Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о передачах






Передачей называется механическое устройство, передающее враща­тельное движение от вала электродвигателя к валу рабочих органов. Од­новременно передачи позволяют изменять скорость вращения вала, на­правление движения на противоположное и преобразовывать один вид движения в другой.

В механических передачах вал с закрепленными на нем деталями, передаю­щими вращение, называется ведущим, а вал с деталями вращения — ведомым.

Все механические передачи можно разделить на ременные, зубчатые, червячные, цепные и фрикционные.

Зубчатые передачи (рис. 1-1) это механизм, состоящий из 2-х губчатых колес, сцепленных между собой. Эти передачи получили ши­рокое применение в передаточных механизмах машин.

В зависимости от конструкции и расположения зубчатых колес, зуб­чатые передачи подразделяются на цилиндрические, конические и пла­нетарные. По способу зацепления зубьев, зубчатые передачи делятся на передачи с внешним и внутренним зацеплением.

В зависимости от расположения зубьев, колеса подразделяются на прямозубые, косозубые и шевронные. Для передачи сложного враща­тельного движения используется планетарный зубчатый механизм (рис. 1-2" а"), при котором одно зубчатое колесо неподвижно, другое совер­шает двойное вращение: вокруг своей оси и вокруг оси неподвижного колеса (взбивальная машина).

Ременная передача (рис. 1-2" г") — осуществляется при помощи двух шкивов, закрепленных на ведущем и ведомом валах, и надетого на эти шкивы ремня. Вращение от одного вала к другому передается посредством трения, возникшего между шкивом и ремнем.

Ремень в поперечном сечении может иметь форму прямоугольника — плоскоременная передача, трапеции — клиноременная передача, круга — круглоременная передача. Ремни выполняются из кожи или хлопчатобу­мажной и прорезиненной ткани. Нормальная работа зависит от правильно­го натяжения ремня. Ременная передача бесшумна в работе, проста по кон-


 
 


Рис. 1-1. Зубчатые передачи.

а - прямозубая, б - косозубая, в - шевронная, г - коническая, д - с круговыми зубьями, е - с внутренним зацеплением.

струкции и предохраняет машину от поломки в случае заклинивания, так как ремень будет пробуксовывать. На предприятиях общественного пита­ния широкое применение получила клиноременная передача, применяемая в картофелечистках, мясорубках, холодильных агрегатах и т.д.

Червячная передача (рис. 1-2 " б") применяется для передачи движения между валами с пересекающимися осями. Состоит она из винта со специальной резьбой (червяк) и зубчатого колеса с зубьями соответствующей формы. Эти передачи компактны, бесшумны и значительно снижают скорость вращения вала.

Цепная передача (рис. 1-2 " в") состоит из 2-х закрепляемых на валах звездочек и шарнирной гибкой цепи, которая надевается на звездочки и служит для их связи. Эти передачи применяются в механизмах и машинах при больших расстояниях между валами и параллельном расположении их осей. Цепные передачи обеспечивают постоянное передаточное отношение и по сравнению с ременной передачей позволяют передавать большие мощности, кроме того, одной цепью можно приводить в движение нескольких валов. К недостаткам цепной передачи можно отнести высокую стоимость обслуживания, сложность изготовления и шума в процессе работы.


Фрикционная пере­дача (рис. 1-2" д") -

состоит из 2-х катков, множенных на валы и прижатых один к дру­гому. Вращение от ве­дущего катка передает­ся ведомому за счет силы трения.

При передаче враще­ния между параллель­ными валами применя­ются цилиндрические передачи, между пере­секающимися валами — комические.

Рис. 1-2. Передаточные механизмы.
а - планетарная передача, 1 - неподвижное колесо, 2 - ведомое колесо, 3 - водило; б - червячная передача, 1 - вал с червяком, 2 - червячное колесо; в - цепная передача, 1 - звездочка, 2 - цепь; г - ременная передача, 1 - шкив, 2 - ремень; д - фрикционная передача, 1 - каток.

Эти передачи про­сты по конструкции, бесшумны в работе и самопредохраняются от перегрузок, однако имеют некоторые не­достатки: низкий КПД

80-90%, непостоян­ное передаточное чис­ло и повышенный износ катков.

Кривошипно-шатунный механизм предназначен для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное движение рабоче­го инструмента. Он состоит из коленчатого вала, шатуна и поршня. При пращении коленчатого вала, шатун заставляет поршень перемещаться нозвратно-поступательно. Этот механизм применяется в компрессорах холодильного оборудования.

