Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОТ АВТОРА 4 страница






Наиболее простым узлом является «полуштык», который применяется также и в виде двух полуштыков — в этом •случае он называется «простым штыком», — или, что еще более целесообразно, в виде штыка со шлагом. Если вместо всего конца под шлаг закладывается сложенная из него петля, то получается шлюпочный узел, который особенно легко и быстро раздается. Он всегда применяется там, где на короткое время необходимо прихватить (закрепить) какой-либо предмет (рис. 85). Для закрепления конца к вертикально или горизонтально поставленному рангоутному дереву служит выбленочный узел; снасть закладывается за битенг или рангоутное дерево таким образом, чтобы оба конца надежно зажимали друг друга.

Если для удлинения снасти необходимо связать два конца одинаковой толщины — на нашем рисунке черный и белый концы, — то это лучше всего сделать прямым узлом (рис. 86). Берем белый конец в левую руку, а черный — в правую, накладываем черный на белый (а), пропускаем под белый и перехватываем черный конец левой рукой, в которой до этого находился белый конец, а правой рукой берем белый и загибаем оба конца друг к другу (b). Обнося один конец вокруг другого, мы получаем «перекрестный» узел. Затем левой рукой накладываем черный конец поверх белого (с) и обносим белый конец вокруг черного, в результате чего возникает второй перекрестный узел, а оба конца каждого троса выходят из узла параллельно друг другу (d).

 

Рис, 86. Прямой узел

Белый конец теперь снова лежит в левой руке, а черный — в правой. Теперь натяжение может производиться как со стороны белого, так и стороны черного концов, не вызывая изменения формы узла и не нарушая его прочности. Для развязывания узла следует взять оба расположенные друг около друга конца снастей руками и двинуть петли навстречу друг другу. Прямой узел ослабевает, и концы его можно освободить один от другого. Если во время завязывания второго перекрестного узла черный конец положить не поверх белого, а под него (е) и обнести затем один конец вокруг другого, то концы каждого троса не будут выходить из узла параллельно друг другу. Получившийся в результате этого «бабушкин узел» (f) постоянно развязывается, и концы его выскальзывают, когда тяга действует с двух сторон.

В то время как прямой узел служит для связывания тросов одинаковой толщины, шкотовый узел применяется для соединения тросов разной толщины (рис. 87) или же для соединения пенькового и стального тросов одинаковой толщины. Толстый конец (на рисунке черный) складывается петлей и берется в левую руку. Затем правой рукой белый конец продевается снизу через петлю, образованную из черного троса, накладывается на ее коренной конец и обертывается вокруг петли (а), затем белый конец снова накла дывается на петлю таким образом, чтобы, проходя уже под собственным коренным концом, он вышел из узла (b). (Обратите внимание на сходство шкотового узла с прямым). Тяга с обеих сторон приходится сначала на коренные концы, которые могут выдержать любую нагрузку (с).

   
Рис. 87. Шкотовый узел Рис. 88. Брамшкотовый узел

 

Если же вначале белый конец обнести вокруг ходового конца петли (d), то тогда он должен выдержать всю нагрузку, приходящуюся на трос. В этом случае петля может быть вытянута, и оба конца распадутся, как обычно происходит при «бабушкином узле». Неоднократно имели место случаи, когда соединенные тросы развязывались только потому, что при завязывании шкотового узла не обращалось внимание на это основное правило.

Еще более действенным и надежным является брамшкотовый узел (рис. 88), который применяется в тех случаях, когда следует связать тросы или же лини, испытывающие особенно сильные нагрузки. Для этого второй полный шлаг

накладывается на петлю, прежде чем на оба конца начнет действовать нагрузка.

Рис. 89. Беседочный узел

Несколько труднее делать беседочный узел (рис. 89), образующий петлю, которая не затягивается и постоянно сохраняет свои первоначальные размеры. Этот узел бывает полезен в любой ситуации. В зависимости от величины петли накладывается малая петля (а), через которую правой рукой пропускается свободный конец (b). Этот конец проводят под коренным концом (с), а затем сверху вниз пропускают через малую петлю (d). Теперь усилие может прикладываться к тросу, а узел не теряет своей формы (е). Беседочный узел применяется и в тех случаях, когда нужно страховать человека, поднимающегося на мачту. Для этого вокруг тела человека обматывается конец и накладывается узел вышеописанным способом.

