Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идея как синтез различия






(Глава 4 " Мыслительный синтез различия")

Коллеги!

Уже в главе 3, где Делез давал критику традиционного представления мышления, которое сводило мышление к узнаванию истины, философ показал, что это традиционное понимание мышления не может решить проблему рождения новой мысли. И там он заявляет, что есть в мире нечто, что заставляет мыслить. Это нечто – объект встречи, а не узнавания (С.175). Объект встречи заставляет работать все способности познания, и согласование этих способностей реализуется в Идее (С.183). Глава 4, обсуждению которой посвящен сегодняшний семинар, и рассматривает содержание " понятия" Идея в концепции Делеза. (Одно замечание по поводу названия главы. В оригинале это звучит так: " Synthè se idè elle de la difference ". Здесь употреблено слово idè elle от idè e = понятие, мысль, идея. Поэтому во французском тексте есть связь названия главы с основным термином этой главы – идея. В русском переводе этого нет. Может быть, точнее было бы перевести как " Идейный синтез различия" или " Синтез различия в Идее").

Итак, главное слово (понятие) главы 4 – Идея, которое Делез пишет с заглавной буквы.

Для новоевропейской философии это ключевое слово. Мы встречаем его и у рационалистов (Декарт и его последователи), и у эмпириков (от Бэкона до Юма), и у Канта, и у Гегеля. Но если у рационалистов и эмпириков идеи есть просто содержания сознания (у Локка, как помним, есть даже чувственные идеи), то, начиная с Канта, идея становится выражением определенной способности познания. Кант прямо указывает, что нет никаких простых идей в понимании Локка. Идеи, по Канту, есть регулятивы разума. Идеи, пишет Кант в " Критике чистого разума" дают опыту силу не конститутивного, а регулятивного принципа, они задают схему единства, но не указывают на природу (причину) единства[44]. В этом понимании идеи Кант возвращается к Платону: " Платон пользовался термином идея так, что, очевидно, подразумевал под ним нечто не только никогда не заимствуемое из чувств, но, поскольку в опыте нет ничего совпадающего с идеями, даже далеко превосходящее понятия рассудка, которыми занимался Аристотель" [45]. Таким образом, Кант как бы возвращает в философию платоновскую Идею, но придает ей иной смысл. Она становится у Канта не прообразом вещей, как у Платона, а способностью ума ставить проблемы, благодаря которым познаются вещи. Делез совершенно верно замечает, что поскольку у Канта Идеи разума ввергают познание в проблемы (антиномии), то кантовское учение о способностях разума иметь Идеи демонстрирует его способность " вообще ставить проблемы " (С.209). И сам Кант писал, что Идея – это " проблема без всякого решения" [46]. (Замечу в скобках, что Гегель подхватывает кантовскую традицию и связывает с Идеей саму способность антиномичности = диалектику как антиномичность. Но в отличие от Канта, у Гегеля Идея оказывается не открытой на постоянное беспокойство, а закрытой постоянным синтезом, снятием антиномий).

Итак, начиная главу с обращения к кантовскому пониманию Идеи и принимая его толкование самого смысла и роли Идеи в познании, Делез выдвигает в противовес традиционному образу мышления другое понимание мышления (шире – сознания, познания), другой образ мышления – мышление есть способность различать (а не узнавать), что выражается в способности формировать Идеи, которые есть проблемы (задачи). Через Идеи мысль идет к трансцендентному. Этот выход к трансцендентному и есть рождение новой мысли, нового знания, которое различает то, что не было различено.

Первый блок обсуждаемых проблем – что такое Идея и ее роль в познании.

1. Объект Идеи. Идеи, по Канту, присущи разуму, но устремлены вне его, их объект – вне опыта. А " объект вне опыта может быть представлен только в проблематичной форме; это не значит, что Идея не имеет реального объекта; проблема как таковая – реальный объект Идеи" (С.210). Это объект не фикция, не гипотеза, этот объект не может быть ни дан, ни познан, " но он доложен быть представлен, не будучи непосредственно определен" (Там же). Это и делает Идея. Делез отмечает три характеристики объекта Идеи, а тем самым и три характеристики самой Идеи.

Во-первых, объект Идеи неопределим, что не является несовершенством познания. Это объективная, полностью позитивная структура, которая действует в познании в качестве горизонта или центра, и позволяет представить объекты опыта.

