Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация тестов, применяемых для изучения рассудочной деятельности (мышления) животных






К настоящему времени накоплены разнообразные и многочисленные, но разрозненные данные о мышлении животных. Они получены в разных лабораториях, с помощью весьма разнообразных тестов. Единая классификация таких тестов, основанная на особенностях разных аспектов мышления животных, практически отсутствует. Для восполнения этого пробела ниже приведена классификация существующих ныне тестов для изучения мышления животных (Зорина, 1997), которой мы в дальнейшем будем пользоваться.

I. Улавливание принципа, лежащего в основе задачи, с правильным ответом в первой пробе

1. Достижение приманки, находящейся в поле зрения, но недоступной: 1) преодоление преграды или выбор обходного пути; 2) достижение приманки с помощью орудий 2. Поиск приманки, исчезающей из поля зрения: 1) экстраполяция направления движения пищевого стимула; 2) оперирование пространственно геометрическими признаками 3. Экстренное выявление дискретного изменения положения (перемещения) приманки в ряду позиций: тест Ревеша — Крушинского

II. Реорганизация ранее усвоенных независимых навыков

1. Выбор нового пути в лабиринте: 1) отыскание пути в трехлучевом лабиринте; 2) выбор короткого пути в лабиринте 2. «Сотрудничество» при добываниии корма: 1) наблюдения в природе; 2) совместные манипуляции для добычи приманки 3. Выбор стимула, ранее связанного с большим количеством подкрепления 4. «Доставание банана» голубями

III. Выявление общего алгоритма

1. Последовательные переделки сигнального значения стимулов при УР-дифференцировке 2. Формирование установки на обучение

IV. Обобщение и абстрагирование

1. Обобщение абсолютных признаков 2. Обобщение относительных признаков 3. Формирование «естественных» понятий 4. Формирование довербальных понятий 5. Использование символов

V. Операции логического вывода

1. Построение аналогий 2. Транзитивное заключение

VI. «Социальное сознание» (Social Cognition)

 

1. Самоузнавание в зеркале 2. «Обмен ролями» 3. Преднамеренный обман

В этой главе приводятся наиболее известные методы изучения тех форм рассудочной деятельности животных, которые связаны с экстренным улавливанием принципа задачи (I) и экстренной реорганизацией независимых навыков (II). Решение на основе выявления общего алгоритма при многократном предъявлении серии однотипных задач (III)были рассмотрены в гл. 3, а проблемам обобщения и абстрагирования (IV) посвящена гл. 5.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.