Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по написанию реферата






Реферат по учебному курсу «Занятость населения и ее регулирование» – это письменная работа объемом 20 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца). Реферат является важной составной частью самостоятельной работы студента. При написании реферата студент приобретает навыки научного изложения материала и умения обобщать факты и делать на их основе теоретические и практические выводы. В последующем эти навыки и умения пригодятся студенту при написании курсовых и дипломных работ.

Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу. То есть реферат отвечает на вопрос: что содержится в данной публикации (публикациях). Однако реферат – это не механический пересказ работы, а изложение ее существа. Написание реферата на 3 курсе облегчает то, что связанные с данным видом работы умения (поиск научной и учебной литературы, работа с каталогами, работа с правовыми базами, поиск информации в сети ИНТЕРНЕТ, анализ и конспектирование текстов) уже были ранее во многом сформированы в школе и на младших курсах. Реферат на старших курсах в вузе отличается лишь уровнем рассматриваемого материала и более высокими требованиями к его анализу и обобщению.

Следует отметить, что по учебному курсу «Занятость населения и ее регулирование» помимо реферирования прочитанной литературы от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу, написание реферата обязывает студента правильно использовать понятийный аппарат определенной науки и учебной дисциплины, а также соблюдать определенные правила при оформлении работы. Написание реферата предполагает основательную самостоятельную работу студентов, которая способствует более глубокому усвоению наиболее сложных теоретических проблем курса и перевод их в практическую плоскость. В данном случае реферат можно определить как доклад на заданную тему, сделанный отдельным студентом на основе изучения монографической, периодической литературы и других источников, – доклад весьма содержательный и полезный для сокурсников, для их будущей профессиональной деятельности.

Работа над рефератом начинается с выбора темы исследования. Не выбирайте тему, в которой вам знакомо только «одно слово». Лучше заранее иметь представление о том, о чём вы будете писать. А самое главное – тема должна быть интересна вам. Заинте­ресованность автора в проблеме определяет качество проводимого исследо­вания и соответственно успешность его защиты. Помните, что реферат – это не курсовая и не диплом, на его подготовку отводится не так уж много времени, и необходимую литературу придется искать достаточно оперативно. Вместе с тем сам студент может конкретизировать или самостоятельно сформулировать тему в рамках проблематики модуля, по которому выполняется реферат. Однако в таком случае тема должна быть согласована с преподавателем.

Работу над рефератом можно условно подразделить на три этапа:

Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования на лекционных и семинарских занятиях и при самостоятельной работе;

Изложение результатов изучения в виде связного текста;

Защита реферата – устное сообщение по теме реферата в виде доклада и ответы на вопросы аудитории.

Подготовительный этап работы. Подготовительная работа над рефератом начинается с формулировки темы. Тема в концентрированном виде выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат. Для того чтобы работа над рефератом была успешной, необходимо, чтобы тема заключала в себе проблему, скрытый вопрос (даже если наука уже давно дала ответ на этот вопрос, студент, только знакомящийся с соответствующей областью знаний, будет вынужден искать ответ заново, что даст толчок к развитию проблемного, исследовательского мышления).

Грамотно сформулированная тема зафиксирует предмет изучения. Затем задачей студента станет поиск информации, относящейся к данному предмету. Выполнение этой задачи начинается с поиска источников. На этом этапе необходимо:

изучить список литературы, предложенный преподавателем в данных методических указаниях для сбора информации для написания реферата;

изучить список основной и дополнительной литературы по выбранной теме, предложенный преподавателем в методических указаниях для проведения семинарских занятий;

вспомнить, как работать с энциклопедиями и энциклопедическими словарями (нужно обращать особое внимание на список литературы, приведенный в конце тематической статьи);

использовать приобретенный ранее навык работы с систематическими и алфавитными каталогами библиотек;

использовать приобретенный ранее навык работы по сбору информации в сети Интернет;

использовать приобретенный ранее навык работы со статистическими ежегодниками, монографиями и периодическими изданиями;

узнать, как оформлять список использованных источников (выписывая выходные данные книги и отмечая библиотечный шифр).

Если возникнет необходимость ознакомиться не только с литературой, имеющейся в библиотеке, но и вообще с научными публикациями по опре­деленному вопросу, можно воспользоваться библиографическими указате­лями. С согласия библиотеки нужные книги и журналы можно выписать по специальному межбиблиотечному абонементу из любой другой библиотеки.

Полезно также знать, что ежегодно в последнем номере научного журна­ла публикуется указатель статей, помещенных в этом журнале за год. Ото­брав последние номера журнала за несколько лет, можно разыскать по ука­зателям, а затем найти в соответствующих номерах все статьи по той или иной теме, опубликованные в журнале за эти годы.

