Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственная политика в области информатизации юридической деятельности






Как отмечалось в упомянутой выше «Концепции правовой информатизации России» в качестве основных направлений правовой информатизации выделялись информатизация правотворческой деятельности и информатизация правореализационной (правоохранительной и правоприменительной) деятельности.

Под правотворчеством понимается деятельность органов законодательной и исполнительной власти по разработке, подготовке и, принятию законодательных и нормативных правовых актов, а само правотворчество представляет собой процесс, состоящий из различных стадий, или совокупности относительно самостоятельных действий, объединенных одной целью.

На различных стадиях разработки новых законодательно-нормативных необходимо изучить актуальность правового регулирования общественных отношений, практику применения действующего законодательства, историю правового регулирования, в т.ч. и зарубежный опыт нормотворчества по аналогичным проблемам. Данный процесс предполагает сбор и анализ большого количества информация, в т.ч. и из зарубежных источников. Но для того, чтобы выполнить эту работу, необходимы вычислительная техника, надежные каналы связи для передачи информации, а также современные информационные технологии (способы сбора, обработки и передачи информации).

Таким образом, целью информатизации правотворческой деятельности является оказание помощи в деятельности по разработке и принятию нормативных правовых актов путем формирования ресурсов правовой информации, применения информационных средств и технологий. При этом основными задачами информатизации правотворческой деятельности являются: формирование массива информационных ресурсов; оснащение правотворческих органов современной вычислительной и другой техникой обработки и передачи информации; внедрение специально предназначенных для этих целей информационных технологий, и, естественно, обучение персонала навыкам работы с аппаратно-программными средствами компьютерно-телекоммуникационной техники.

Для целей обеспечения информатизации правотворческой деятельности был принят ряд законодательных и нормативных актов. Так, в частности, Указом Президента РФ от 4 августа 1995 г. N 808 была утверждена президентская программа «Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации»[37]. В качестве основных мероприятий этой программой устанавливались следующие:

- формирование центрального узла правовой информации;

- создание центрального интегрированного банка правовой информации, включающих ретроспективу российского законодательства и зарубежное законодательство;

- создание и развитие в интересах органов государственной власти Российской Федерации электронных систем доступа к информационно-правовым ресурсам центрального узла правовой информации;

- создание оптоволоконной телекоммуникационной системы, объединяющей органы государственной власти Российской Федерации и центральный узел правовой информации;

- разработка системы долговременного (архивного) хранения систематизированных фондов органов государственной власти Российской Федерации;

- создание предпосылок для формирования информационно-коммуникационной среды единого общегосударственного информационно-правового пространства, построения региональных узлов правовой информации, интегральных баз данных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обеспечения их взаимодействия с центральным узлом правовой информации.

За прошедшие со времени этой программы полтора десятка лет все основные мероприятия были успешно выполнены. Причем данная программа была реализована не только на уровне государства в целом, но и на уровне отдельных министерств и ведомств[38].

Так, например, еще в 2000 г. была утверждена Концепции информатизации Министерства юстиции Российской Федерации[39]. В 2005 г. совместно МВД РФ и Министерством информационных технологий и связи РФ была образована межведомственная рабочая группа по созданию единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел[40]. В этом же году Федеральной налоговой службой был определен перечень работ по формированию и ведению информационных ресурсов ФНС России[41].

В рамках осуществления процессов информатизации правоприменительной деятельности в Российской Федерации принята Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы, для реализации которой до 2011 г. предполагается создание 75 тыс. автоматизированных рабочих мест в судах общей юрисдикции, в арбитражных судах - 14 тыс. мест, формирование системы электронного документооборота, создание 2200 веб-сайтов судов общей юрисдикции и 13 веб-сайтов арбитражных судов, что позволит размещать в сети Интернет сведения, касающиеся судебной деятельности.

Выделение значительных финансовых средств на информатизацию судебной системы России связывается также с планами повышения качества судебной деятельности, прежде всего, правосудия, судебных актов. Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» закрепил формы и способы получения гражданами информации о деятельности судов.

В рамках информатизации судебной системы России были разработаны и внедрены в эксплуатацию специализированные автоматизированные информационные системы. Так, совместным приказом Минсвязи РФ и Судебного департамента при Верховном Суде РФ в 2004 г.[42] были инициированы работы по созданию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие», которая в настоящее время запущена в действие и успешно эксплуатируется[43].