Рис. 90. Двойной беседочный узел

Если нужно обеспечить полную безопасность, то конец можно сложить вдвое и завязать двойной беседочный узел (рис. 90): сначала, как обычно, делается петля (а) и через нее пропускается сложенный вдвое свободный конец (b), затем прошедшая через петлю петля свободного конца (с) растягивается и накладывается спереди на основную петлю, а затем пропускается назад через собственные концы (e) и затягивается. Получившаяся таким образом петля (f) дает возможность закрепить трос за битенг, не опасаясь его стягивания.

Рис. 91. Стопорный узел

Во время маневров, связанных с буксировкой, применяют стопорный узел (рис. 91), особенно в тех случаях, когда буксир имеет длинный тяжелый трос, к которому буксируемое судно крепится своим носовым фалинем; сначала вокруг троса закладывают шлаг (а), затем коренной конец обвивается вместе с ходовым тросом (b) до тех пор, пока не получится сначала один (с) и потом два витка (d). В заключение ходовой конец фалиня еще раз обвивается вокруг буксирного троса (e) и зажимает сам себя (f). Стопорный узел хорошо сохраняет свою прочность только до тех пор, пока к нему прикладывается тяга.

Для проведения работ на борту яхты в основном достаточно знать описанные выше узлы. Помимо этих узлов, имеется большое количество других узлов, применяемых для связывания концов друг с другом, для прикрепления предметов, для укорачивания снасти или для закрепления рангоутных деревов, снастей и крюков. Эти узлы вы освоите в процессе морской практики.

Вы уже знаете, что такелажные скобы служат для соединения тросов с блоком или же шкота и фала с парусом. Для этой цели концы должны иметь очко, в которое вставляется такелажная скоба. Для получения такого отверстия необходимо сделать огон (рис. 92). С этой целью пряди троса

распускают на несколько сантиметров, но так, чтобы сам конец не потерял своей формы, после чего распущенные пряди пропускают между разведенными, но еще прочными прядями троса, с которыми их тщательно переплетают. Для того чтобы не допустить истирания троса, в огон встав ляют металлическую вкладку — коуш (рис. 93), которая прочно зажимается в огоне.

Изготовление огонов не такое простое дело, как может показаться сначала, и осваивают его путем наблюдения, подражания и многократной тренировки, так как работа со снастями из пеньки или проволоки, правого или левого спуска, новыми или старыми требует различной сноровки.

Рис. 92. Огон Рис. 93. Различные виды коушей Рис. 94. Короткий сплесень

 

Для соединения разорвавшейся снасти или же с целью получения из двух коротких тампов длинного конца делают короткий сплесень или даже лонгосплесень. Короткий сплесень всегда бывает несколько толще, чем соединенные им снасти, в результате чего трос с трудом проходит через блоки; тросы же, соединенные лонгосплеснем, сохраняют одинаковую толщину. Для наложения короткого сплесня (рис. 94) оба конца троса расплетают на одинаковую длину, необходимую для производства трех-четырех пробивок, затем вставляют пряди одну между другой таким образом, чтобы концы плотно прижались друг к другу. После этого свободные пряди пропускают под коренные в направлении, обратном спуску троса, так, чтобы они плотно зажимали друг друга.

Рис. 95. Лонгосплесень Рис. 96. Свайки

Лонгосплесень (рис. 95) значительно длиннее обычного сплесеня, и изготовление его освоить труднее, поэтому он мало употребляется. Однако если трос должен сохранить неизменным свою толщину, то накладывается лонгосплесень, для чего пряди раскручиваются на 10—12 оборотов и во время соединения «обмолаживаются» путем постепенного удаления части волокон. Для сращивания двух стальных тросов с большим числом прядей и малой гибкостью проволоки необходимо иметь дополнительный инструмент.

