Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел. Развитие психики и поведения животных в онтогенезе.






1. К основным вехам онтогенеза относятся: 1) пренатальный период; 2) постнатальный период; 3) натальный период; 4) ювенильный период

а) 1, 2, 3

b) 1, 2, 3, 4

c) 1, 2, 4

d) 1, 3

2. Значение эмбриогенеза для формирования психической деятельности состоит в том, чтобы подготовить

а) морфофункциональную основу психического отражения

b) полезные инстинкты

c) навыки поведения

d) условные рефлексы

3. Роль прямых воздействий внешней среды на ранних стадиях эмбриогенеза животных

а) незначительна

b) примерно равнозначна роли эндогенных факторов

c) симулятивна

d) исключительна

4. Одной из важнейших функций эмбрионального поведения является функция

а) рекапитуляции

b) фасилитации

c) преадаптации

d) фасцинации

5. Ориентация новорожденного животного по отношению к жизненно важным компонентам среды осуществляется в первую очередь путем

а) последовательного узнавания

b) приобретенного автоматизма

c) врожденного автоматизма

d) врожденного узнавания

6. Биологическую характеристику развития поведения у зрело- и незрелорождающихся животных дал

а) Севостьянов

b) Орбели

c) Дейнека

d) Мартынов

7. Крайние проявления зрелорождения встречаются

а) Сравнительно часто

b) Периодически

c) Сравнительно редко

d) Почти всегда

8. Степень зрелорождения животных для хода их онтогенеза

а) Иногда имеет значение

b) Не имеет значения

c) Имеет незначительное значение

d) Имеет большое значение

9. Новорожденный детеныш кенгуру является примером

а) Частичного зрелорождения

b) Крайнего зрелорождения

c) Среднего зрелорождения

d) Крайнего незрелорождения

10. Более прогрессивными с точки зрения приспособления к постоянно-меняющимся условиям среды являются виды животных

а) Очень быстро взрослеющие после рождения

b) Рождающиеся в воде

c) Зрелорождающиеся

d) Незрелорождающиеся

11. Инстинктивные реакции у беспозвоночных животных оказываются сформированными к

а) Началу филогенеза

b) Концу эмбриогенеза

c) Середине филогенеза

d) Середине эмбриогенеза

12. Детеныши позвоночных рождаются

а) Часто на одной стадии зрелости

b) На разных стадиях зрелости

c) На одной стадии зрелости

d) Часто на разных стадиях зрелости

13. Не зависящее от индивидуального опыта видоспецифическое избирательное отношение животных к определенным компонентам окружающей среды является проявлением

а) Последовательного узнавания

b) Приобретенного автоматизма

c) Врожденного узнавания

d) Врожденного автоматизма

14. На первых этапах постнатального развития позвоночных врожденное поведение нуждается в участии, прежде всего

а) Тренировки

b) Факультативного научения

c) Как облигатного, так и факультативного

d) Облигатного научения

15. Форма облигатного научения, при котором очень быстро фиксируются (запечатлеваются) в памяти отличительные признаки объектов инстинктивных поведенческих актов, называется

а) Фотоэффектом

b) Импринтингом

c) Фиксацией

d) Мнемотехникой

16. Феномен, заключающийся в том, что зрелорожденные детеныши всегда после появления на свет неотступно двигаются вслед за родителями, называется реакцией

а) Подражания

b) Имитации

c) Преследования

d) Следования

17. Явление запечатления наблюдается

а) После 2-го года жизни

b) Вскоре после рождения

c) После 3-х лет жизни

d) После 1-го года жизни

18. Результаты запечатления отличаются

а) Долгосрочностью

b) Исключительной слабостью

c) Исключительной прочностью

d) Краткосрочностью

19. У копытных реакция следования выражена

а) Хорошо

b) Слабо

c) Лучше, чем у других млекопитающих

d) Хуже, чем у других млекопитающих

20. Главная особенность полового запечатления заключается в том, что окончательный результат проявляется

а) Сразу после запечатления

b) Во всех ситуациях

c) С большой отсрочкой

d) Неожиданно

21. " Реимпринтинг" у животных может быть осуществлен

а) Очень легко в естественных условиях

b) С большим трудом в естественных условиях

c) Легко в лабораторных условиях

d) С большим трудом только в лабораторных условиях

22. Научение, которое представляет собой приобретение индивидуального опыта и не является необходимым для всех представителей данного вида животных, называется

а) Облигатным

b) Вторичным

c) Факультативным

d) Первичным

23. Игра у насекомых

а) Присутствует лишь в неразвитой форме

b) Присутствует лишь у высших насекомых

c) Присутствует в достаточно развитой форме

d) Полностью отсутствует

24. Согласованность деятельности игровых партнеров основывается на

а) Привыкании

b) Научении

c) Тренировке

d) Врожденной сигнализации

25. Для многих видов животных доказано, что если детенышей лишить возможности совместно играть, то во взрослом состоянии сфера общения окажется

а) Ущемленной

b) Нормальной

c) Ювенильной

d) Гипертрофировнной

26. Основу опознавания новорожденным животным биологически значимых объектов составляют

а) Условные рефлексы

b) Таксисы

c) Умения

d) Навыки

Раздел. Вопросы по сравнительной психологии.