§5 Понятие о электроприводах

Электроприводом называется машинное устройство, используемое для приведения в движение машины. Он состоит из электрического двигате­ля, передаточного механизма и пульта управления. На предприятиях об­щественного питания наибольшее распространение имеют двигатели, рас­считанные на напряжение 380/220 В. Это значит, что один и тот же дви­гатель может работать от сети переменного тока с частотой 50 Гц и с на­пряжением 380 или 220 В, следует только правильно соединить обмотки его статора. Соединяя их " треугольником", двигатель подключают к сети напряжением 220 В, соединяя " звездой", к сети напряжением 380 В.

П


Широкое применение получили универсальные приводы, которые могут поочередно приводить в движение различные устанавливаемые сменные рабочие механизмы — фаршемешалка, мясорубка, взбивалка и т.д. Применение универсальных приводов в столовых очень выгодно. Объясняется это тем, что сменные рабочие машины работают в столо­вых не более часа и поэтому имеют очень малый коэффициент исполь­зования. В таких случаях устанавливать электропривод к каждой маши­не нецелесообразно из-за увеличения ее стоимости и занимаемой пло­щади. В настоящее время промышленность выпускает универсальные приводы 2-х видов: общего назначения, которые используются в не­скольких цехах, и специального назначения, которые используются только в одном цехе, например, в мясном. К универсальным приводам общего назначения относятся и универсальные малогабаритные приво­ды УММ-ПР с электродвигателем переменного тока, УММ-ПС с элек­тродвигателем постоянного тока, которые используют на транспорте (судах и вагонах-ресторанах). Все универсальные приводы имеют бук­венные обозначения. Первая буква П обозначает привод, вторая — на­звание цеха: М — мясной, X — холодный, Г — горячий, У — универ­сальный, для холодного цеха ПХ-0, 6, для горячего цеха ПГ-0, 6 и для мясного цеха ПМ-1, 1. На приводы общего назначения: ПУ-0, 6 и П-11 устанавливаются сменные механизмы, которые имеют буквенные обо­значения: первая буква М — механизм сменный, вторая М — мясоруб­ка, В — механизм взбивательный, О — механизм овощерезательный. Ус­тройство и принцип работы универсальных приводов и сменных меха­низмов подробно рассказано в разделе " Универсальные приводы".

§6 Аппараты включения

Для нормальной эксплуатации электрооборудования необходимо иметь специальные аппараты и устройства, с помощью которых производится пуск и контроль за работой электрооборудования, а также защита от пе­регрузок и аварийных режимов работы. Управление электрооборудовани­ем может быть ручным — при помощи рубильников, выключателей, по­луавтоматическим — при помощи пусковой кнопки, и автоматическим — при помощи автоматического аппарата без участия человека.

Аппараты включения (рис. 1-3). К ним относятся рубильники, кно­почные пускатели, пакетные выключатели, штепсельные разъемы, мик­ропереключатели и кулачковые переключатели.

Рубильники. Рубильники применяются в основном в качестве разъеди­нителей для размыкания и замыкания электрической цепи вручную и лишь изредка для включения и отключения различного технологического оборудования. Они устанавливаются главным образом на распределитель­ных электрических щитах и как исключение на стене с обязательным за­щитным кожухом. Применяются рубильники с боковым и центральным

12 ■


 

приколами на токи 60, 100, 200 А и более с на­пряжением 220 и 380 В.

Кнопочные пускате­ли. Кнопочный пуска-iciii. представляет собой фехполюсной выклю-чптель, замыкание кон­тактов производится путем нажатия на кноп­ку " Пуск". Размыкание контактов происходит мри нажатии на кнопку " Стоп". Они выпуска­ются в защищенном ис­полнении и рассчитаны n; i ток до 12, 5 А и по­требляемую мощность нс более 2, 5 кВт.

Рис. 1-3. Аппараты включения. 6 - однофазные и трехфазные разъемы: 1 - розетка, 2, 4 - контакты вилки, 3 - вилка, 5, 6 - клеммы гнезд розетки, 7 - выступы, 8 - впадины: в - кнопочный пускатель; г - схема включения трехфазного двигателя пускателем ПНВ; д - схема включения однофазного двигателя пускателем ПНВС; е - схема микропереключателя МП-1.

Пакетные выключа­тели. Они значительно компактнее рубильни-Koii и монтируются с иыиодом на панель только рукоятки, что обеспечивает безопас­ность работы обслужи-шпощего персонала.

Пакетные выключатели в основном применяются для включения и имключения электродвигателей и выпускаются они на токи 10 и 25 А мри напряжении 220 В, в одно-, двух-, и трехполюсном исполнениях.

