Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 5 Типы клиентов






Хозяин обувного магазина подходит к продавщице и шепчет ей на ухо:

– В чем дело, почему вы не помогаете вон тому покупателю? Он уже более часа выбирает обувь!

– Очень трудный случай, шеф! – отвечает девушка. – Этот мужчина музыкант, он пытается найти два ботинка, которые скрипят в одной тональности!

 

Вы когда-нибудь замечали такой парадокс: одна и та же фраза, сказанная в похожих ситуациях, совершенно по-разному воспринимается разными людьми? Одна и та же манера разговора может завоевать доверие одного клиента и вызвать раздражение у другого. Один и тот же стиль работы убедительно воздействует на одного делового партнера и совершенно не производит впечатления на другого. Возможно, наибольшая трудность в работе продавца состоит в том, что ему постоянно приходится общаться с людьми разных психологических типов. У профессионального менеджера просто не может быть единственного правильного варианта общения.

Профессионалу в области сбыта необходимо иметь различные приемы для различных психологических типов клиентов.

Профессионал своего дела похож на Деда Мороза с большим мешком подарков. Дед Мороз дарит кому пряник, кому игрушку, кому колпак, а кому сапожки. При этом важно, что подарок достается именно тому, кто больше всех в нем нуждается.

Директор одной из фирм по продаже мебели таким образом объяснял своим менеджерам необходимость выбирать различный стиль общения в зависимости от особенностей поведения клиента: «Продавец должен быть актером. Наш торговый зал такая же сцена, как в театре. Если покупатель похож на быка, я буду общаться с ним как бык, если он похож на маленькую мышку, я стану мышонком, если же он играет роль Гамлета, я стану Офелией».

Бывает, что клиенты разительно отличаются друг от друга. В то же время существуют общие личностные особенности, позволяющие объединить всю палитру разнообразных стилей поведения в несколько психологических типов. Клиентов можно классифицировать по различным признакам. Здесь мы рассмотрим лишь два, в наибольшей степени влияющих на принятие решения. Ведь заключение сделки это всегда принятие решения, не правда ли? Каждый клиент имеет свой индивидуальный «почерк» заключения сделки. Некоторые принимают решения на лету, другим необходимо сто раз услышать одно и то же, чтобы принять наилучшее решение. На одних лучше всего воздействуют логические доводы и конкретные цифры. Других в большей степени привлекает эмоциональность, а логическое изложение фактов воспринимается как «малоинтересное».

Еще в начале прошлого века швейцарский ученый К. Г. Юнг высказал предположение, что поведение человека носит неслучайный характер. Оно может быть предсказано, так как базируется на различных предпочтениях, которые формируются в раннем детстве. В дальнейшем эти предпочтения влияют на все наше поведение. Юнг выделил две шкалы, на которых можно «разместить» всех людей.

Первая шкала описывает основания, с помощью которых мы принимаем решение. На одном полюсе данной шкалы находится Мыслительный тип. К нему относятся люди, которые, принимая решение, предпочитают быть логичными, беспристрастными и объективными. На другом полюсе находится Чувствующий тип. Люди, относящиеся к нему, при принятии решения особое внимание обращают на эмоциональный фактор. Для них важны межличностные отношения и субъективная оценка ситуации.

Вторая шкала определяет, на какие процессы человек нацелен в большей степени – на процесс сбора информации или непосредственно на принятие решения. На одном полюсе данной шкалы находится Воспринимающий тип. К нему относятся люди, стремящиеся к накоплению всевозможной информации. Они не торопятся с принятием решения и руководствуются принципом «поживем – увидим». К этому типу как раз принадлежат покупатели, которым необходимо услышать информацию о товаре в сто первый раз, прежде чем они примут окончательное решение. На другом полюсе находится Решающий тип. Если человек принадлежит к этому типу, ему не составляет труда принять необходимое решение. Вся жизнь его имеет четкую структуру, определенность и строится по жесткому расписанию. К такому типу относятся покупатели, принимающие решение на лету, без дополнительных раздумий. (Более полная классификация типов людей, разработанная на основе теории К. Г. Юнга, описана в книге «Типы людей и бизнес»[10].)

Каким образом мы можем определить, к какому психологическому типу относится наш клиент?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.