Важным этапом в развитии автоматизированных информационных систем в судопроизводстве в РФ явилось создание в середине 2008 г. системы «Банк решений арбитражных судов (БРАС)», являющейся бесплатным единым централизованным ресурсом, в котором размещены данные о реквизитах всех судебных дел и документов, а также тексты принятых судебных актов[44], в котором на сегодняшний выложено более 5 миллионов документов, доступных для всех всеобщего пользования.

Концепция информационного обеспечения работы системы арбитражных судов РФ разработана в рамках Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. № 805,. В ней учтены положения постановлений Совета судей Российской Федерации от 20 апреля 2001 г. № 56 «О совершенствовании информационного обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества» и от 16 ноября 2001 г. № 65 «Об информатизации и автоматизации судов», материалы Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие»), материалы Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, а также Концепции единой общефедеральной автоматизированной информационно-коммуникационной системы арбитражных судов Российской Федерации от 10 августа 1999 г.

Основными целями создания Единой автоматизированной информационно-коммуникационной системы арбитражных судов России[45] являлось:

- обеспечение законности и обоснованности принимаемых судебных актов и качества их оформления;

- сокращение сроков рассмотрения заявлений и жалоб на основе использования новых информационных технологий, включая средства видеоконференцсвязи;

- создание достаточного информационного, аппаратного и программного обеспечения арбитражных судов;

- обеспечение оперативной информационно-правовой поддержки деятельности арбитражных судов, возможности своевременного получения судьями и специалистами судов полной и достоверной информации по действующему законодательству и судебно-арбитражной практике;

- формирование, структурирование и сохранение единого информационно-правового поля в области законодательства, применяемого арбитражными судами;

- создание и поддержание в актуальном состоянии эталонного банка данных по судебно-арбитражной практике и обеспечение оперативного доступа к нему.

Информационное обеспечение деятельности правоохранительных органов в общих чертах ничем не отличается от информатизации вообще. Основные цели, задачи и функции автоматизированных систем правоохранительных органов типичны. Целью является эффективное применение норм права и использование большого массива правовой информации.

Функции информатизации правоохранительной деятельности зависят от специфики задач и полномочий конкретных видов правоохранительных органов: Прокуратуры РФ, Минюста РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, Федеральной таможенной службы РФ и др. Но общим для всех правоохранительных органов является то, что они наряду с формированием, обработкой и использованием большего объема правовой информации, сами создают новую информацию, имеющую правовое значение. В ходе правоприменительной деятельности (расследование юридических дел и принятие правовых актов), правоохранительные органы создают большие массивы ненормативной информации, которую могут использовать другие органы и организации в своей деятельности.

Например, обобщение правоприменительной практики в ходе расследования уголовных дел может быть использовано для анализа конкретных групп общественных отношений, которые нуждаются в правовом регулировании. По результатам такого обобщения могут быть приняты решения о разработке нормативных правовых актов.

В свое время в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ была разработана Концепция создания автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации (АСИО «Прокуратура»).

Министерство внутренних дел России формирует огромные массивы справочной информации, необходимой для организации борьбы с преступностью и другими правонарушениями. Так, например, МВД РФ ведет и использует федеральные учеты, поддерживает банки данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации, осуществляет справочно-информационное обслуживание органов внутренних дел и внутренних войск, а также заинтересованных государственных органов.

В информационный фонд МВД РФ входят: пофамильная и дактилоскопическая картотеки осужденных и подучетных лиц, досье по тяжким, особо опасным и межрегиональным видам преступлений; досье на особо опасных рецидивистов, профессиональных преступников; оперативная информация об организованных и коррумпированных преступных группах; сведения о преступлениях и правонарушениях, совершенных иностранными гражданами и в отношении них, о лицах, разыскиваемых и без вести пропавших, неопознанных трупах граждан; о предметах преступного посягательства и орудиях совершения преступлений; и иная информация.

Основные направления работ по информатизации органов внутренних дел были изложены в «Концепции развития системы информационного обеспечения органов внутренних дел в борьбе с преступностью», утвержденной приказом Министра внутренних дел РФ от 12 мая 1993 г. № 229. В Концепции разработаны принципы использования компьютерных технологий на текущий момент и ближайшую перспективу. Реализация задачи по информатизации органов внутренних дел планируется в программах по борьбе с преступностью и принимаемых на федеральном и региональном уровнях. В крупных регионах России принимаются специализированные программы информационного обеспечения органов внутренних дел.

В рамках использования информационных технологий в МВД РФ можно выделить несколько основных направлений, и, в частности, информатизация следственной деятельности и информационное обеспечение оперативно-розыскной и экспертной деятельности.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.