Во-вторых, объект Идеи косвенно определен. " Он определяем по аналогии с теми объектами опыта, которым он придает единство; они же предлагают ему взамен определение «аналогичное» связям между ними" (С.211).

В-третьих, " объект Идеи несет в себе идеал полного бесконечного определения, поскольку он обеспечивает спецификацию понятий способности суждения, благодаря которой последние включают все больше и больше различий, располагая подлинно бесконечным полем непрерывности" (Там же).

" Идея, - делает вывод Делез, - представляет, таким образом, три момента: неопределенное в своем объекте, определимое относительно объектов опыта, несущее идеал бесконечного определения в связи с понятиями способности суждения" (Там же).

2. Идея – дифференциал мысли. Идеи – это мысли Cogito, так как эти характеристики, по мнению Делеза, Идея перенимает у Cogito: " Я существую как неопределенное существование; время как форма, в которой это существование определено; Я мыслю как определение" (Там же). Этот переход от свойств объекта Идеи к тому, что если они подобны характеристикам Cogito, то Идеи являются мыслями Cogito, мне представляется достаточно искусственным (тем более, что, как увидим дальше, сам Делез от этого откажется). Но главное здесь все-таки не в том, что характеристики Идеи подобны характеристикам Cogito, а в том, как Делез трактует связь Идеи и Cogito. Он пишет: " И в силу того, что Cogito отсылает к надтреснутому Я со сквозной трещиной от формы пронизывающего его времени, следует сказать об Идеях, что они кишат в трещине, постоянно появляются на краях этой трещины, без конца возникая и исчезая, образуя тысячи различных соединений и нет речи о том, чтобы заполнить то, что не может быть заполнено" (Там же). Надтреснутое Я – это Я, находящее себя во времени. И тогда здесь появляется два Я: Я трансцендентальное и Я эмпирическое, и они оба обнаруживают наличие Идей. Для трансцендентального Я время как форма его существования есть работа познавательной способности в форме схематизма рассудка, который (схематизм), как известно по Канту, строится на основе времени. Схематизм познания ставит трансцендентальное Я перед конечностью познания: трансцендентальное Я что-то знает и что-то еще не знает: проходит трещина в способности познания. Сама способность непрерывна, цельна, но эмпирическое познание прерывно. Эмпирическое же Я всегда конечно. Оно " отрывается" от трансцендентального Я, и в этих местах " разрыва" с трансцендентальным Я и появляются Идеи, т.е. познавательные установки. Именно потому, что Идея возникает в местах разрыва, она интериоризирует разорванность в форме внутреннего проблемного единства неопределенного, определенного и определения.

Я бы сказал, что скорее Идеи не мысли Cogito, как его трактуют Декарт и Кант, не мысли трансцендентального Я, а мысли конкретного Я, надтреснутого Я, так как именно оно находится во времени. Идеи – это живые мысли, это единицы мысли, дифференциалы мысли, говорит Делез (Там же).

Для иллюстрации своего понимания Идеи Делез обращается не только к Канту, но и к математике, показывая, что само " понятие" Идея как неопределенная определенность вовсе не выдумка философов. Он показывает, что дифференциал (dx) в математике не просто некое исчисление, некая формальная операция, а дифференциал dx " предстает одновременно как неопределенный, как определимый и как определение" (С.212). Dx – это Идея, " проблема" и ее бытие (Там же). Философский смысл дифференциального исчисления как раз и заключается в том, что здесь мышление имеет дело с Идеями. Поэтому принцип дифференциального исчисления должен быть понят, считает Делез, без всякого отношения к бесконечно малым. " Если Идея – дифференциал мышления, то каждой Идее, - утверждает Делез, - соответствует дифференциальное исчисление – алфавит того, что значит мыслить. Дифференциальное исчисление – не плоский утилитарный счет, грубый арифметический счет, подчиняющий мышление другим вещам и другим целям, но алгебра чистого мышления" (С.225). У Идеи как дифференциала мышления всегда есть элемент количества, качественности, потенциальности, она включает определенное и неопределенное, в ней есть какие-то значимые, примечательные и обычные точки и т.п., поэтому всякая Идея своеобразная по содержанию имеет свой способ различения, свое дифференциальное исчисление.