1. Развертывание, постепенный переход из одного состояния в другое – это

а) Эволюция

b) Прогресс

c) Регресс

d) Изменчивость

2. Некоторые (физические и химические) действия среды на развивающийся зародыш и какое-либо изменение в генах или в хромосомах – это источники

а) Эволюции

b) Мутации

c) Регресса

d) Изменчивости

3. Не из наиболее высоко развитых и специализированных форм, а напротив из относительно простых форм образуются

а) Сложные подвиды

b) Однообразные формы

c) Новые виды

d) Старые типы

4. Из перечисленных стадиями эволюции психики по А.Н. Леонтьеву, являются: 1) стадия элементарной сенсорной психики; 2) стадия дифференцированного социогенеза; 3) стадии перцептивной психики; 4) стадии интеллекта; 5) стадия высшего мышления

а) 2, 3, 5

b) 3, 4, 5

c) 1, 3, 4

d) 1, 2, 5

5. Для простейших организмов характерно наличие: 1) ортокинезов; 2) клинокинезов; 3) автокинезов; 4) стереокинезов

а) 2, 3

b) 1, 2, 3

c) 1, 2, 4

d) 1, 2

6. Поступательным движением простейших организмов характеризуются

а) Клинокинезы

b) Кинезы

c) Ортокинезы

d) Таксисы

7. Элементарная форма научения у простейших

а) Навык

b) Обучение

c) Привыкание

d) Опыт

8. На стадии элементарной сенсорной психики находятся: 1) высшие инфузории; 2) простейшие водоросли; 3) кольчатые черви; 4) рыбы

а) 2, 3, 4

b) 1, 3

c) 2, 3

d) 1, 2, 3

9. Большинство существующих ныне позвоночных животных стоят на стадии психики

а) Перцептивной

b) Сенсорной

c) Элементарной сенсорной

d) Сложной перцептивной

10. Наличие подготовительной фазы характерно для деятельности животных находящихся на стадии развития психики

а) Перцептивной

b) Интеллектуальной

c) Элементарной

d) Сенсорной

11. Важной предпосылкой интеллектуального поведения животных выступает способность к широкому переносу в новые ситуации

а) Рефлексов

b) Знаний

c) Действий

d) Навыков

12. Отличительной особенностью интеллекта животных является в дополнение к отражению отдельных вещей возникновение отражения их

а) Разнообразия

b) Взаимодействий

c) Отношений

d) Противоречий

13. Семейство отряда приматов, включающее как ископаемого человека, так и современных людей, называется

а) Приматы

b) Гоминиды

c) Антропоиды

d) Гуманоиды

14. Сознательное отражение действительности возникает впервые у

а) Высших приматов

b) Низших приматов

c) Человека

d) Млекопитающих

15. Основной предпосылкой для развития трудовой деятельности является

а) Память

b) Восприятие

c) Интеллект

d) Внимание

16. Превращение животных в человека произошло на стадии эволюции

а) Дриопитеков

b) Неандертальцев

c) Австралопитеков

d) Зинджантропов

17. Первая форма мышления человекообразных обезьян заключается в установлении связей между предметами и явлениями, которые воспринимаются животными

а) Взаимосвязано

b) Изолированно

c) Непосредственно

d) Опосредовано

18. Первое условие возникновения сознания состоит в том, что трудовые связи с другими людьми и отношения человека к природе

а) Противоречивы

b) Конфликтны

c) Слиты

d) Опосредованы

19. Предпосылкой выделения мира внутренних переживаний выступает выделение в сознании человека отражаемой реальности как

а) Искаженной

b) Однородной

c) Объективной

d) Субъективной

20. Важнейшими признаками труда являются: 1) употребление и изготовление орудий; 2) наличие совместной коллективной деятельности; 3) лишь в труде возникает интеллектуальная психика

а) 1, 2

b) 1, 2, 3

c) 1, 3

d) 2, 3

21. Особенность человеческого труда по сравнению с " трудом" обезьян заключается в том, что человеческий труд является деятельностью изначально

а) Индивидуальной

b) Парной

c) Личностной

d) Общественной

22. Третье условие возникновения сознания у человека заключается в возникновении

а) Умений

b) Памяти

c) Языка

d) Внимания

23. Ограниченность возможностей психического отражения животных связана с тем, что

