Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. Духовные дары, сопровождающие харизматические опыты






 

Главное достижение, на которое претендуют привержен-цы " харизматического возрождения", — это то, что они получают " духовные дары". Один из таких " даров", в первую очередь проявляющийся в " крещенных Святым Духом", — новая " духовная" сила и смелость. Им придает смелости определенное переживание, которое они имели, в чем никто не сомневался, хотя их толкование этого вызывает серьезные сомнения. Вот типичные примеры: " Мне не нужно верить в Пятидесятницу, я ее видел своими глазами" (Ранаган, стр. 40). " Я почувствовал, что знаю точно, что сказать остальным и что им нужно услышать... Я обнаружил, что Святой Дух дал мне истинную смелость, чтобы сказать это, и что сказанное имело большое влияние" (Ранаган, стр. 64). " Я был столь уверен, что Дух сдержит Свое слово, что молился без всяких сомнений, без " если", а " будет" и " должно быть" " и в других повелительных выражениях" (Ранаган, стр. 67). Пример из опыта православного: " Мы молимся о мудрости, и внезапно мы становимся мудрыми в Господе. Мы молимся о любви, и истинная любовь ко всем людям наполняет нас. Мы молимся об исцелении, и все становятся здоровыми. Мы молимся о чудесах, и, веруя, мы видим совершающиеся чудеса. Мы молимся о знамениях и получаем их. Мы молимся на языках ведомых и неведомых" (" Логос", апр. 1972, стр. 13).

И здесь снова подлинное православное качество, стяжаемое и испытанное долгими годами подвижнического труда и совершенствования в вере, должно быть получено мгновенно путем " харизматического" опыта. Конечно, это правда, что апостолы и мученики получали великое дерзновение по милости Божией; но смешно и нелепо, когда каждый " христианин-харизматик", даже не ведающий, что такое милость Божия, хочет сравняться с этими великими святыми. Основанная на опыте духовного заблуждения, " харизматическая" смелость — не более чем лихорадочное, " возрожденческое" подражание истинному христианскому дерзновению и служит только лишним признаком, выдающим " харизматическое" заблуждение. Епископ Игнатий пишет, что некая " самоуверенность и дерзновение обычно заметны в людях, находящихся в состоянии самообмана, полагающих, что они святы и духовно совершенствуются". " Необычайная помпезность заметна в тех, кто находится в заблуждении: они как бы опьяняются сами собой, своим состоянием самообмана, видя в нем состояние благодати. Они поглощены, переполнены надмением и гордыней, хотя кажутся смиренными многим, кто судит по видимости, не умея судить по плодам".

Кроме " говорения на языках" как такового наиболее обычный дар получивших " крещение Святым Духом" — прямое получение " посланий от Бога" в форме " пророчеств" и " толкований". Одна девушка-католичка говорит о своих друзьях-" харизматиках": " Я видела, как многие из них говорят на языках, и некоторые я могла толковать. Послания всегда несли великое утешение и радость от Господа" (Ранаган, стр. 32). Одно толкование сводилось к следующему: " Он говорил слова от Бога, послание утешения" (Ранаган, стр. 181). В дерзости этим посланиям никак не откажешь; на одном собрании " еще одна молодая женщина объявила " послание от Бога", говоря в первом лице" (Ранаган, стр. 2). Протестант-" харизматик" пишет, что в таких посланиях " Слово Божие произносится прямо!.. Слово может быть внезапно сказано любым из присутствующих, так что то и дело слова " Так говорит Бог" звучат на собрании братства. Обычно говорят в первом лице (хотя и не всегда): " Я с вами, чтобы благословить вас" " (Уильямс, стр. 27).

Несколько отдельных текстов " пророчеств" и " толкований" дается в апологиях " харизматического" движения:

 

1. " Будь подобен дереву, качающемуся по Его воле, коренящемуся в Его силе, поднимающемуся к Его любви и свету" (Форд, стр. 35).

 

2. " Как Святой Дух сошел на Марию, и Иисус сформировался внутри Нее, так Святой Дух сходит на вас и находится среди вас". Это послание было дано на языках католику и " истолковано" протестантом (Форд, стр. 35).