3. Структура Идеи. Обращение к дифференциальному исчислению в математике (понятию dx) позволило акцентировать внимание на связи Идеи и задачи, выделить структуру Идеи как проблемы. " Идея – это множество, каждая Идея – множество, разнообразие", - вот главная структурная особенность Идеи, с точки зрения Делеза (С.225). (Здесь необходимо сделать одно замечание. Если в предыдущих рассуждениях Идея совершенно однозначно понималась как момент мышления, то в этой части главы понятие Идея употребляется и как характеристика самого множества, которое реально существует, и для обозначения определенного состояния сознания, которое выделяет эти множества. И создается впечатление, что для Делеза не существенно различие этих двухуровней).

Итак, Идея есть множество. Но это особое множество. Делезу важно подчеркнуть, что множество здесь понимается не так, как в " извращенной диалектике", прибегающей к оппозиции много и единого, а как " субстанция", делающая бесполезным и единое, и многое (С.226). Множественность есть само разнообразие, и это главное во множестве. Множество не строится на тождестве или одинаковом. " Есть только разнообразие множеств, то есть – различие, вместо поразительной оппозиции единого и множественного… Идея – это определенное непрерывное множество с n параметрами" (Там же).

Выделение множества есть возникновение Идеи. Делез указывает на три условия, которые позволяют определить момент ее возникновения (С.226-227).

Первое условие. Элементы множества не должны иметь ни чувственной формы, ни понятийного значения, ни означающей функции, они не должны иметь актуального существования и неотделимы от потенциала или виртуальности. Они не предполагают никакого предварительного тождества или одинаковости, наоборот их неопределенность дает возможность показать различие как свободное от всякого подчинения. Это условие подчеркивает, что Идея не может возникнуть на основе уже известных элементов, то есть уже имеющих актуальное существование, имеющих чувственную форму и т.п. Идея должна выделить, обнаружить что-то еще не данное в опыте.

Второе условие. Эти элементы должны быть определены, но взаимно, " взаимными связями, которые не оставляют места какой-либо независимости", это – " нелокализуемые идеальные связи". Они задают " внутреннее множество". Это условие подчеркивает, что множество, организуемое Идеей, держится на каких-то чисто внутренних основаниях, а не на пространственно-временных отношениях, или на концептуальном единстве.

Третье условие. Идеальная множественная связь, дифференциальное отношение должно актуализироваться в различных пространственно-временных отношениях, тогда как элементы актуально воплощаются в разнообразных формах. Это условие формирования Идеи требует, чтобы выделенное Идеей множество с его дифференциальным отношением могло получить эмпирическую интерпретацию.

" Таким образом, - заключает Делез, - Идея определяется как структура. Структура, Идея – это «комплексная тема», внутреннее множество, то есть система множественной нелокализуемой связи между дифференцированными элементами, воплощающаяся в реальных связях и актуальных сроках" (С.227). В связи с таким пониманием Идеи Делез дает оригинальное толкование генезиса (истории, развития). Развитие идет не от одного актуального срока к другому, а от виртуального к его актуализации, то есть от структуры к ее воплощению, от условий задачи к случаю ее решения. Это развитие (генезис) без динамизма, статический генезис, называет его философ, коррелят пассивного синтеза. Делез ссылается на анализ Альтюссером и его сотрудниками " Капитала" Маркса, в котором показано, что Маркс вскрыл структуру общественно-экономической формации, которая воплощается в различных обществах, а не описывает исторические общества. Эта структура действует не путем общественных перемен, она воплощает свое разнообразие в различных обществах, каждый раз в каждом из них порождая одновременно все его актуальные связи. " Экономика" как общественный базис – дифференциальная виртуальность, она всегда скрыта формами актуализации, случаями решения ее проблем.

Мне представляется интересным этот ход мысли Делеза. Он позволяет понять, почему во временном потоке все-таки не размывается порядок, а сохраняется устойчивость. Идея как структура утверждает в пространственно-временном потоке то, что всегда сразу дано в ее виртуальном существовании.