В первую очередь отбираются источники, напрямую связанные с темой работы, затем просматриваются связанные с теоретическими основами и отбираются необходимые, позже, по мере необходимости, просматриваются близкие по тематике работы. Прежде, чем приступать к изучению и анализу литературы, необходимо четко поставить цель такой работы: отыскание и изучение терминов, закономерностей, основных характеристик понятий, связанных с темой работы либо анализ истории вопроса либо поиск теоретических основ предложенной для решения проблемы либо подбор доказательств, обоснований, примеров и т.д.

После этого начинается непосредственная работа с источниками.
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, то есть просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения. В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание на предметные и именные указатели.

Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с тщательной проработкой материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение (если литературы по исследуемому вопросу достаточно для такого типа чтения), в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции. В соответствии с целью осуществляется первичная обработка материала: после прочтения выделяются и отмечаются необходимые факты и теоретические положения. Работая с литературными источниками, целесообразно делать выписки, которые помогают накопить нужные сведения и облегчают запоминание. Их удобно делать на карточках или листах бумаги с одной стороны листа. Выписки делаются дословные: если это определение, закон или цитата – в виде краткого конспекта, рядом с выпиской указывается источник и страница, которые в дальнейшем могут быть включены в самостоятельную письменную реферативную работу (или последующую курсовую). Ссылка на источник дается в случае: дословного цитирования, обзора существенных положений, наличия разных точек зрения на одну проблему.

Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Конспекты можно создавать как в письменном, так и в электронном виде – кому как удобней и привычней. Письменные конспекты удобней писать на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). В электронных конспектах рекомендуется оставлять большие пробелы между разрозненными «кусками» текста, чтобы в последующем разбавить конспект собственным анализом и сопоставлением анализируемых точек зрения и избежать распространенной ошибки – «нанизывания цитат», то есть элементарной компиляции. Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы). По завершении предварительного этапа можно переходить непосредственно к созданию текста реферата.

При этом следует помнить, что реферативная (а тем более – исследовательская работа) не может представлять собой переписанные из источников «куски» текста (как бы «нанизанные» друг на друга), подобранные по смыслу и в логической последовательности. Реферат позволяет выявить разнообразие подходов к той или иной теме. Процесс работы над черновым вариантом предполагает критический анализ материала источников: отбор целесообразных для выбранной темы идей и положений с доказательством этой целесообразности («нам ближе такая-то точка зрения, так как …»), если необходимо – краткий пересказ или цитата. Поэтому очень часто необходимо сравнивать взгляды разных авторов. Теоретические положения других авторов сопоставляются с идеей исследования, имеющимся опытом, наблюдениями, делаются заключения о целесообразности использования того или иного подхода для решения проблемы исследования. Аргументируя собственную позицию, можно и должно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. Установка на «диалог» с другими авторами позволит избежать некритического заимствования материала из чужих трудов. К тому же это позволит судить о самостоятельности автора, его умении делать обобщения. При необходимости при завершении работы используемая литература просматривается еще раз – с целью уточнения ссылок, корректировки текста.

Выбрав тему реферата и изучив литературу, необходимо сформулиро­вать цель работы и составить план реферата. Цель – это осознаваемый образ предвосхищаемого результата. Целеполагание характерно только для человеческой деятельности. Возможно, фор­мулировка цели в ходе работы будет меняться, но изначально следует ее обозначить, чтобы ориентироваться на нее в ходе исследования. Определя­ясь с целью дальнейшей работы, параллельно надо подумать над составле­нием плана: необходимо четко соотносить цель и план работы.

Можно предложить два варианта формулирования цели:

Первый вариант – это формулирование цели при помощи глаголов: исследовать, изучить, проанализировать, систематизировать, осветить, изложить (представления, сведения), создать, рассмотреть, обобщить и т.д.

Обобщить – сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее значение чему-нибудь.

Изложить – 1) описать, передать устно или письменно; 2) кратко пересказать содержание чего-нибудь.

Изучить 1) постичь, усвоить в процессе обучения; 2) научно исследовать, познать; 3) внимательно наблюдая, ознакомиться, понять.

Систематизировать – привести в систему, то есть в определенный порядок в расположении и связи действий.

Второй вариант – это формулирование цели с помощью вопросов.

Далее цель разбивается на задачи – ступеньки в достижении цели. Задача – то, что требует исполнения, разрешения.

Законченный реферат должен иметь следующую структуру: титульный лист (заполняется по единой форме, см. пример Оформление титульного листа), план, введение, основную часть (изложение основного содержания темы), практические рекомендации, заключение, и список использованной литературы.

