Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий






Актуальность изучения дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология» определяется значимостью изучения эволюции психических процессов и предпосылок сознания человека. Основной проблемой дисциплины является решение вопроса о соотношении врожденного и приобретенного в поведении. В основе этого принципа лежит положение о том, что любой психический процесс в конечном итоге может объясняться исходя из работы конкретной структуры головного мозга.

Курс «Зоопсихология и сравнительная психология» ориентирован на то, чтобы изучить эволюцию поведения животных. Изучение основ зоопсихологии и сравнительной психологии проводится с точки зрения филогенеза и онтогенеза и описания различных типов адаптивного поведения. Методологическая основа преподавания предмета «Зоопсихология и сравнительная психология» - научность (объективность) и раскрытие эволюционного принципа Ч. Дарвина. Задача преподавателя состоит в том, чтобы ознакомить студентов с основными закономерностями развития психики в филогенезе и в онтогенезе. На конкретном материале по рисункам поведения животных студенты изучают основы этологии, опыты Лоренца, возникновение и развитие экспериментального подхода в зоопсихологии, развитие инстинктивных действий, основные формы поведения, основные формы научения.

Опыт преподавания показывает, что преподаватель, ведущий курс, должен уже на вводной лекции чётко сформулировать концепцию курса: соотношение врожденного и приобретенного в поведении и понимание биологических корней социального поведения человека.

При описании отдельного вида поведения необходимо выделить ее основные элементы. После их описания и характеристики проследить эволюцию и онтогенез исследуемого вида поведения. В этой связи, рекомендуется обратить внимание на изучение закономерностей данного вида поведения. Изложение принятых понятий должно сопровождаться, с одной стороны, их объективным определением, с другой, - объяснением и демонстрацией наглядного этологического материала с использованием мультимедиа.

На каждом занятии рекомендуется обращать внимание на понятия, которые являются сквозными и общими для всего курса, привлекая обучающихся к составлению Глоссария по дисциплине. Глоссарий оформляется в виде конспектов и в электронном виде в системе «Гиперметод» в разделе «Материалы курса», регулярно дополняется и является доступным для зарегистрированных слушателей.

Алгоритмдействий преподавателя при проектировании содержания курса

1. Определение диагностических целей обучения – описание в измеримых параметрах ожидаемого дидактического результата Работа с ФГОС ВПО Формулировка целей и задач курса
2. Обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности бакалавра Работа с ФГОС ВПО
3. Выявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкости, а также системы смысловых связей между его элементами Отбор дидактических единиц, определение межпредметных связей
4. Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней обученности слушателей Формулировка требований к входным знаниям и освоению дисциплины
5. Поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности Образовательные технологии
6. Выбор процедур контроля и измерения качества усвоения программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности Виды, содержание, формы и средства контроля

При подготовке и проведении занятий по данному курсу преподаватель должен руководствоваться как общими учебно-методическими установками (научность, системность, доступность, последовательность, преемственность, наличие единой внутренней логики курса, его связь с другими предметами), так и специфическими особенностями курса «Зоопсихология и сравнительная психология».

В подборе материала к занятиям следует руководствоваться рабочей программой учебной дисциплины, обращая внимание на вопросы, указанные в обязательных требованиях к содержанию курса федерального государственного образовательного стандарта. На первом занятии преподаватель обязан довести до студентов требования к текущей и итоговой аттестации, порядок работы в аудитории и нацелить на проведение самостоятельной работы с учётом количества часов, отведённых на неё учебным планом.

Рекомендуя литературу для СРС, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые библиотекой СПБУУЭ, в том числе её электронными ресурсами.

Выбор методов и форм обучения может определяться:

общими целями образования, воспитания, развития и психологической подготовки студентов;

особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов;

целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия;

временем, отведенным на изучение того или иного материала;

уровнем подготовленности слушателей;

уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств;

уровнем подготовленности и личных качеств самого преподавателя.

Главным звеном дидактического цикла обучения в освоении курса «Зоопсихология и сравнительная психология» остается лекция. Наряду с традиционной лекцией рекомендуется использовать такую форму как проблемная лекция (как по содержанию, так и по способу организации). Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели.

К проблемным формам относится лекция - пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.

Действенным средством, которое позволяет проблематизировать содержание лекции, является предварительная проработка студентами материала лекции с помощью ЭУП «Зоопсихология и сравнительная психология». Целесообразно дополнить материал лекции вопросами и заданиями, организующими осмысление (рефлексию) прочитанного. Использование представленного подхода к предъявлению учебного материала позволяет перестроить познавательную деятельность студентов на лекции: от пассивно восприятия - к активному осмыслению. Такой прием особенно оправдан ограниченным временем аудиторной учебной работы.

Примерные темы для проблемных лекций:

№ темы Тема Аудиторные часы
  Мышление животных  
  Эволюция и антропогенез  

Одним из самых эффективных видов занятий по дисциплине являются лекция-визуализация. Актуальность применения принципа наглядности в учебном процессе по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология» определяется необходимостью пространственного определения расположения структур мозга относительно осей и плоскостей, которые подробно объясняются преподавателем в начале курса. Особенно нуждаются в наглядности те разделы лекции, где рассматривается вопросы взаимном расположении отделов головного и спинного мозга, восходящих и нисходящих путей, соединяющих различны е уровни центральной нервной системы. К наиболее эффективным средствам визуализации лекции относятся мультимедийные презентации по теме, подготовленные как преподавателем, так и студентами.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Виды семинаров, востребованных в процессе изучения зоопсихологии и сравнительной психологии:

семинар;

учебная конференция;

коллоквиум;

проблемный семинар;

вебинар.

