Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Область применения программы






ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

«ЗООПСИХОЛОГИЯ»

(квалификация «Семейный кинолог-зоопсихолог»)

 

Барнаул 2013 г.

Программа учебного курса «Зоопсихология» (квалификация «Семейный кинолог-зоопсихолог») разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 111701 Кинология

 

Организация-разработчик: ООО «Консультационный Центр «ДРУГ»

 

Разработчик:

Н.В.Станишевская – руководитель Обучающего Центра «ВЕРШИНА» при ООО «Консультационный Центр «ДРУГ».

При использовании настоящей программы ссылка на авторство обязательна.

 

Рекомендовано к внедрению с 01 августа 2013 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  стр.
1.ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОго курса    
2.СТРУКТУРА и примерное содержание программы УЧЕБНОго курса  
3.условия реализации программы учебного курса  
4.Контроль и оценка результатов Освоения программы учебного курса 5. ПРИЛОЖЕНИЯ  

 


1.паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОго курса «ЗООПСИХОЛОГИЯ» (квалификация «Семейный кинолог-зоопсихолог»)

Область применения программы

Программа учебного курса «Зоопсихология» (квалификация «Семейный кинолог-зоопсихолог») является одной из основной профессиональных образовательных программ (в соответствии с ФГОС по специальности СПО 111701 Кинология) и является второй ступенью обучения, основывающейся на базовом курсе «Кинология» (квалификация «Кинолог 1 ступени»).

1.2. Место программы учебного курса «Зоопсихология» (квалификация «семейный кинолог-зоопсихолог») в структуре основных профессиональных образовательных программ, реализуемых ООО «Консультационный Центр «ДРУГ» (Обучающий Центр «ВЕРШИНА»):

Программа учебного курса «Зоопсихология» (квалификация «Семейный кинолог-зоопсихолог») относится к профессиональному модулю «ЗООПСИХОЛОГИЯ» и является профессиональной образовательной программой системы дополнительного образования.

1.3. Цели и задачи программы учебного курса «Зоопсихология» (квалификация «Семейный кинолог-зоопсихолог»), требования к результатам ее освоения:

В результате освоения Программы учебного курса «Зоопсихология» (квалификация «Семейный кинолог-зоопсихолог») курсант должен иметь представление:

- об истории и основных направлениях изучения поведения животных (в том числе о таких направлениях, как: экспериментальная психология, бихевиоризм, гештальтпсихология, сравнительная психология);

- о проблемах, связанных с исследованием поведения животных в естественной среде и в неволе;

- об особенностях поведения псовых в соответствии с их анатомией, физиологией и систематическим положением домашней собаки (Семейство Canidae Gray, 1821 — Псовые, подсемейство Саninае Gill, 1872 — Настоящие псовые. Род Canis L., 1758 — Волки; Тип рода С. familiaris L., 1758 (домашняя собака);

- о происхождении домашней собаки и влиянии процесса доместикации на формирование поведения и его особенностей современных домашних собак;

уметь:

- применять теоретические знания по анализу поведенческого акта собаки на практике;

- определять проблемы конкретной собаки в соответствии с ее видовыми, породными и индивидуальными особенностями;

- практически применять знания по психологии собак различных пород с различными типами конституции и типами ВНД;

- подобрать породу для конкретной семьи и конкретного человека с учетом предназначения породы, потребностей человека, сочетанием типов ожидания человека и собаки;

- определять тип контакта собаки с хозяином и проводить его диагностику;

- применять на практике знания по определению типов мотивационных ожиданий собаки и человека и при неблагоприятном сочетании скорректировать ситуацию и дать практические рекомендации;

знать:

- основы этологии;

- основы физиологии высшей нервной деятельности, учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности;

- основы элементарной рассудочной деятельности животных в целом и собак в частности;

- физиологические основы поведения псовых;

- признаки общественной организации у животных, особенности проявления видовых и межвидовых коммуникаций;

-инстинктивное поведение животных;

- обучение псовых, классификацию форм обучения, особенности обучения в естественных условиях (дикая природа) и условиях сосуществования с человеком;

- основные составляющие поведения домашней собаки;

- формирование различных форм поведения домашних собак на основе охотничьего поведения волка;

- классификацию форм врожденного автоматического поведения псовых: стереотипы пищедобывательного поведения; стереотипы территориального поведения собак; стереотипы социального поведения псовых, иерархию у псовых; ритуальное поведение псовых, материнское и родительское поведение, комфортное поведение;