Итак, Идея есть множество, но Идея – это не сущность множества, не то, что выделяет их тождество. Организуя множество, Идея выделяет разнообразие, утверждает различие, поэтому Идея оказывается не только комплексом сосуществования дифференцированных элементов, но и сами Идеи " некоторым образом сосуществуют". Это сосуществование Идей Делез назвал перпликацией [ perplication от perplexité – озабоченность, растерянность, замешательство, недоумение] (С.231). Перпликация прямо говорит о проблемном характере Идеи, ибо множество, организуемое Идеей, находится как бы в постоянном " замешательстве", " динамизме", порождаемом дифференциальными связями. Именно поэтому область Идеи не есть сущность, с которой стремился связать Идею рационализм. " Проблема как объект Идеи находится, скорее, на стороне событий, переживаний, происшествий, чем теоремной сущности", - пишет Делез. Идея, утверждает философ, отвечает не вопрос " Что это? ", а на вопросы " Сколько? ", " Как? ", " В каком случае? " А это вопросы происшествия, события, множества – различия. Мышление, указывает Делез, связано не с сущностью, а с оценкой того, что имеет или не имеет значение, ибо даже тогда, когда оно ориентируется на сущность, оно исходит из важности сущности. Иметь Идею – значит уметь выделить особенное и упорядоченное, примечательное и обычное, уметь выделять особые точки, то есть " уточнять корпус присоединений" и " конденсировать особенности". Последнее проявляется в способности найти некую " высшую" точку, или " высший" случай (то, что греки называли кайрос – пора, избранная точка времени), который как бы " взрывает" все множество изнутри, определяя то, что его организует (С.234).

У каждой Идеи, отмечает Делез, есть как бы два лица – любовь и ярость. Любовь указывает на то, что может быть присоединено к множеству, а ярость выделяет те особенности, посредством которых конденсируются точки в множество (Там же). Условия присоединения и конденсации имеют объективное основание, что означает, что Идеи, так же, как и задачи, находятся не только у нас в голове, но и в пространстве исторического мира. " Ярость и любовь являются силами Идеи, которые развиваются, исходя из μ η ̀ ο ̉ ν, то есть не из негативного или из небытия (ο υ ̉ κ ο ̉ ν), а из проблематического бытия" (С.235).

4. Идея как бессознательное чистой мысли. Оппозицией Идеи выступает представление, понятие как представление. Представление – это элемент знания, получаемого путем соединения мыслимого объекта и его узнавания мыслящим субъектом. Идея же – другое. " В действительности, Идея – элемент не знания, но бесконечного «обучения», по своей природе отличающегося от знания, - утверждает Делез. – Ведь процесс обучения в целом состоит в понимании задач как таковых, в постижении и нагнетании особенностей, компоновке тел и идеальных событий" (С.236). Если человек учится плавать, он компонует точки своего тела и воды, если учится иностранному языку – компонует слова одного языка и другого, и все это предполагает постижение различий и понимание определенных задач. Идея и становится элементом обучения, так как она организует (выражает смысл) то множество, реализация которого даст законченный эффект " научания". Идея и обучение презентируют бессознательное, а не репрезентируют сознание, считает Делез (С.237). В связи с этим Делез формулирует свой основной тезис относительно Идеи: Идея имеет бессознательный характер.

Как следует понимать необходимо бессознательный характер Идеи? Является ли Идея объектом совершенно исключительной способности? Если – да, тогда она становится недоступна Разуму, вообще пониманию, оказывается абсолютно иррациональной и непостижимой с точки зрения эмпирического применения. С этим Делез не может согласиться. То, что мышление находит в себе нечто, что не может мыслить, что одновременно немыслимо и подлежит осмыслению, что немыслимо, но существует лишь в мышлении – это непостижимо только с точки зрения обыденного сознания и догматического образа мышления. Для неклассического понимания мышления это не является невозможным.

Идея, считает Делез, не связана с какой-то частной способностью. " Идея пронизывает и затрагивает все способности. По ее приказу становятся одновременно возможными и существование определенной способности как таковой, и дифференциальный объект или трансцендентное существование этой способности" (С.238). Идеи соотносятся со всеми способностями, каждая способность обусловлена своей Идеей и трансцендентным объектом, но, как уже говорилось, существует и " несогласованное согласие" всех способностей, которое выражается парасмыслом. Однако все же Идеи особым образом соотносятся с чистым мышлением. Мышление, говорит Делез, постигает свой cogitandum [то, что должно мыслиться] " на конце шнура ярости", по которому передается парасмысл от одной способности к другой. " Этот конец можно рассматривать как коренную первопричину Идеи " (С.239). Мышление – конец и одновременно коренная причина Идеи! " Но в каком смысле следует понимать «коренную первопричину»? – спрашивает Делез. – В том смысле, что Идеи нужно признать «дифференциалами» мысли, «Бессознательным» чистой мысли, где в то же время оппозиция мысли со всеми формами обыденного сознания обострена как никогда" (Deleuze. P.251)[47].

