Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фактов, имеющих юридическое значение






 

Статья 217. Порядок рассмотрения дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение

 

Комментарий к статье 217

 

1. В соответствии с формулировкой ст. 30 АПК дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются арбитражными судами в порядке " особого производства ". Вместе с тем данный термин употребляется законодателем лишь эпизодически, в общей части Кодекса (ст. ст. 4, 17, 30, 40 АПК). Что касается гл. 27, то она помещена в разд. IV " Особенности производства в арбитражном суде по отдельным категориям дел"; термин " особое производство" в ней не используется.

2. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, предусмотренными гл. 27 АПК. Соответственно, при рассмотрении и разрешении данной категории дел действуют все принципы арбитражного процесса, общие положения о стадиях развития процесса, правовом положении его участников, процессуальных сроках, судебных расходах и т.д. Особенности, установленные гл. 27 АПК, вытекают из специфики правовой природы дел особого производства: отсутствие спора о праве и спорящих сторон, специфическая цель, возбуждение дела на основании заявления и т.д.

3. Часть 2 ст. 217 АПК устанавливает, что основанием возбуждения данной категории дел является заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение (в отличие от дел искового производства, возбуждаемых на основании искового заявления). Требования к форме и содержанию такого заявления закреплены в ст. 220 АПК.

4. Наиболее существенной отличительной чертой особого производства, необходимым условием рассмотрения дела по правилам гл. 27 АПК является отсутствие спора о праве. В случае его возникновения арбитражный суд оставляет заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, без рассмотрения, о чем выносит определение.

Для оставления заявления без рассмотрения достаточно заявления заинтересованного лица, привеченного к участию в деле, о наличии спора о праве. Рассмотрение обоснованности такого заявления в порядке особого производства недопустимо < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Рекомендации, разработанные по итогам выездного заседания НКС при ФАС Поволжского округа 04.06.2008 в г. Самара.

 

В определении об оставлении заявления без рассмотрения должны содержаться разъяснения возможности разрешения спора в порядке искового производства. При этом следует учитывать позицию КС РФ, неоднократно указывавшего на то, что из гарантированного Конституцией (ч. 1 ст. 46) права на судебную защиту не следует возможность выбора по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты. Порядок судопроизводства определяется федеральным законодательством, и такие законодательные положения не могут рассматриваться как нарушение права на судебную защиту < 1>.

--------------------------------

< 1> См., например: Определение КС РФ от 24.05.2005 N 169-О.

 

Статья 218. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение

 

Комментарий к статье 218

 

1. В ч. 1 ст. 218 АПК закреплены условия подведомственности дел особого производства арбитражным судам. А именно арбитражным судом в порядке особого производства могут быть установлены не любые факты, но только те, установление которых влечет возникновение, изменение или прекращение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Соответственно, необходимыми условиями установления факта в порядке особого производства в арбитражном процессе являются:

- юридический характер факта и наличие последствий его установления в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности;

- заявитель является юридическим лицом или имеет статус индивидуального предпринимателя.

Данное правовое положение обусловлено общей концепцией подведомственности дел арбитражным судам и корреспондирует с нормами ст. 30 АПК.

Если искомый факт порождает юридические последствия в сферах, не связанных с предпринимательской или иной экономической деятельностью, либо заявитель не является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, - данный факт может быть установлен судом общей юрисдикции по правилам гл. 28 ГПК.

Нарушение указанных условий подведомственности дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, арбитражному суду является основанием для прекращения производства по делу в порядке п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК < 1>.

--------------------------------

< 1> См., например: Постановление ФАС Московского округа от 31.08.2007, 06.09.2007 N КГ-А40/7802-07 по делу N А40-51221/06-124-988юф.

 

2. Часть 2 ст. 218 закрепляет примерный перечень фактов, которые могут быть установлены арбитражным судом в порядке особого производства.

2.1. Факт владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным.

Виды недвижимого имущества указаны в ст. 130 ГК. Применительно к данной категории дел в большинстве случаев возникает необходимость установления факта владения и пользования таким недвижимым имуществом, как земельные участки, а также различные здания и сооружения.