- периодизацию онтогенеза псовых и особенности формирования психики домашней собаки в каждый период;

- сравнительную психологию (истоки психики живых существ, эволюцию психики);

- структуру психики и поведения домашней собаки (особенности восприятия мира собакой; особенности мыслительных операций у собак: процедурное и непроцедурное мышление у домашней собаки; уровни восприятия мира у собак, соотношение уровней с потребностями и мотивациями домашней собаки; мотивационный анализ поведения домашней собаки; соответствие мотиваций и их поведенческих проявлений у домашней собаки);

- психологические потребности и типы ожиданий человека, типы отношения собаки к человеку;

- технику безопасности и личной гигиены при выполнении работ с домашними собаками.

Должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

- анализировать поведение собаки конкретной породы и соответствие поведения предназначению (учитывая принятые стандарты и классификацию пород собак FCI).

Должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

- определять поведение собаки в соответствии с видовыми и породными формами поведения, вычленять в поведении желательные и нежелательные варианты, анализируя поведение животного с точки зрения врожденных автоматизмов поведения, рефлексов (условных и безусловных), обучения собаки и определения правильности приемов обучения в соответствии с породой, типом ВНД конкретной собаки;

- определять мотивы поведения собаки;

- уметь диагностировать психотип собаки в соответствии с мотивационным анализом ее поведения;

- проводить коррекцию контакта собаки и хозяина, либо выработку желательного поведения.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение Программы учебного курса «Зоопсихология» (квалификация «Семейный кинолог-зоопсихолог»):

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 284 часов:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 254 часов (лекционных занятий - 134 часа; обязательных практических занятий - 66 часов); практики и ее защиты - 30 часов; консультации курсантов по выпускной работе - 24 часа; самостоятельной работы курсанта - 30 часов. При необходимости количество практических занятий может быть увеличено (с составлением индивидуальной программы обучения курсанта).

 

 

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ КУРСА «ЗООПСИХОЛОГИЯ»

(квалификация «Семейный кинолог-зоопсихолог»)

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 284
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 254
в том числе:  
лабораторные работы -
практические занятия 66
контрольные работы -
Производственная практика 30
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 30
Подготовка общепрофессиональной информации и докладов 15
Подбор материала и оформление презентаций 15
Оформление практических заданий -
Работа с дополнительной литературой -
Выпускная работа (проект, практическая защита) 24  

2.2. Примерный тематический план и содержание учебного курса: «Зоопсихология» (квалификация Семейный кинолог-зоопсихолог)

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, выпускная работа (проект, практическая защита) Объем часов Уровень освоения  
         
Раздел 1. ИСТОРИЯ ЗООПСИХОЛОГИИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ Содержание учебного материала      
  Тренинг «БУДЕМ ЗНАКОМЫ!    
  ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ (Эволюция отношения человека к животным. Представления о поведении животных в XVII–XVIII вв. Изучение поведения животных в XIX и начале XX вв. Работы иностранных авторов. Исследования российских ученых. Эволюция отношения человека к животным Культ животных в религиях. Представление о поведении животных в средние века)      
  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ (Этология. Возникновение этологии как самостоятельной наук. Основные направления этологических исследований. Основные положения этологии. Физиология высшей нервной деятельности. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Учение о высшей нервной деятельности и проблема мышления животных. Изучение проблемы «мышления», или рассудочной деятельности, животных. Экспериментальная психология. Бихевиоризм. Гештальтпсихология. Сравнительная психология. Сравнительная психология и зоопсихология в России)      
  ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДЕ (Краткая история изучения поведения животных в природе. Основные направления изучения поведения животных. Регистрация этограмм. Коммуникации животных. Биологические ритмы. Изучение популяционных взаимоотношений. Пространственно-экологическая структура популяций. Популяционная генетика. Методы изучения поведения животных в популяциях. Изучение поведения отдельных таксономических групп. Изучение поведения вида непосредственно в месте его обитания. Поведение грызунов. Поведение копытных Поведение хищников. Наблюдения за выращенными в неволе и возвращенными в природные условия животными. Поведение животных в урбанизированной среде. Исследование поведения человекообразных обезьян в естественной среде обитания)      
Лабораторные работы -    
Практические занятия - ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1. Поведение диких животных в неволе. Особенности поведения хищников, общее и различия (кошачьи, псовые, куньи, медвежьи). (форма проведения – посещение зоопарка, наблюдение, оформление - эссэ); ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2. Поведение животных в урбанизированной среде. (Форма занятия – «Круглый стол»).    
Контрольные работы: ФОРМА КОНТРОЛЯ по темам 1, 2, 4 – РЕФЕРАТ, ФОРМА КОНТРОЛЯ по теме 3 –ЭССЕ -  
Самостоятельная работа курсантов: ЭССЕ «Поведение животных в неволе» (темы см. в приложении) Изучение лекционного материала Подготовка к докладам    
Раздел 2. ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ Содержание учебного материала    
  ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ (Безусловные рефлексы. Условные рефлексы. Условия образования условных рефлексов. Возбуждение и торможение. Проблема наследования условных рефлексов. Срывы высшей нервной деятельности у животных. Представления о типах высшей нервной деятельности. Нейрогуморальная регуляция поведения)    
   