Эти пакетные выключатели могут применяться и при напряжении 380 II, но допустимая величина тока для них снижается соответственно до 6 и 15 А. При номинальных величинах тока и напряжении и коэффици­енте мощности 0, 8 пакетные выключатели вьщерживают 20000 переклю­чений. Частота переключений не должна превышать 300 раз в час.

Поворачивая рукоятку пакетного выключателя на 90°, можно вклю­чать и отключать оборудование. Из четырех положений рукоятки пакет­ного выключателя два соответствуют включенному и два выключенному состоянию машин.

Кроме пакетных выключателей, широко применяются и пакетные пе­реключатели. В пакетном переключателе только одно положение соот-нетствует отключенному состоянию, оборудования, а тир остальных — иключенному различными способами.


 
 


 

Штепсельные разъемы. Для подключения к сети переносных и пере­движных электрических машин и электротепловых аппаратов применя­ются штепсельные разъемы, которые изготовляются различного типа,

вида и размера.

Размеры и толщина контактных штырей, зависит от мощности и на­пряжения тока. Штепсельные разъемы, состоящие из розетки и вилки, применяются в цепях однофазного тока. Трехконтактные разъемы ис­пользуются для однофазного тока, но при этом 3-й контакт связан с за­земляющим приводом.

Токонесущие контакты в штепсельном разъеме находятся в глубине пла­стмассового корпуса, что предохраняет от поражения электрическим током.

Микровыключатель. Микровыключатель предназначен для включения и отключения электродвигателя под воздействием усилия этой машины или ее деталей. Они имеют небольшие размеры, просты и надежны в экс­плуатации и поэтому широко применяются в различных машинах.

Кулачковый переключатель. Кулачковые переключатели состоят из корпуса, шпинделя и рукоятки. Внутри переключателя расположены подвижные и неподвижные контакты. С правой и левой стороны кор­пуса расположены клеммы, к которым подсоединяются провода элект­росети и машины.

При повороте рукоятки на 90° подвижные контакты соединяются с неподвижными контактами, образуя различные варианты замыкания контактов.

§7 Аппараты защиты

Чрезмерные токи перегрузки и короткого замыкания в основном воз­никают в цепи, когда сопротивление ее оказывается намного меньше номинального сопротивления. Причинами этого могут быть поврежде­ние электроизоляции, перегрузка двигателя. Под действием этих боль­ших токов за короткое время может вьщелиться такое количество тепла, которое перегреет провода и электрооборудование выше критической для изоляции температуры. Если не обеспечить своевременное отключе­ние электрической цепи, то произойдет воспламенение изоляции про­водов и электрооборудования.

Для защиты электрооборудования от перегрузок применяются плавкие предохранители, автоматические выключатели, тепловые реле защиты.

Плавкие предохранители (рис. 1-4) по своей конструкции подраз­деляются на резьбовые и трубчатые. Главной частью плавких предохра­нителей является плавкая вставка — металлическая проволока, или пла­стина меньшего сечения, чем сечение проводов. При токах короткого замыкания в пять и более раз превышающий номинальный ток в цепи, плавкая вставка мгновенно расплавляется. При этом электрическая цепь разрывается и прохождение тока к токопотребителям прекращается.


 

Рис. 1-4. Плавкий переключатель. I - резьбовой: 1 - корпус предохранителя, 2 - плавкая вставка, 3 - боковые контакты, 4 - нижний контакт, 5 - коробка; б - трубчатый: 6 - контактные ножи, 7, 10 - обойма, Н - изоляционная труба, 9 - плавкая вставка.

Рис. 1-5. Автоматический выключатель.

а - общий вид; б - со снятой крышкой:

1 - неподвижные контакты, 2 - подвижные контакты, 3 - кнопка «Пуск»,

4 - кнопка «Стоп»,

5 - электромагнитный расцвпитель,

6 - дугогасительные камеры.

Автоматический выключатель (рис. 1-5). Автоматический выклю-читель служит для защиты электроцепи от токов короткого замыкания и юкон перегрузки. Он представляет собой пластмассовый корпус, внут-|ш которого установлены подвижные и неподвижные контакты, а также |ри электромагнитных и три тепловых расцепителя. На крышке корпу-i л имеется две кнопки, одна черная — " Включено", красная — " Отклю­чено". При коротком замыкании в цепи срабатывают электромагнитные рмецепители. При длительных перегрузках в цепи срабатывают тепловые рисцепители. Принцип действия тепловых реле защиты тот же, что и у мнтоматических выключателей с тепловыми расцепителями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.