Содержание (оглавление, план) – это логическая основа работы, которая позволит правильно определить ее структуру, содержание, соподчиненность категорий и причинно-следственные связи между явлениями. Работу над планом реферата необходимо начать еще на этапе изучения литературы. План – это точный и краткий перечень положений в том порядке, как они будут расположены в реферате, этапы раскрытия те­мы. Черновой набросок плана будет в ходе работы дополняться и изме­няться. Желательно, чтобы план был предварительно согласован с преподавателем кафедры теории и методики социальной работы, ведущим семинарские занятия по данной дисциплине. В план должны включаться все разделы реферата в определенной автором логической последовательности. Напротив наименования каждого раздела (пункта плана) реферата печатаются номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата. План имеет следующую структуру: введение, глава 1 (теоретическая), глава 2 (практическая), заключение, список использованных источников. Следует избегать излишней детализации плана, например, разбивать главу на параграфы. Следует помнить о том, что объем параграфа не может быть менее 3-4 страниц, поэтому разбивка на параграфы имеет смысл только в весьма объемных рефератах. Образец оформления содержания представлен в Приложении 2.

Введение. Введение – одна из составных и важных частей любой научной работы (курсовой, дипломной, диссертации) и реферата в том числе. В этой части работы необходимо, прежде всего, аргументированно показать актуальность темы. Можно и нужно связать тему реферата с современностью, с проблемами теории и практики социальной работы. Затем описывается степень разработанности темы, то есть в каких научных и учебно-методических работах рассматривается анализируемая проблема и что сделано в данной области предшественниками. Кроме того, необходимо сформулировать основную цель и задачи, которые ставятся в реферате. Объем введения составляет 1, 5-2 страницы.

Основная часть. Данный раздел реферата имеет собственную структуру, которая может состоять из глав или параграфов, но их количество не должно превышать двух-трех. В этой части работы большее внимание должно быть уделено теоретическому анализу темы. Рекомендуется сделать это в первом параграфе. В следующих параграфах анализ должен вестись в практической плоскости. Другими словами, теоретические положения должны стать обоснованием для: 1) уже имеющихся в литературе и периодике практических рекомендаций, связанных с проблематикой реферата; 2) практических рекомендаций, самостоятельно разработанных автором реферата. В тексте обязательны постраничные ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод или приводится какой-либо цифрой материал, таблица, студент обязан сделать ссылку на того автора, у кого взят данный материал.

Заключение должно содержать выводы, которые автор сформулировал на основе проведенного анализа. Основной упор должен быть сделан на практическую значимость полученных результатов. Объем заключения составляет 1, 5-2 страницы.

Необходимо отметить, что после заключения в некоторых рефератах может следовать такой раздел, как Приложение, которое включает в себя графики, таблицы, расчеты, анкеты и т.п.

Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг.
В списке литературы указывается только реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания (см. пример).

Следует понимать, что с точки зрения связности все тексты делятся на тексты-констатации и тексты-рассуждения. Тексты-констатации содержат результаты ознакомления с предметом и фиксируют устойчивые и несомненные суждения. В текстах-рассуждениях одни мысли извлекаются из других, некоторые ставятся под сомнение, дается им оценка, выдвигаются различные предположения.

Одним из наиболее важных характеристик научной работы является аргументированность. Все рассуждения в реферате нужно аргументировать:

ссылкой «на авторитеты», то есть теоретические источники, официальные статистические данные, социально-демографические характеристики, результаты репрезентативных исследований;

результаты собственных достаточно репрезентативных исследований (опросов, наблюдений, анализа документальных источников и т.д.).

Следует стремиться к тому, чтобы изло­жение было ясным, простым, точным и при этом выразительным. При из­ложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:

не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (такие утверждения лучше выражать в безличной форме) – вместо «я хочу отметить» следует писать «хотелось бы отметить»;

при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией: «Е.И. Холостова»;

каждая глава начинается с новой страницы;

при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы, результатов исследований, проведенных другими авторами, необходимо указывать источники, то есть приводить ссылки.

Определенные требования предъявляются и к стилю написания реферата. Реферат должен быть написан литературным языком, научным стилем. Категорически не допускается публицистический стиль и бытовые стилистические снижения. Текст реферата не должен содержать повторений, не общепринятых аббревиатур и сокращений. В научном стиле легко ощутимый интеллектуальный фон письменной речи создают следующие языковые конструкции:

Предметом дальнейшего рассмотрения является…

Остановимся прежде на анализе…

Прежде, чем переходить к …, опишем …

Прежде, чем переходить к …, рассмотрим понятие …

Эта деятельность может быть определена как…

С другой стороны, следует подчеркнуть, что…

Это утверждение одновременно предполагает и то, что…

При этом … должно (может) рассматриваться как …

Ясно (очевидно), что…

Из вышеприведенного анализа… со всей очевидностью следует…

Логика рассуждения приводит к следующему…

Как хорошо известно…

Следует (необходимо) отметить, что…

Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что …

Можно констатировать тот факт, что…

Хотелось бы остановиться подробней на …

В заключение можно сказать, что...