Вот что такое Идеи. " Идеи одновременно и не являются объектом частной способности, и относятся к единичной частной способности в такой мере, что можно сказать: они вытекают из нее (чтобы образовать парасмысл всех способностей)" (С.239-240). И здесь Делез высказывает положение, которое отличается от одного из его начальных утверждений (см. выше пункт 2): " Идеи соотносятся вовсе не с Cogito как обоснованием или предположением сознания, но с треснувшим Я распавшегося cogito, то есть со всеобщим распадом, характеризующим мышление как трансцендентное применение способности" (С.239. Курсив Делеза – В.К.). Треснувшее Я – это Я, которое выбилось из сети понятий, обратившись к трансцендентному, но в то же время еще не потеряло связи с ним, поэтому первопричиной Идеи, в конце концов, оказывается способность мышления.

5. Откуда берутся Идеи. Идеи – бессознательное в мышлении. Как же формируются Идеи? Они возникают тогда, когда рождаются вопросы и задачи, когда вопросы превращаются в задачи. Идея – превращение вопроса в задачу (С.241). Вопросы же выражают связь задач с императивами, из которых они вытекают. Они представляют императивы, волевые решения (ситуацию " Fiat! " – " Да будет! "), которые, проходя через нас, превращают нас в полубожественные существа (С.243). Волевое решение, императив – это реальное событие, которое случается по нашей воле. Это случай. И " самое трудное, - пишет Делез, - превратить случайность в объект утверждения, но таков смысл императива и поставленных им вопросов. Идеи вытекают из него, подобно особенному, эманирующему из той случайной точки, которая раз за разом сводит всю случайность воедино" (С.243-244). Этот случай – не произвол. Он может мыслиться как произвол только догматическим мышлением, которое все подводит под понятия, под общие правила, которые и созданы для того, чтобы предотвращать случаи.

Что означает утверждение случая? Утверждение происходит тогда, когда случай вписывается в целостность и сам становится определенной и необходимой целостностью. Мера утвержденного случая – установление резонанса между теми разнообразными следствиями, которые вытекают из неожиданного действия и возникновение на их основе новой проблемы. Случай становится прецедентом. " В этом случае каждый ход, несмотря на свою частичность, действительно, содержит в себе всю случайность в целом, единовременно, хотя возникшая комбинация – объект постепенной детерминации" (С.244). Возьмем такой пример, поэт ставит это слово, но оно уже несет в себе и другие слова стихотворения, так как если оно не будет порождать другие слова, его вычеркивают, оно не случается как поэтическое слово. Так же и живописец – каждый выбор цветового пятна согласуется со всей гаммой колорита, поза одного персонажа – с композицией в целом. Получается, что произведение – " объект постепенной детерминации" = оно не сразу появилось, но оно уже есть как целое в каждом моменте своего становления.

" Произведение вообще само по себе всегда является идеальным телом – идеальным телом присоединения", - пишет Делез (Там же). Действительно, всякое произведение как произведение тем и отличается от просто происшествия, что оно может становиться и становится точкой присоединения разнообразных свершений, событием = со - бытием, бытием, с которым случаются все новые и новые свершения, вокруг которого возникают все новые проблемы (задачи). Авторы произведений – операторы Идей. " Они, - пишет Делез, - превращают произведение в обучение и эксперимент, и одновременно каждый раз [в] нечто целостное, где каждый случай утверждает вечно обновленную случайность в целом, быть может, исключающую произвол" (С.244-245). В этой связи французский философ дает в терминах своей концепции, на мой взгляд, очень точный критерий совершенства произведения: " Произведение – задача, возникающая из императива; оно тем совершенней и целостней, чем [оно успешнее определяется в качестве задачи как таковой]" (С.244: Deleuze. P.256) То есть всякое деяние человека становится произведением в той мере, в какой оно производит проблемы (задачи), требующие решения, то есть вовлекает в свою орбиту и новых людей, и новые средства. И оно тем более значимо как произведение (как событие), чем успешнее оно набирает эту силу задачи, чем большее время оно захватывает своими проблемами.

