Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что не относится к критериям интеллекта у животных (по А.Н. Леоньтеву)?






Отличительная особенность интеллекта животных заключаются в том, что в дополнение к отражению отдельных вещей возникает отражение их отношений и связей (ситуаций). Это отражение происходит в процессе деятельности, которая по своей структуре, согласно Леонтьеву, является двухфазной.

По мере развития интеллектуальных форм поведения фазы решения задачи приобретают четкую разнокачественность: прежде слитая в единый процесс деятельность дифференцируется на фазу подготовления и фазу осуществления. Именно фаза подготовления составляет характерную черту интеллектуального поведения. Как указывает Леонтьев, интеллект возникает впервые там, где возникает процесс подготовки возможности осуществить ту или иную операцию или навык.

По Леонтьеву, первая, подготовительная фаза побуждается не самим предметом (например, палкой), на который она направлена, а объективным отношением палки к приманке. Реакция на это отношение и есть подготовка второй фазы, фазы осуществления, которая направлена на объект («цель»), побуждающий всю деятельность животного. Вторая фаза включает, таким образом, в себя определенную операцию, закрепляемую в виде навыка.

Большое значение как один из критериев интеллектуального поведения имеет и то обстоятельство, что при решении задачи животное пользуется не одним стереотипно выполняемым способом, а пробует разные способы, которые являются результатом ранее накопленного опыта. Следовательно, вместо проб различных движений, как это имеет место при неинтеллектуальных действиях, при интеллектуальном поведении имеют место пробы различных операций, что позволяет решить одну и ту же задачу различными способами. Перенос и, пробы различных операций при решении сложной задачи находят у обезьян свое выражение, в частности, в том, что они практически никогда не пользуются орудиями совершенно одинаковым образом.

Таким образом, при интеллектуальном поведении мы имеем дело с переносом операции, причем этот перенос не требует, чтобы новая задача была непосредственно сходной с прежней. Операция, как отмечает Леонтьев, перестает быть неподвижно связанной с деятельностью, отвечающей определенной задаче. И здесь мы можем проследить преемственность от сложных навыков.

16.К методам зоопсихологии не относится…

МЕТОДЫ ЗООПСИХОЛОГИИ - способы, приемы изучения конкретных форм двигательной активности животных, структуры их действий и актов их поведения, направленных на отдельные компоненты среды. К основным методам зоопсихологии относятся:

а) детальное изучение движений животного в ходе решения определенных задач,

б) наблюдение за поведением животных в естественных условиях;

в) эксперимент, в котором создается экспериментальная ситуация. К экспериментальным методам относятся, метод «проблемной клетки), метод «лабиринта», метод «обходного пути», дифференциальная дрессировка, метод «выбора на образец»;

г) анализ использования животными орудий, орудийных действий в экспериментальных условиях;

д) анализ обычного, неподкрепляемого манипулирования различными предметами.

 

Метод лабиринта.

Метод обходного пути

Метод дифференцировочной дрессировки

Метод выбора на образец

Метод проблемного ящика (клетки)

 

17.Дифференцировочная дрессировка-…

Стадия дифференцировки. После того, как условные рефлекс выработан, экспериментатор продолжает подкреплять (пищей, избавление от опасности) условную реакцию только на определенный сигнал и не подкрепляет ответов на определенный сигнал и не подкрепляют ответов на сходные, в результате они постепенно угасают. В основе формирования дифференцировочных условных рефлексов лежит дифференцировочное торможение.

18.Поведение животных - это…

Поведение животных - это вся совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной, активности животного, направленную на установление жизненно необходимых связей организма со средой.

 

Поведение животных — различные внешние проявления активности животных на уровне целого организма (поведение отдельных особей) и на надорганизменном уровне.

19. Чувствительность- это…

Способность к элементарной форме психического отражения — ощущению. Именно с Ч., согласно гипотезе А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца, начинается развитие психики в филогенезе. В отличие от раздражимости в понятии «Ч.» используется критерий сигнальности: Ч. — отражение организмом таких воздействий, которые непосредственно не являются биологически значимыми (напр., в силу своей энергетической слабости), но могут сигнализировать о наличии (изменении) др. условий среды, которые являются жизненно важными (необходимыми или опасными). Ч. позволяет направить (вести) организм к жизненно необходимым компонентам среды или от неблагоприятных и опасных компонентов окружающей среды. Для обеспечения Ч. требуются специальные органы (рецепторы), которые реагируют на биологически незначимые воздействия; существо, лишенное таких органов, должно утрачивать всякие реакции (в т. ч. метаболические) на сигнальные раздражители. Благодаря Ч. возникают такие поведенческие эффекты, как опережающая реакция (реакция на событие, которое еще не наступило) и непропорциональность энергии реакции по сравнению со слабой мощностью сигнальных, биологически нейтральных раздражителей. (Б. М.)

Общая способность к ощущению; Ч. появляется в филогенезе, когда живые организмы начинают реагировать на факторы окружающей среды, выполняющие сигнальную функцию по отношению к имеющим прямое биологическое значение воздействиям.

20. Ритуализованные движения – это…

Ритуализованные движения - видотипичные стереотипные движения с четкой информативной функцией.

Обеспечивают торможение агрессии у сородичей, обычно называют позами покорности или умиротворения;

Ритуализованные движения выполняются в строгой последовательности в форме более или менее сложных видотипичных «церемониалов» или «ритуалов», причем, как правило, в виде «диалога» двух животных. Чаще всего они встречаются в сферах размножения (брачные игры) и борьбы («мнимая борьба») и отображают внутреннее состояние особи и ее физические и психические качества. Наряду с врожденными существуют и благоприобретаемые формы общения, о которых пойдет речь позже.

21. Научение – это…

Научение - процесс и результат приобретения индивидуального опыта Первоначально возникло в зоопсихологии в работах американского психолога Э. Л. Торндайка. Путем научения может приобретаться любой опыт животного как новые формы его поведения. Является основной формой приобретения опыта и происходит либо постепенно (в повторяющихся актах поведения), либо сразу (запечатление). Направленное учение у животных существует лишь в зачаточной форме (обследование новой ситуации впрок, подражание)

22. Среди крупных периодов онтогенеза животных, периодом, характеризующим игровую деятельность, является…

Постнатальный период (Ювенильный период)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.