В семинарской группе осуществляются такие формы индивидуальной и коллективной творческой работы обучающихся, как:

диспут по проблемным темам, например:

Соотношение врожденного и приобретенного в поведении.

выполнение творческой работы, например:

подготовка мультимедийных материалов по теме семинарского занятия;

посещение научно-исследовательского центра по изучению нейроэтологии, сбор, обработка и оформление собранного материала как в виде мультимедийной презентации, так и доклада (реферата);

посещение зоологического музея (или другого музея), сбор, обработка и оформление материала как в виде мультимедийной презентации, так и доклада (реферата).

 

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология»

 

Тема: Основные понятия зоопсихологии и сравнительной психологии

Целевая установка: систематизировать основные понятия и термины, необходимые для изучения курса зоопсихологии и сравнительной психологии;

изучить с позиции эволюции особенности развития поведения.

 

Основные вопросы семинара Организационно-методическое обеспечение
ТЕМА 1. Основные понятия Зоопсихологии и сравнительной психологии Учебные вопросы: 1 Раскрытие понятия зоопсихологии 2. Раскрытие понятия сравнительной психологии 3 Классификация форм поведениия. 4. Структура зоопсихологии и сравнительной психологии 5. Развитие зоопсихологии в России. 6. Развитие зоопсихологии в Европе и в Америке   Схема классификации форм поведения. Мультимедийные схемы инстинктов и научения.  

 

Перечень основной и дополнительной литературы:

Литература основная:

8. Владимирова Э.Д. Психология животных. Самара: Самарский университет, 2010.

9. Зорина З.А., Полетаева И.И. «Зоопсихология, элементарное мышление животных». М., Аспект-Пресс, 2007

10. Иванов А.С. Этология с основами зоопсихологии СПб: Лань. 2007

11. Никольская А.В. Зоопсихология и межвидовая психология М: Эксмо, 2011

12. Ступина С.Б., Филипьечев А.О. Зоосихология: конспект лекций. М: Высшее образование 2010

13. ФилипповаГ. Г. Зоопсихология и сравнительная психология. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2006.

14. Фабри К.Э.. Основы зоопсихологии. М. Психология. 2003


б). Литература дополнительная:

29. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность и сенсорных систем СПб: Питер 2010

30. Бериташвили И.С. Память позвоночных животных. М., 1974.

31. Вагнер В.А. Биологические основания сравнительной психологии [в 2 т.] / М.: Наука, 2005.

32. Гороховская Е. А. Этология: рождение дисциплины. СПб.: Алетей, 2001.

33. Дарвин Ч. О выражении ощущений у человека и животных//Собр. соч. Изд-во АН СССР, 1953.

34. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. СПб., Питер, 2001

35. В. Дольник. Непослушное дитя биосферы. М., 1994

36. Зорина З.А., Полетаева И.И. «Зоопсихология, элементарное мышление животных»., М.: Аспект-Пресс.2002.

37. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. М.: Изд-во МГУ, 2002.

38. Крушинский Л. В. Биологические основы рассудочной деятельности. М.: Издво МГУ, 1986.

39. Крушинский Л. В. Избранные труды: В 2 т. М.: Наука, 1993

40. Ладыгина-Коте Н. Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. М., Изд. Гос. Дарвиновского Музея, 1935.

41. Ладыгина-Коте Н. Н. Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян. М.: Наука, 1959.

42. Лоренц К Агрессия: (так называемое " зло") СПб.: Амфора 2007

43. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. М.: Мир, 1988.

44. Меннинг О. Поведение животных: Вводный курс. М.: Мир, 1982.

45. Павлов И.П. Рефлекс свободы. СПб., Питер, 2001.

46. Правоторов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев, Новосибирск, 2001

47. Рожкова А.П. Зоопсихология психология и сравнительная психология: Учебное пособие. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005.

48. Прайор К. Не рычите на собаку: О дрессировке животных и людей. В кн.: Хрестоматия по зоопсихологии СПб, Питер, 2001.

49. Сравнительная психология и зоопсихология / сост. и общ. ред. Г. В. Калягина. - СПб.: Питер, 2004.

50. Современная психофизика. / под ред.: В. А. Барабанщикова. - М.: Ин-т психологии РАН, 2009.

51. Топчий М.В. Зоопсихология и сравнительная психология. Ставрополь: СКСИ. 2005

52. Тинберген Н.. Поведение животных. М., 1978

53. Фирсов Л. А. Довербальный язык обезьян//Журн. эвол. биохим. и физиол. 1983. Т. 19. №4. С. 381-389

54. Шеперд. Г. Нейробиология, М., 1987

55. Хайнд Р. Поведение животных. М.: Мир, 1975

56. Хрестоматия по зоопсихологии. СПб., Питер, 2001Шадриков, В. Д. Происхождение человечности. М.: Логос, 2001.

 

Данная рабочая программа содержит следующие сокращения:

ВПО – высшее профессиональное образование

ДИ – деловая игра

ОК – общекультурная компетенция

ОКВ - общекультурная компетенция вузовская

ООП – основная образовательная программа

СРС – самостоятельная работа студентов

РФ – Российская Федерация

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт

ЭУП – электронное учебное пособие

 

Разработчики: Кафедра психологии СПб.УУиЭ   профессор     Лебедев А.А.
    (занимаемая должность)   (инициалы, фамилия)
(место работы)   (занимаемая должность)   (инициалы, фамилия)
Эксперты:        
(место работы)   (занимаемая должность)   (инициалы, фамилия)
         
(место работы)   (занимаемая должность)   (инициалы, фамилия)

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.