На основании анализа содержания статьи можно сделать следующие выводы...

Таким образом, можно сказать, что...

Итак, мы видим, что...

Одним из самых существенных (важных, актуальных...) вопросов, по нашему мнению (на наш взгляд, как нам кажется, как нам представляется, с нашей точки зрения), является вопрос о...

Среди перечисленных вопросов наиболее интересным, с нашей точки зрения, является вопрос о...

Хотелось бы (следует) остановиться на...

В этой связи целесообразно обсудить проблему…

При реферировании научной статьи обычно используется следующая конструкция: «автор (инициалы + фамилия), затем следует глагол настоящего времени несовершенного вида. Например: «Е.И. Холостова рассматривает (описывает, исследует, считает)…». Несмотря на то, что в рефератах и других научных работах в действительности речь идет об уже опубликованных результатах исследований или размышлений автора, то есть о совершенных действиях (автор описал, рассмотрел и т.д.), тем не менее, в современном научном тексте общепринято использовать именно глаголы несовершенного вида.

При реферировании наиболее часто употребляются определенные группы глаголов:

Глаголы, употребляемые для перечисления основных вопросов в любой статье. Например, «Автор рассматривает (анализирует, раскрывает, разбирает, излагает (что), останавливается (на чем), говорит (о чем)».

Глаголы, используемые для обозначения исследовательского или экспериментального материала в статье. Например, «Автор исследует (разрабатывает, доказывает, выясняет, утверждает)».
Или: «Автор определяет (дает определение, характеризует, формулирует, классифицирует, констатирует, перечисляет признаки, черты, свойства».

Глаголы, используемые для перечисления вопросов, попутно рассматриваемых автором. Например, «Кроме того автор касается (чего) (затрагивает, замечает (что), упоминает (о чем))».

Глаголы, используемые преимущественно в информационных статьях при характеристике авторами события, положения и т.п. Например, «Автор описывает (рисует, освещает, показывает, изображает, сообщает».

Глаголы, фиксирующие аргументацию автора (цифры, примеры, цитаты, высказывания, иллюстрации, всевозможные данные, результаты эксперимента и т.д.). Например, «Автор приводит примеры (ссылается на таблицы, опирается на результаты репрезентативных исследований, базируется на результатах собственных исследований, аргументирует, иллюстрирует, подтверждает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, соотносит, противопоставляет».

Глаголы, передающие мысли, особо выделяемые автором. Например, «Автор выделяет (неоднократно отмечает, еще раз подчеркивает, несколько раз указывает, специально останавливается, возвращается к…». Или «Автор обращает внимание на (уделяет внимание, сосредоточивается, концентрирует, заостряет, акцентирует внимание)».

Глаголы, используемые для обобщений, выводов, подведения итогов. Например, «Автор делает вывод (приходит к выводу, подводит итоги, подытоживает, обобщает, суммирует)».

Глаголы, употребляемые при реферировании статей полемического, критического характера:

а) передающие позитивное отношение автора, например, одобрять (защищать, отстаивать, соглашаться с …, стоять на стороне..., разделять мнение, доказывать, убеждать);

б) передающие негативное отношение автора, например,
полемизировать (спорить (по какому вопросу, поводу), отвергать, опровергать, не соглашаться, подвергать (критике, сомнению, пересмотру), критиковать, сомневаться, пересматривать, отрицать, обвинять (в научной недобросовестности, в искажении фактов)).

Следует помнить, что существует группа слов, используемых для перечисления тем (вопросов, проблем): во-первых, во-вторых, в-третьих, в-четвертых, в-пятых, далее, затем, после этого, кроме того, наконец, в заключение, в последней части работы и т.д.

В научном тексте принято считать неприемлемой избыточную категоричность, поэтому следует избегать употребления слов, её выражающих: все, всегда, никто, никогда и т.п.

При написании и оформлении реферата следует избегать типичных содержательных ошибок, например, таких как:

· поверхностное изложение основных теоретических вопросов выбранной темы, когда автор не понимает, какие проблемы в тексте являются главными, а какие второстепенными;

· игнорирование основных аспектов выбранной для реферата темы;

· дословное переписывание книг, статей, заимствования рефератов из сети Интернет и т.д.

Текст реферата должен быть напечатан. Приводимые в работе цитаты из научной и учебной литературы, а также статистические данные должны быть снабжены ссылками на источники, из которых они взяты, с указанием автора, названия работы, места и года опубликования и страниц. Прямое заимствование текста (или идей, изложенных в тексте) без указания источника не допускается.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.