 

3. " Стопы Того, Кто проходил по улицам Иерусалима, идут за тобой. Его взгляд исцеляет тех, кто подходит ближе, но несет смерть тем, кто бежит прочь". Это имело специальное значение для одного из членов молитвенного собрания (Форд, стр. 35).

 

4. " Я протягиваю вам Свою руку. Вы должны только взять ее, и Я поведу вас". Это самое послание было " дано" несколькими минутами раньше католическому священнику в другой комнате; он записал его и вошел в молитвенную комнату точно в тот момент, когда его произносили точно в тех же словах, которые он записал (Ранаган, стр. 54).

 

5. " Не волнуйтесь, я доволен позицией, которую вы заняли. Это трудно для вас, но принесет много благодати другому". Это принесло окончательное поощрение одному человеку относительно недавно принятого трудного решения (Шеррилл, стр. 88).

 

6. " Моя жена вошла и стала играть на органе. Внезапно Дух Божий сошел на нее, и она стала говорить на языках и пророчествовать: " Сын мой, Я с тобой. Так как ты был верен в малом, Я собираюсь использовать тебя для более великих дел. Я веду тебя за руку. Я направляю тебя, не бойся. Ты в центре моей воли. Не смотри ни направо, ни налево, но иди дальше". Это " пророчество" сопровождалось " видением" и послужило прямым доводом для организации крупного и влиятельного объединения пятидесятников – " Интернационального братства бизнесменов Полного Завета" (журнал " Логос", сент. – окт. 1971, стр. 14).

 

Мы вполне можем поверить, согласно свидетельствам тех, кто считает, что эти послания направлены непосредственно к ним, что во многих из них есть нечто сверхъестественное и что они не просто " выдуманы". Но пользуется ли Святой Дух такими искусственными средствами связи с людьми? (Духи на спиритических сеансах, безусловно, пользуются!) Почему язык так монотонен и стереотипен, что иногда походит на язык предсказательных машин в американских кафе, выдающих предсказание за пение? Почему послания так неясны и похожи на сон и звучат иногда как выкрики в трансе, почему они несут всегда " утешение", " успокоение и радость", поддержку, совершенно без пророческого и догматического содержания — как будто " дух", в точности как и " духи" на сеансах, особенно радуется внеконфессиональной аудитории? Кто, наконец, это странно безликое " Я", которое говорит? И ошибемся ли мы, применяя к этому слова истинного пророка Божиего? Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши... Я не посылал их, говорит Господь (Иер. XXIX, 8–9).

Так же, как всякий " крещенный Духом" обычно сохраняет способность говорить на языках и в своих молитвах наедине, и вообще уверен, что " Бог" постоянно с ним, так и вне атмосферы молитвенных собраний он часто имеет личные " откровения", в том числе слышит " голоса" и ощущает " присутствие". " Пророк харизматического возрождения" так описывает одно из своих переживаний: " Я пробудился от глубокого спокойного сна, услышав голос, который казался громким и ясным... который четко произнес: " У Бога нет внуков..." Потом мне показалось, что в моей комнате кто-то есть, а это присутствие было мне приятно. Внезапно я понял, должно быть, со мной говорил Святой Дух" (Дюплесси, стр. 61).

Как можно объяснить подобные переживания? Епископ Игнатий пишет: " Одержимый этим видом духовного заблуждения мнит о себе (вторая форма прелести называется по-русски " мнение"), что он изобилует дарами Святого Духа. Это мнение состоит из ложных понятий и ложных чувств, и в этом виде оно целиком и полностью принадлежит к царству отца и воплощения лжи, дьявола. Тот, кто во время молитвы стремится открыть сердце для чувств нового человека, но не имеет для этого никакой возможности, заменяет их чувствами собственного изобретения, подделками, к которым падшие духи не замедлят присоединить свои действия. Признавая свои неправедные чувства, и собственные, и те, что от бесов, истинными и дан- ными во благодать, он получает и мысли, соответствующие чувствам".

