Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прикладное значение зоопсихологии






Человеку необходимо знание о поведении животных с древних времен — при охоте, при одомашнивании, при содержании дома и т. д.

1. Анимотерапия — область психодиагностики, где животное воздействует на человека.

повышается и улучшается эмоциональное состояние человека;

снижается стресс;

снижается давление (это особенно важно для гипертоников);

положительное воздействие на шизофреников (например, ламы);

в работе с аутичныими детьми лучшие результаты достигаются, если в процессе участвуют животные

2. помощь в решении коренных задач общей психологии, для выявления биологических корней психической деятельности человека и закономерностей происхождения и развития его сознания. 3. помощь в выявлении биологических основ развития детской психики 4. вклад в педагогическую психологию: общение детей с животными имеет большое воспитательное и познавательное значение 5. без данных зоопсихологии не может обойтись антропология при решении проблемы происхождения человека 6. изучение расстройств психической деятельности животных позволяет лечить психические болезни людей 7. помощь сельскому хозяйству, рыболовству, звероводству, охотничьему хозяйству.
12Методы зоопсихологических исследований.
1. Метод " лабиринта". подопытному животному ставится задача – найти путь к определенной, непосредственно не воспринимаемой им цели (пища или убежище). В экспериментах используются как двухмерные, одноуровневые лабиринты, где животное перемещается в одной плоскости, так и трехмерные, двухуровневые, где оно может перемещаться в двух плоскостях. При отклонениях от правильного пути иногда используют наказание животного. Результаты прохождения животным лабиринта определяются, как правило, по скорости достижения " цели" и по количеству допущенных ошибок. Данный метод позволяет изучать способности животных к научению, к выработке двигательных навыков, а также способности к пространственной ориентации.

2. Метод " обходного пути". Особенность – животное непосредственно воспринимает объект, на который направлены его действия уже в начале опыта. Обычно этим объектом является пища. В отличие от метода " лабиринта", в данном методе животному приходится для достижения объекта обойти одну или несколько преград. В экспериментах с использованием метода обходного пути учитываются и оцениваются скорость и траектория передвижения животного, степень сложности задачи, скорость ее решения при поиске животным обходного пути и достижения результата.

3. Метод " дифференцировочной дрессировки ". используют для выявления способностей животного к различению объектов и их признаков, при этом объекты предъявляют одновременно или последовательно. При правильном выборе объекта животное вознаграждается, этот способ носит название положительная дрессировка, в других случаях одновременно с подкреплением правильного выбора применяют наказание за неправильный выбор, этот способ носит название положительно-отрицательная дрессировка. Последовательно уменьшая различия между признаками объектов, исследователь может выявить у животного пределы различения (дифференцировки) данного качества предметов. Таким образом изучают особенности зрения у животных разных видов (остроту, цветоощущение, восприятие величин и форм), процессы формирования навыков, памяти животных (по времени сохранения результатов тренировки), а также способности животных к обобщению.

4. Метод " выбора на образец". Данный метод является вариантом метода дифференцировочной дрессировки и применяется для изучения сенсорных систем высших животных (обезьян). Животное должно выбрать из ряда объектов тот объект, который соответствует образцу. Образец предъявляется животному в начале эксперимента, при этом в ходе эксперимента правильный выбор обычно положительно подкрепляется.

5. Метод " проблемной клетки (ящика)". В экспериментах, когда используется данный метод, животному, чтобы получить подкрепления (корм или свободу), необходимо открыть (иногда в определенной последовательности) затворы на дверце клетки или крышке ящика. Этот метод позволяет исследовать сложные формы научения и моторные элементы интеллектуального поведения животных. Особенно продуктивно применение этого метода при изучении животных с развитыми хватательными конечностями (крысы, еноты, обезьяны). При постановке экспериментов для выявления высших психических способностей животных, им обычно для решения задачи предоставляется возможность использовать различные орудия (палки, блоки и тому подобное). Используя этот метод, при постепенном усложнении задачи, в процессе экспериментов, можно получить ценные данные не только об эффекторных, но и сенсорных компонентах интеллекта животных.

6. Метод анализа обычного, неподкрепляемого манипулирования различными предметами. Данный метод исследования позволяет судить об эффекторных способностях животных, их ориентировочно-исследовательской деятельности, игровом поведении, способностях к анализу и синтезу, а также позволяет проследить предысторию трудовой деятельности человека.

Кроме этого следует отметить, что во всех зоопсихологических исследованиях результаты наблюдений обычно фиксируются с помощью фото, кино- и видеосъемки, звукозаписи и других средств фиксации поведения животных.