Установление аналогичного факта допустимо и в рамках гражданского процесса (п. 6 ч. 2 ст. 264 ГПК). Разграничение подведомственности в данном случае производится по общим правилам с учетом предметного (наличие последствий в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности) и субъектного (в качестве заявителя выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) критериев.

С точки зрения территориальной подсудности данная категория дел подлежит рассмотрению арбитражным судом по месту нахождения недвижимого имущества (ч. 5 ст. 38 АПК).

Следует особо отметить, что не может быть установлен в порядке особого производства факт принадлежности имущества на праве собственности, поскольку его установление неизбежно влечет наделение заявителя определенным объемом прав, т.е. - с разрешением спора о праве. На соблюдение данного правила в судебной практике сделан особый акцент < 1>.

--------------------------------

< 1> См., например: п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.12.2004 N 76 " Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение".

 

Наибольшие разногласия в научной литературе и судебной практике вызывает вопрос о возможности установления в рамках особого производства в арбитражном процессе факта владения и пользования недвижимым имуществом для приобретения права собственности на него в порядке ст. 234 ГК по правилам приобретательной давности.

В пункте 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 28.04.1997 N 13 " Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" и п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8 " О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", разъяснено, что лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании за ним права собственности.

Вместе с тем в соответствии с п. 3 ст. 6 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ " О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на недвижимое имущество, возникающее в результате приобретательной давности, подлежит государственной регистрации после установления факта приобретательной давности в предусмотренном законом порядке. Аналогичные разъяснения были даны в Постановлении Пленума ВАС РФ от 31.10.1996 N 13 " О применении АПК РФ при рассмотрении дел в суде первой инстанции", где среди юридических фактов, устанавливаемых арбитражным судом по правилам особого производства, был, в частности, назван факт добросовестного, открытого и непрерывного владения как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет.

В связи с этим в судебной практике сложилось два противоположных подхода:

- заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, поданное давностным владельцем, подлежит оставлению без рассмотрения, так как в данном случае имеется спор о праве и надлежащим способом защиты является иск о признании права собственности < 1>;

--------------------------------

< 1> См., например: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2006 N Ф04-1198/2006(21830-А75-24) по делу N А75-7810/05; Постановление ФАС Уральского округа от 14.10.2009 N Ф-09-7815/09-С6 по делу N А07-13089/2009.

 

- заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, поданное давностным владельцем, подлежит рассмотрению по существу < 1>.

--------------------------------

< 1> См., например: Постановление ФАС Поволжского округа от 02.12.2008 по делу N А72-1353/08; Постановление ФАС Московского округа от 06.06.2007, 15.06.2007 N КГ-А41/2253-07 по делу N А41-К2-11932/06.

 

Представляется, что оптимальным способом защиты в данном случае является все же исковое производство, поскольку в результате установления искомого факта происходит регистрация права собственности заявителя. Соответственно, фактически судом разрешается спор о праве собственности, что недопустимо в рамках особого производства.

2.2. Факт государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте.

Основные вопросы регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на сегодняшний день регулируются ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ " О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

По общему правилу, факт государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя подтверждается соответствующим свидетельством, выдаваемым в порядке ст. 11 ФЗ. В случае его утраты заинтересованные лица вправе получить дубликат. Соответственно, необходимость обращения в суд возникает только в том случае, если необходимые сведения по каким-либо причинам в реестре отсутствуют (например, в случае если сведения о регистрации юридического лица, созданного до введения в действие ФЗ, не были переданы в регистрирующий орган и включены в реестр).

В случае если на момент обращения в арбитражный суд заявитель не обладает статусом юридического лица или индивидуального предпринимателя, дело не подведомственно арбитражному суду.

Формулировка п. 2 ч. 2 ст. 218 АПК предусматривает необходимость установления факта регистрации в определенное время и в определенном месте. Соответственно, просительная часть заявления и резолютивная часть решения суда должна содержать указание на наименование регистрирующего органа, полное наименование зарегистрированного юридического лица в соответствии с учредительными документами или фамилию, имя, отчество и дату рождения индивидуального предпринимателя в соответствии со свидетельством о рождении, место и время государственной регистрации.