В точности такой же процесс наблюдали и авторы, пишущие о спиритизме. Для того, кто серьезно занимался спиритизмом (и не только для самих медиумов), настает момент, когда вся ложная духовность, которая развивает пассивность духа и открытость действиям " духов", проявляющаяся даже в таких невинных на вид развлечениях, как пишущий столик, переходит в настоящую одержимость этого лица вторгающимся в него духом, после чего начинают твориться неоспоримо " сверхъестественные" явления[52]. В " харизматическом возрождении" этот момент перехода определяется как " крещение Святым Духом", который, если он происходит в действительности, является именно тем моментом, когда самообман превращается в одержимость бесами и жертва (" харизматик") твердо убеждена, что с этих пор она может ждать ответа Святого Духа на свои обманные " религиозные чувства" и что ее ждет " жизнь, полная чудес".

 

 

Г. НОВОЕ " ИЗЛИЯНИЕ СВЯТОГО ДУХА"

 

 

Как правило, приверженцы " харизматического возрождения" чувствуют себя (о чем они постоянно упоминают) " преисполненными Духа". " Я почувствовала себя свободной, чистой и новой личностью, преисполненной Святым Духом" (Ранаган, стр. 98). " После того, что началось при крещении Духом, я начал провидеть, что такое жизнь в Духе. Это поистине жизнь, состоящая из чудес... снова и снова переполненная дающей жизнь любовью Духа Божия" (Ранаган, стр. 65). Они неизменно характеризуют свое " духовное" состояние одинаковыми словами; католический священник пишет: " Какие бы особые эффекты ни проявлялись, все, почти без исключения, кого коснулся Дух, казалось, получили мир и радость" (Ранаган, стр. 185). Одна межконфессиональная " харизматическая" группа заявляет, что цель ее членов — " проявлять и распространять любовь, радость и мир Иисуса Христа всюду, где бы они ни были" (" Межцерковное обновление"). В этом " духовном" состоянии (в котором, что характерно, очень редко вспоминают и о покаянии и о спасении) кое-кто достигает больших высот. Дар " Духа" у одного католика " поднимался внутри" него " на долгие периоды (до нескольких часов), близкие к экстазу, когда" он " мог бы клятвенно утверждать, что был в преддверии Царства Небесного" (Ранаган, стр. 103). Рассказывают впечатляющие истории об освобождении от наркомании и тому подобное. Греческий священник о. Евсевий Стефану подводит итог этой " духовности", цитируя римо-католического священника, который утверждает, что " харизматическое" движение несет " новое ощущение присутствия Бога; новое понимание Христа; более сильное желание молиться, возможность славить Бога; новое желание читать Св. Писание, потому что Писание оживает, как Слово Божие; новое стремление передать другим знание о Христе; новое сочувствие к другим и чуткость к их нуждам; новое ощущение мира и радости..." И о. Евсевий приводит самый главный аргумент в пользу движения: " Дерево познается по плодам его... Демонстрируют ли эти плоды присутствие дьявола или освящающего Духа Христа? Ни один православный, если он в здравом уме, увидев собственными глазами плоды Духа, не может ошибиться в ответе на этот вопрос" (" Логос", янв. 1972, стр. 13).

Нет причин подвергать сомнению все эти свидетельства. Правда, есть и множество других свидетельств — мы привели несколько примеров, противоречащих этим и решительно утверждающих, что " Дух" " харизматического возрождения" — это нечто темное и зловещее; но тем не менее нельзя сомневаться, что многие приверженцы " харизматического возрождения" действительно думают, что это чувства " христианские" и " духовные". Коль скоро эти люди остаются вне Церкви Христовой, мы могли бы оставить их мнения без комментариев. Но когда православный священник говорит нам, что сектантские феномены идут от Святого Духа, и даже увещевает нас: " Не оставайтесь в стороне. Отворите сердца призывам Святого Духа и станьте частицей растущего " харизматического возрождения" " (там же), тогда наше право и долг — исследовать их мнения очень пристально, проверяя их не по стандартам туманного " христианства", преобладающего на Западе, которое с готовностью именует " христианским" все, что они " чувствуют" таковым, но по совершенно иным стандартам православного христианства. А по этим стандартам в выше приведенном списке " духовных плодов" нет ни одного пункта, которого бы не могло быть и не было бы в сектантских и еретических движениях прошлого, вызванных дьяволом, являвшимся в обличии " Ангела света", как раз с целью отторгнуть людей от Церкви Христовой и увести к какому-то иному виду христианства. Если " дух" " харизматического возрождения" — не Святой Дух, то и эти " духовные плоды" тоже не от Бога.