Последовательности: " императив – вопрос – задача - решение", с одной стороны, и " случай – прецедент", с другой, могут быть рассмотрены как трансцендентальная структура, порождающая Идею. Случай и " Fiat! " всегда эмпирически конкретны, поэтому анализ их роли в формировании Идеи входит в круг интересов трансцендентального эмпиризма. Мне представляется, что концепция алеаторики Делеза, так же как концепция амплификации Мамардашвили[48] – это наиболее интересные и продуктивные философские концепции рождения живой мысли.

Таким образом, Идея возникает, когда утверждается случайность как необходимый момент целого, то есть то, что мышление в понятиях не узнает за важное. Но такой ответ, говорит Делез, разочаровывает: получается, что игра в кости, а не что-то прочное и основательное является фундаментом Идеи. Поэтому он пытается найти более существенное основание Идеи, чем случай. Им становится определенная онтология.

6. Идея как виртуальная реальность. У такого " случайного" начала мыслительного синтеза Идеи, каким выступает " удачное рискованное дело", есть, считает Делез, реальное онтологическое основание. Это – начало самого вопроса, императива. А таким началом выступает само бытие вопроса, сама ситуация бытия вопроса – ситуация (не)-бытия,? -бытия, которая, с одной стороны, порождает " нудительность" вопроса (или дела), а, с другой – открывает особую реальность. Этой реальностью становится Идея не как " бессознательное" мысли, а как онтологическое образование – как виртуальная реальность, которая есть сама дифференциация. Виртуальная реальность противостоит не реальному, а актуальному, указывает Делез, поэтому ее нельзя рассматривать как возможность. Возможность не является реальностью, процесс возможного – осуществление, а виртуальное само по себе обладает реальностью, и его процесс – актуализация.

" Виртуальное подлежит дефиниции как определенная часть реального объекта, - указывает Делез, - как будто одна из частей объекта находится в виртуальном, погружена в него как в объективное измерение " (С.256). Реальность виртуального заключена в самом различии дифференцированных элементах объекта, в связях между ними, а также в каких-либо особых моментах, свойственных объекту. " Структура – это реальность виртуального" (Там же). Действительно, структура реально существует, но не существует так, как существуют какие-нибудь части объекта. Для различения виртуального и актуального в объекте Делез вводит понятия " дифферен ц иация" (diffé rentiation) и " дифферен с иация" (diffé renciation). Дифферен ц иация – это виртуальное содержание Идеи, а дифферен с иация – это актуализация этой виртуальности в различных частях и видах (С.254). А комплексное понятие " дифферен ц/с иация" обозначает целостность или интегральность объекта[49] (С.257).

Таким образом, любой объект – двойной, но две его части не похожи друг на друга, так как одна часть – его виртуальная сторона, а другая – актуальная. Со своей стороны, сама дифференциация имеет два аспекта, один соответствует многообразию связей, другой – особым точкам (моментам). У дифференсиации, в свою очередь, есть два аспекта, первый относится к различным качествам и видам, актуализирующим разновидности (связи), второй – к числу или различающимся частям, актуализирующих точки (особые моменты) (Там же). Идея же – это виртуальное начало объекта. Она " реальна, не будучи актуальна; дифференцирована, но не дифференсирована; завершена, но не целостна " (С.262. Курсив Делеза).

Идея как виртуальная реальность, или виртуальная реальность как дифференциация, которая еще не стала дифференсиацией, и является бытийным основанием появления императива или вопроса. Вопросы и задачи должны выявлять то, что присуще виртуальной реальности, которая и порождает проблемное бытие. В этой связи Делез еще раз обращается к проблеме негативного, показывая, что необходимо разделять проблемное необходимо разделять небытие и (не)-бытие. Проблемное бытие, или (не)-бытие, грамматически выражается во французском языке эксплитивным НЕ (первая часть отрицательной конструкции " ne … pas "). Это проблемное, а не негативное НЕ, считает Делез. Негативное НЕ (… pas), называемое " просроченным" отрицанием, выражает небытие. Проблематичное НЕ и отрицательное НЕТ – это две разные по своей природе инстанции, указывает философ.

Итак, Идея как " бессознательное" чистого мышления – это понимание связи вопроса и задачи, это знание различия, основанием ее является существование Идеи как дифференциации, которая благодаря дифференсиации актуализируется в конкретные объекты и процессы. Как происходит актуализация Идеи в самих вещах – это Делез начинает обсуждать в последнем разделе 4 главы и этому посвящена вся следующая 5 глава, которая станет темой обсуждения следующего семинара.

 

Спасибо за внимание!






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.