АПК предусматривает возможность установления факта изначальной регистрации юридического лица. Вместе с тем любое изменение статуса юридического лица (реорганизация, ликвидация), внесение изменений в его учредительные документы также подлежит государственной регистрации. В связи с этим представляется возможным установление подобных фактов в порядке п. 4 ч. 2 ст. 218 АПК.

2.3. Факт принадлежности правоустанавливающего документа, действующего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, если наименование юридического лица, имя, отчество или фамилия индивидуального предпринимателя, указанные в документе, не совпадают с наименованием юридического лица по его учредительному документу, именем, отчеством или фамилией индивидуального предпринимателя по его паспорту или свидетельству о рождении.

АПК не предусматривает каких-либо исключений (в отличие от п. 5 ч. 2 ст. 264 ГПК) из перечня документов, принадлежность которых может быть установлена арбитражным судом в порядке особого производства. Вместе с тем определенные ограничения вытекают из системного толкования действующего законодательства. Так, например, не подлежит установлению в порядке особого производства факт принадлежности юридическому лицу свидетельств о государственной регистрации, поскольку их изменение допустимо в административном порядке (ст. 18 ФЗ " О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

В случае отказа регистрирующего органа во внесении изменений право на судебную защиту должно быть реализовано в соответствии с положениями гл. 24 АПК.

Просительная часть заявления и решения суда по данной категории дел должна содержать индивидуализирующие признаки документа (в частности, его серию, номер, дату и место выдачи и т.д.), принадлежность которого устанавливается.

2.4. Перечень юридических фактов, которые могут быть установлены арбитражным судом в порядке особого производства, не является исчерпывающим.

Пункт 4 ч. 2 ст. 218 АПК предусматривает возможность установления арбитражным судом других фактов, прямо не указанных в тексте закона.

Так, например, арбитражным судом может быть установлен факт несоответствия действительности сведений, порочащих деловую репутацию в случае, если невозможно установить, кем распространены сведения < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Постановление Пленума ВС РФ от 24.02.2005 N 3 " О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц".

 

Однако в порядке гл. 27 АПК могут быть установлены только те факты, которые действительно порождают юридические последствия в сфере предпринимательской деятельности. Так, например, не подлежат установлению в рамках особого производства в арбитражном процессе:

- факт оплаты товаров, поскольку сам факт оплаты не влечет каких-либо юридических последствий < 1>;

--------------------------------

< 1> См.: Постановление ФАС Уральского округа от 22.11.2005 по делу N Ф09-3852/05-6.

 

- факт подведомственности спора арбитражному суду, поскольку подведомственность, будучи неразрывно связана с процессуальными действиями стороны по защите своих прав, не может быть предметом самостоятельного судебного разбирательства < 1>.

--------------------------------

< 1> См. Постановление ФАС Уральского округа от 06.10.2006 по делу N Ф09-9102/06-С4.

 

Также в порядке особого производства не представляется возможным давать правовую оценку поведению лица и признавать его добросовестным векселедателем, титульным владельцем, законным пользователем, добросовестным налогоплательщиком и т.д. Правовая оценка действий лица может быть произведена арбитражным судом наряду с оценкой иных обстоятельств по делу в рамках искового производства < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.2004 N 76 " Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение".

 

Статья 219. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение

 

Комментарий к статье 219

 

1. В ч. 1 ст. 219 закреплены юридические условия, совокупность которых необходима для установления юридических фактов в порядке особого производства. К ним можно отнести следующие:

- юридический характер устанавливаемого факта (см. комментарий к ст. 218 АПК);

- невозможность получения или восстановления соответствующих документов, удостоверяющих юридический факт.

Так, например, восстановление документов, подтверждающих факт государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также факт регистрации права собственности на недвижимое имущество, осуществляется регистрирующими органами. Установление данных фактов в судебном порядке возможно только в том случае, если соответствующие органы по каким-то причинам не имеют возможности восстановить утраченные документы. При этом следует иметь в виду, что если отказ в восстановлении документов имеет необоснованный характер, - целесообразно воспользоваться механизмом оспаривания решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, предусмотренном гл. 24 АПК;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.