сроки: через 3-и недели; 1, 5 месяца и т. д. В чем тут ошибка? Если мы признаем, что душа каждый раз дается, следовательно, мы утверждаем или то, что нам дается неповрежденный образ Божий, что прямо противоречит учению Церкви от начала и фактическому состоянию ребенка, или же что Бог дает поврежденную душу. Тогда возникает вопрос: откуда Он дает ее поврежденной? Значит она уже существовала, уже где-то согрешила? Т. е. мы возвращаемся к вопросу о предсуществовании души, что противоречит Церковному учению.

3. Единственной Православной точкой зрения будет следующая: душа проходит вместе с человеком все стадии развития – от самого элементарного клеточного до своей цельности. Душа зачинается как и тело.

Свт. Игнатий (Брянчанинов): «Духом называется словесная сила души человеческой, в которой запечатлен образ Божий. Именем духа обозначается разумная часть человека: ум, его мысль, его словесные сердечные ощущения, кстати, чуждые естеству зверей».

Прп. Макарий Египетский: «Отцы рождают чад от своего естества, тела своего и души своей» (30 беседа).

О телесности или духовности человеческой души.

Свт. Игнатий (Брянчанинов) говорит, что душа имеет (подобно природе ангелов) тончайшую материальность – эфир. В ответ свт. Феофан (Говоров) написал брошюру: «Душа и ангелы не тело, а дух». Здесь утверждалось, что душа абсолютна духовна. Споры по этому поводу продолжаются вплоть до наших дней.

Свт. Игнатий, когда писал это, не думал, что будет дискуссия. В любой дискуссии важно договориться о содержании тех понятий, которые будут использоваться в дискуссии, договориться о первичных понятиях, что мы понимаем под духом и что под материей. Свт. Феофан апеллирует доводами, которые опирались на чувства. (Один англ. Философ кон. XVI–нач.XVIIвв. говорил, что материальность обладает упругостью, а упругость – это сила, а сила – понятие духовное, т. е. материи не существует.)

Второе замечание. Свт. Игнатий подчеркивает – дух, есть Бог, следовательно, все прочее не есть дух, ибо по христианскому вероучению Творец принципиально отличается от творения. Сват. Афанасий Великий говорил: «Дух Святой отличен от единосущия всего тварного бытия», т. е. все тварное имеет одну сущность отличную от сущности Бога.

3-й аспект, почему мы не приписываем термин «дух» ко всему видимому и не видимому тварному бытию есть то, что Дух Божий вездесущ, Он не ограничен пространством и временем. Все прочее ограничено. Никакой ангел не может находиться одновременно в нескольких местах.

4-й аспект. Свт. Игнатий (Брянчанинов) приводит десятки примеров опыта отцов, где говорится об их видении духов. Они говорят, что душа подобна человеческому телу. Таким образом, душа имеет некую материальность.

Почему падение было необходимо для обожения? Состояние Адама было «падательным» - говорят свв. отцы. Бог сотворил человека совершенным по природе, а не по личности. Личность человеку нужно было развивать самому. Бог не мог дать человеку опыт необходимости жизни с Ним, Бог не мог дать человеку опыта, кто он есть без Бога. Этот опыт человек должен был приобрести сам. Он склонился на приобретение этого опыта методом личного познания добра и зла.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.