а) Отражаются всего лишь некоторые свойства отношения предметов материального мира, которые часто не имеют биологического смысла

b) Отражаются лишь те свойства и отношения идеального мира, которые имеют биологический смысл

c) Отсутствие отражения свойств и отношений предметов материального мира

d) Отражаются лишь те свойства и отношения материального мира, которые имеют биологический смысл

 

ГЛОССАРИЙ

  1. Зоопсихология – отрасль психологии, изучающая закономерности развития и проявления психики животных
  2. Сравнительная психология – отрасль психологии, изучающая общее и различное в психике животных и человека.
  3. Этология – наука об общебиологических основах и закономерностях поведения животных.
  4. Метод наблюдения в зоопсихологии – наблюдение за естественным поведением животных в местах их обитания и в искусственно создаваемых условиях.
  5. Метод наблюдения в сравнительной психологии – наблюдение за поведением животных и человека с целью выявления схожих и различных особенностей.
  6. Метод эксперимента – один из основных методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений а поведении изучаемого объекта.
  7. Метод эксперимента в зоопсихологии – экспериментальное изучение поведения животных в ходе решения ими различных задач (метод лабиринта, метод обходного пути, метод проблемной клетки и др.).
  8. Метод эксперимента в сравнительной психологии – экспериментальное изучение общих и различных особенностей поведения животных и человека при решении аналогичных задач.
  9. Субъективный метод по Вагнеру в зоопсихологии и сравнительной психологии – метод измерения психики животных масштабом психики человека.
  10. Биологический метод по Вагнеру в зоопсихологии и сравнительной психологии – метод изучения психики группы живых организмов на основе сравнения их поведения с поведением тех живых существ, которые предшествуют в эволюции данной группе и которые следуют за ней.
  11. Инстинктивное поведение животных – совокупность сформировавшихся в процессе развития данного вида животных наследственно закрепленных, врожденных, общих всем представителям вида компонентов поведения, составляющих основу жизнедеятельности животных.
  12. Поисковая фаза поведенческого акта – первая фаза поведения животных, которая включает поиск ключевых раздражителей и их комбинаций, которые приведут в итоге к завершающей фазе.
  13. Завершающая фаза поведенческого акта – вторая фаза поведения животных, которая включает собственно потребление животным жизненно необходимых ему элементов среды.
  14. Таксисы – врожденные, генетически фиксированные реакции животных на определенные агенты среды, обеспечивающие пространственную ориентацию их двигательной активности.
  15. Научение у животных – приобретение и накопление в онтогенезе индивидуального опыта, совершенствование и видоизменение врожденной (инстинктивной) основы психической деятельности в соответствии с конкретными условиями среды обитания особи.
  16. Навык – форма научения животных, проявляющаяся в усвоении ими новых, генетически не фиксированных движений.
  17. Дрессировка – процесс выработки навыков у животных при целенаправленном воздействии человека.
  18. Подражание у животных – особая форма научения в условиях общения, когда одно животное следует примеру другого.
  19. Важный момент определяющий ход онтогенеза – степень зрелорождения животных.
  20. Значение эмбриогенеза для формирования психической деятельности – подготовка морфофункциональной основы психического отражения.
  21. Психическая деятельность эмбриона – поведение и психика в процессе их становления на начальной стадии существования особи.
  22. Эмбрион – формирующийся организм, еще не способный к полноценному осуществлению функций, необходимых для установления жизненно важных взаимоотношений со средой обитания.
  23. Ранний постнатальный период – период, имеющий особенно большое значение для жизни особи, что обусловлено формированием важнейших взаимоотношений организма с окружающей средой и закладыванием основ поведения взрослого животного.
  24. Исследования Л.А. Орбели – исследования, показавшие, что зрелорожденные детеныши меньше подвержены вредным влияниям среды, но возможности их прогрессивного развития ограничены.
  25. Родительская забота о потомстве – действия животных, обеспечивающие и улучшающие условия выживания и развития потомства.
  26. Пассивная форма заботы о потомстве – забота, проявляющаяся в том, что взрослые особи носят с собой яйца или молодых животных в специальных кожаных углублениях, складках, сумках.
  27. Активная форма заботы о потомстве – забота, проявляющаяся в том, что взрослые особи выполняют специфические действия, направленные на обеспечение всех или многих сфер жизнедеятельности молодых животных.
  28. Врожденное узнавание по К.Э. Фабри – узнавание, проявляющееся во врожденном, не зависящим от индивидуального опыта видоспецифическом избирательном отношении животных к определенным компонентам окружающей среды.
  29. Облигатное научение – все формы научения, которые в естественных условиях совершенно необходимы для выполнения важнейших жизненных функций, т.е. относящихся к видоспецифическому, инстинктивному поведению.
  30. Характерный признак облигатного научения – оно может осуществляться только на протяжении определенных, так называемых сенсибильных (или критических) периодов онтогенеза.