 

Рис. 97. Нож для такелажных работ: а — с пробковой ручкой, 6 — в одном чехле со свайкой Рис. 98. Различные виды парусных игл и их сечение

К такелажному инструменту относится свайка (рис. 96), имеющая различные виды. Она служит для выбивания болтов из такелажных скоб, для ослабления туго затянувшегося узла, применяется при изготовлении сплесеней и огонов, для разведения прядей, а также для многих других работ. На судне всегда должен находиться под рукой гладкий со всех сторон конусообразный со слегка закругленным острием инструмент из металла или твердых пород дерева. Не менее важно иметь всегда при себе в кармане куртки или брюк, а еще лучше привязанным на прочном шнуре к брюкам или куртке нож (рис. 97) Идеальным является такелажный нож с клинком и свайкой, который имеет отделанную пробкой ручку, благодаря чему он в случае падения за борт не тонет.

Среди инструментов должны быть моток парусных ниток и один или два сезня (прошитые полоски материи), служащие для закрепления или увязки паруса перед его постановкой или после уборки.

Рис. 99. а — гардаман, b — применение гардамана во время шитья

К такелажным инструментам относятся, кроме того, и парусные иглы (рис. 98) различной величины, формы и диаметра. Парусная игла представляет собой толстую заостренную на конце швейную иглу с двумя или тремя заточенными гранями. Вместо наперстка моряк применяет гардаман (рис. 99) — широкий кожаный ремень, охватывающий правую руку и имеющий на ладони рифленую металлическую пластинку, которая служит упором при протыкании иглой натянутого парусного полотна. Перед шитьем нитку можно сделать более эластичной, если натереть ее тальком. Тальк выполняет еще и другую роль: он предохраняет хранящиеся в нем иглы от ржавления. Для ремонта и штопки порванных парусов, а также всех изготовленных из парусины защитных покрытий необходимо изучить наиболее распространенные виды швов: наиболее простым швом для проведения парусных работ является круглый шов (рис. 100, а), который применяется обычно тогда, когда нижняя кромка сшиваемого полотна не видна. Вы завертываете обе полоски парусины, складываете их вместе так, чтобы оба завернутых края лежали сверху, и протыкаете иглу с одной стороны на другую.

Рис. 100. Наиболее употребительные швы при сшивании парусов: а — круглый шов, b — боцманский шов, с— фальшивый шов, d — запашивной шов

Маленькие разрывы чаще всего зашиваются боцманским швом (рис. 100, b). При этом шве края ткани не завертываются, в силу чего игла не должна проходить близко к краю, так как в противном случае материал быстро рвется. Вы начинаете шить с внутренней стороны разрыва и прокалываете иглой материал с нижней стороны, протягиваете нитку над разрывом и вкалываете иголку на другой стороне разрыва с наружной стороны. Затем иголка проходит в разрыве снизу вверх над уже положенной ниткой и с нижней стороны снова попадает в первую кромку. Стежки стягиваются вместе до тех пор, пока кромки не сойдутся, проходящие же под ними нити придают ткани дополнительную прочность. Фальшивый шов (рис. 100, с) прошивают в парусных мастерских на машине «зигзаг», с тем чтобы придать парусине большую сопротивляемость на растяжение; запашивной шов (рис. 100, d) применяется в тех случаях, когда нужно соединить друг с другом отдельные полотнища паруса.

 

Глава 5. КЛАССЫ ЯХТ

Из различных конструктивных форм яхт и типов их вооружения вытекает бесчисленное количество различных композиций, причем не только абсолютные размеры парусов и корпуса, но также и их соотношение определяют быстроходность судна.

С тех пор, как яхтсмены проводят спортивные соревнования, их суда разделяются на классы, которые предусматривают определенные размеры корпуса и парусов, вид и толщину строительного материала, минимальный вес судна и количество членов экипажа.

Различают класс монотип, при котором суда во всех своих деталях должны точно соответствовать единым правилам, и свободный класс, где конструктор имеет право в пределах различных установленных размеров и форм или специальных формул обмера варьировать отдельные части яхты. Утвержденные Президиумом секции парусного спорта Германской Демократической Республики монотипы и свободные классы носят название национальных. Те же классы, которые установлены Международным парусным гоночным союзом (International-Yacht-Racing-Union), называются международными. Секция парусного спорта ГДР объявила наиболее зарекомендовавшие себя типы как опорные (основные) классы яхт.

Наиболее часто встречающиеся классы яхт делятся на монотипы и свободные, которые в свою очередь разбиваются на международные и национальные. Ниже приводятся таблицы с описанием наиболее характерных признаков видов яхт, перечисляются отличительные номера и знаки отдельных классов яхт.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.