По епископу Игнатию, заблуждение, известное под названием мнения, " удовлетворяется придумыванием поддельных чувств и состояний благодати, из которых рождается ложное, неправильное представление обо всем духовном подвиге... Оно постоянно измышляет псевдодуховные состояния, интимную дружбу с Иисусом, внутренние беседы с Ним, мистические откровения, голоса, наслаждения... От таких действий кровь получает греховное, обманное движение, которое предстает, как посланное Божией милостью наслаждение... Оно скрывается под маской смирения, благочестия, мудрости". В отличие от более яркой формы духовного заблуждения мнение, " вводя дух в самую ужасную ошибку, однако, не приводит к бреду", так что это состояние может продолжаться многие годы и даже всю жизнь, и распознать его нелегко. Тот, кто впадает в это теплое, уютное, взвинченное состояние заблуждения, по сути дела, совершает духовное самоубийство, становясь слепым к собственному духовному состоянию. Епископ Игнатий пишет: " Возомнив о себе... что он преисполнен благодати, он никогда не получит благодати... Тот, кто приписывает сам себе дары благодати, отгораживает от себя этим " мнением" возможность сподобиться Божественной благодати и широко открывает дверь для заразы греха и для бесов"; Ибо ты говоришь: " я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Откр. III, 17).

 

Те, кто заражен " харизматическим" заблуждением, не только сами " исполнены Духом"; они еще и видят вокруг себя начало " нового века" " излияния Святого Духа", веря, как о. Евсевий Стефану, что " мир находится на пороге великого духовного пробуждения" (" Логос", февр. 1972, стр. 18); и с их уст не сходят слова пророка Иоиля: излию от Духа Моего на всякую плоть (Иоил. II, 28). Православный христианин знает, что это пророчество относится в общем к последнему веку, который начнется пришествием Господа, а более узко к Пятидесятнице (Деян. II), и к каждому православному святому, который изобилует дарами Святого Духа — как, например, прав. Иоанн Кронштадтский и св. Нектарий из Пентаполиса, которые совершали тысячи чудес даже в нашем растленном XX веке. Но сегодняшние " харизматики" считают, что чудотворные дары доступны для всех; почти каждый желающий может говорить на языках, и есть даже руководства, как это делать.

Но чему учат нас святые отцы Православной Церкви? По епископу Игнатию, дары Святого Духа " присутствуют только в православных христианах, достигших христианского совершенства, очистившихся и подготовленных покаянием". Они " даются Божьим святым только по воле Божией и Его действием, а не по воле человеческой и не усилием человека. Они даются неожиданно, чрезвычайно редко, в случае крайней нужды, чудесным провидением Господним, а не просто по случайности" (прп. Исаак Сирин). " Следует отметить, что в наше время духовные дары ниспосылаются с великой умеренностью, по причине оскудения, охватившего все христианство в целом. Эти дары служат исключительно нуждам спасения. Напротив, " мнение" рассыпает свои дары в безграничном изобилии и с невиданной скоростью".

Одним словом, " дух", который внезапно осыпает своими " дарами" это поколение прелюбодеев, которое, растленное и введенное в заблуждение веками ложных верований и поддельного благочестия, жаждет только " знамений", — это не Святой Дух Божий. Эти люди никогда не знали Святого Духа и никогда не поклонялись Ему. Истинная духовность настолько недосягаема для них, что, на взгляд здравомыслящего наблюдателя, они только подражают ей своими психическими и эмоциональными — а подчас и бесовскими — феноменами и святотатственными высказываниями. Об истинно духовных чувствах, как пишет епископ Игнатий, " плотский человек не может составить никакого представления: потому что представление о чувстве всегда опирается на чувства, уже знакомые сердцу, тогда как духовные чувства совершенно чужды сердцу, которое знает только плотские и эмоциональные чувства. Такое сердце даже и не ведает о существовании духовных чувств".

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.