  31. Факультативное научение – приобретение индивидуального опыта, который зависит от частных условий жизни особи и не является необходимым для всех представителей данного вида в качестве компонента их инстинктивного поведения.
  32. Запечатление – форма облигатного научения, при которой очень быстро фиксируются в памяти отличительные признаки объектов инстинктивных поведенческих актов; происходит вскоре после рождения, в течение весьма ограниченного сенсибильного периода.
  33. Объекты запечетления – родительские особи, детеныши одного помета, будущие половые партнеры, внешние признаки постоянных врагов.
  34. Реакция следования – реакция зрелорожденных детенышей, проявляющаяся в том, что уже вскоре после появления на свет они неотступно двигаются вслед за родителями и одновременно друг за другом.
  35. Исследовния Д.Сполдинга – научные эксперименты, показавшие, что при реакции следования объектом запечатления может быть не только любой представитель данного вида, но и другое животное, человек или неживой, но подвижный объект.
  36. Главная особенность полового запечатления – окончательный результат проявляется с большой отсрочкой, ибо животное учится распознавать отличительные признаки будущего полового партнера еще на раннем этапе постнатального развития.
  37. Исследовательское поведение животных – составная часть любого поведенческого акта животных, проявляющаяся на разных фило- и онтогенетическом уровнях в различных формах: от элементарных ориентировочных реакций до исследовательской деятельности высших млекопитающих.
  38. Манипулирование – активное обращение животных с различными предметами, при преимущественном участии передних, реже – задних конечностей, а также других эффекторов: челюстного аппарата, хобота, щупалец, хватательного хвоста, клешней и т.д.
  39. Функциональное значение игр животных – подготовка к взрослой жизни и накопление соответствующего опыта путем упражнения в сенсорной и моторной сфере.
  40. Совместные игры животных – вид игры, при котором имеют место согласованные действия хотя бы двух партнеров.
  41. Решающий фактор эволюции – движение живых существ.
  42. Расхождения между психологической и зоологической классификацией видов животных – обусловлены тем, что морфологические признаки, на которых построена систематика животных, не всегда определяют особенности и степень развития их психической деятельности.
  43. Ориентирующие элементы у простейших животных – простейшие таксисы.
  44. Кинезы – элементарные инстинктивные движения.
  45. Ортокинезы – поступательные движения простейших организмов.
  46. Клинокинезы – изменения в передвижении простейших организмов.
  47. Элементарная сенсорная психика – стадия развития психики, на которой деятельность животных отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств) в силу существующей связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных.
  48. Элементарная форма научения у простейших организмов - привыкание.
  49. Перцептивная психика – стадия развития психики, характеризующаяся способностью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей.
  50. Телотаксисы – фиксация животного на одном источнике раздражения и направление движения к этому источнику.
  51. Тропотаксисы – движения, сориентированные по равнодействующей, образуемой в результате выравнивания интенсивности возбуждения в симметрично расположенных рецепторах.
  52. Менотаксисы – движения под углом к источнику раздражения при несимметричном раздражении в симметрично расположенных рецепторах.
  53. Локомоция – основная функция конечностей животных, заключающаяся в перемещении животного в пространстве.
  54. Сознательное отражение – отражение предметной действительности в ее отдельности от наличных отношений к ней субъекта, то есть отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства.
  55. Предпосылка и основа развития интеллекта животных - манипулирование, прежде всего, с биологически нейтральными объектами.
  56. Важная предпосылка интеллектуального поведения животных – способность к широкому переносу навыков в новые ситуации.
  57. Отличительная особенность интеллекта животных – в дополнение к отражению отдельных вещей возникает отражение их отношений и связей.
  58. Биологическая ограниченность интеллектуального поведения обезьян – проявляется в том, что она всецело определяется образом жизни и чисто биологическими закономерностями.
  59. Три условия возникновения сознания – 1) опосредованность отношения человека к природе трудовыми связями с другими людьми; 2) активное воздействие на природу; 3) возникновение языка.
  60. Главное условие существования индивидуального сознания - наличие общественного сознания.
  61. Первая форма мышления человекообразных обезьян - установление связей между предметами или явлениями, которые воспринимаются животными непосредственно.
  62. Вторая форма мышления человекообразных обезьян - установление связей между непосредственно воспринимаемыми предметами (явлениями) и зрительными следами (представлениями) других предметов (явлений).
  63. Ведущий фактор в эволюции сообществ приматов – способность жить в сообществе и подчинять интересы индивида интересам сообщества.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.