13. Истоки развития знаний о психике животных в философии, психологии, физиологии, этологии

14. Креационные теории зоопсихологии

Креационизм (от лат. creator — создатель) — это направление в естественных науках, которое предполагает, что существует форма нематериального мирового сознания, и произошёл акт божественного творения. С этой точки зрения все развитие (или статическое состояние) природы зависит от промысла божьего, а поведение контролируется наличием или отсутствием души. Креационизм не был относительно самостоятельной дисциплиной, а входил в общее Теологическое мировоззрение человечества. Теологическое мировоззрение базируется на общей идеалистической идее, аксиомой которой является мысль о том, что все в природе является результатом сознательного действия " Высшего разума" и совершается по предопределенным планам. Теология — это форма отношения к предметам, существам и событиям, целесообразность которых не обнаруживается посредством наблюдения и опыта, но может быть определена только путем размышления.

Научную формулировку теологической точки зрения на этологию сделал XVII в. Р. Декарт Основой его теории является христианское учение о бессмертии души. Р. Декарт допускал существование души вне тела, а мышление относил к свойствам души. Для души, с его точки зрения, характерно наличие особых мыслительных способностей, которые Р. Декарт называл " мыслящей субстанцией". Возможность существования души вне тела он допускал только для людей. У животных душа, по его мнению, радикально отличалась от человеческой и не могла жить вечно.

Р. Декарт считал, что животные являются автоматами без чувств, разума и знания.

Подход Р. Декарта просуществовал довольно долго как картезианство, затем трансформировался в механицизм. Механицизм — это более мягкая форма картезианства, которая допускает приобретение новых качеств при изменении строения животного.

Ж. А. Фабр был сторонником теологического мировоззрения и считал, что эволюции животных не существует, а все многообразие живой природы было создано в момент божественного творения. Поведение животных, таким образом, становится результатом реализации некой изначальной программы или божественным промыслом.

В середине XIX века зоопсихологические взгляды многих мыслителей не очень отличались от идей Р. Декарта.

Механистического моделирования поведения животных. Сущность моделирования сводится к созданию математических алгоритмов, которые используются в компьютерах или в механоэлектронных автоматах. Однако их сущность остается механистичной, а идеология — теологической.

Технократический механицизм современных представлений о принципах работы мозга не исчерпывается одними физическими или компьютерными моделями. Наука традиционно придерживается строго объективного, беспристрастного описания функционирования мозга и поведения. Из научных исследований исключены понятия свободы воли, сознательное целеполагание, субъективные ценности, мораль и другие параметры, характерные для религии.

 

 

15. Метафизические взгляды на зоопсихологию

Метафизическое мировоззрение является " научным" продолжением развития теологических концепций. Суть метафизического подхода в этологии определяется методами решения конкретных проблем поведения.В метафизике исследователь, зашедший в тупик, исчерпавший свои возможности или терпение, начинал " умозрительный анализ" поведения животного. В результате такого " анализа" начальные наблюдения постепенно растворялись в словесных потоках и заменялись на более удобные допущения. Самой большой было исследование природы при помощи умозрения. Используя " чистое мышление", было принято воссоздавать, строить (в уме), а не изучать природные явления.

Метафизические исследования преимущественно состояли из первоначального мысленного поиска " начал, сущностей и первопричин". Метафизики идут от общих начал к реальным событиям, а рациональные исследователи — от конкретных событий к общим закономерностям.

Примером метафизических зоопсихологических построений XIX века являются работы Геккеля. Считая, что психология животных является продуктом физиологических процессов, он, как ни парадоксально, предлагал исследовать " душу клетки, душу союза клеток, душу тканей, душу растений, душу метазойных, душу губок....". Кроме этого " душевного" ряда, он подразумевал существование разнообразных душевных форм. В качестве философского направления этот подход к исследованию природы принято называть гилозоизмом. В результате, наука о поведении животных и человека превратилась в поле для лингвистических упражнений философов, а ее практическое применение трансформировалось в парапсихологию, гипнотизм, психологический мистицизм и множество религиозно-психологических извращений.

16. Рациональные гипотезы в истории зоопсихологии

Рационализм в изучении зоопсихологии возник намного раньше теологических и метафизических концепций. Сущность рационализма заключается в первичном анализе конкретного поведения животных, построении гипотез и их проверке в опытах или наблюдениях.

Первым зоопсихологом рационального направления был Аристотель. Он сравнивал разнообразных существ, Сопоставляя животных с человеком, Аристотель считал, что животные обладают психическими способностями, " следственными и аналогичными" психическим способностям людей. Аристотель признавал межвидовые психологические различия, а самыми сообразительными из мира животных считал слонов. Признавая за животными способности к обучению, запоминанию чувствованию, Аристотель отделял их психологические свойства от человеческих. Он писал: " Но единственное животное способное размышлять и рассуждать, есть человек....он один может рассматривать то, чему научился".

Благодаря описаниям жизни животных и первым зоопсихологическим обобщениям, сделанным Бюффоном, Реомюром, Галлером, Реймарусом, Кондильяком, Леруа и Ламарком, возникли представления о причинах различий между человеком и животными, понятие инстинкта, и были высказаны первые идеи об эволюции поведения.

17. Развитие зоопсихологических знаний в XIX – начале XX в. в рамках различных психологических школ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.