  КОММУНИКАЦИИ ЖИВОТНЫХ (Биологическое сигнальное поле. Язык животных. Органы чувств. Анализаторы. Способы коммуникаций животных. Тактильная чувствительность. Осязание. Хемокоммуникация. Зрительная коммуникация. Акустическая коммуникация)      
  ИНСТИНКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ(История изучения инстинктов. Основные положения концепции К. Лоренца. Некоторые физиологические механизмы инстинктивного поведения. Развитие концепции К. Лоренца в работах Н. Тинбергена. Влияние гормонов на инстинктивную деятельность. Методы изучения инстинктов.)      
  ОБУЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ (Классификации форм обучения. Неассоциативное обучение. Ассоциативное обучение. Экспериментальное изучение условно-рефлекторной деятельности. Классические условные рефлексы. Инструментальные условные рефлексы (или обучение методом проб и ошибок. Обучение животных в естественных условиях. Натуральные условные рефлексы. Импринтинг.Опосредованное, или имитационное, обучение. Облигатное обучение)      
  МЫШЛЕНИЕ И РАССУДОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИВОТНЫХ (Мышление и интеллект. Определение мышления и интеллекта человека. Мышление человека и рассудочная деятельность животных. Экспериментальное изучение рассудочной деятельности. Сравнительное изучение рассудочной деятельности животных при помощи методик, разработанных Л.В. Крушинским. Изучение способности животных к обобщению и абстрагированию. Роль рассудочной деятельности в поведении животных)      
Лабораторные работы -    
Практические занятия: Практическое занятие № 3. «Анализ конкретных поведенческих актов по Лоренцу и Анохину» (форма занятия - практическая дискуссия). Практическое занятие № 4. «Презентация словаря по этологии» (компьютерный вариант). Практическое занятие № 5. Защита компьютерных презентаций на тему «Примеры рассудочной деятельности домашних животных»    
Контрольная работа: ФОРМА КОНТРОЛЯ по темам 5, 6, 9 – РЕФЕРАТ, ФОРМА КОНТРОЛЯ по теме 6 –ЭССЕ, ФОРМА КОНТРОЛЯ по теме 8 - защита практической работы с описанием экспериментального изучения условно-рефлекторной деятельности конкретного животного (с дневником работы)      
Самостоятельная работа курсантов: ЭССЕ «Анализ поведенческого акта моей собаки (по Анохину)» Изучение лекционного материала Подготовка к докладам    
Раздел 3. ПОВЕДЕНИЕ ПСОВЫХ Содержание учебного материала    
  ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ПСОВЫХ (Основные составляющие поведения. Поведенческий акт. Инстинкты. Обучение. Рассудочная деятельность. Интеграция поведения. Унитарные реакции. Сложные интеграции поведения Формирование биологической формы поведения на примере охотничьего поведения волков. Формирование разных форм поведения домашних собак на основе охотничьего поведения волка)      
  ВРОЖДЕННЫЕ ФОРМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ПСОВЫХ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ВЛИЯНИЕ НА ПОРОДНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ (Комплексы фиксированных действий. Поведенческие стереотипы. Фамильная наследственность. Классификация форм врожденного автоматического поведения псовых и их характеристика: стереотипы пищедобывательного поведения; стереотипы территориального поведения собак; стереотипы социального поведения псовых, иерархия у псовых; ритуальное поведение псовых, материнское и родительское поведение, комфортное поведение)      
  БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ПСОВЫХ (Пищедобывательное поведение. Комфортное поведение. Оборонительное поведение. Агрессия.)      
  СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПСОВЫХ (Структура сообщества и механизмы ее поддержания. Индивидуальная дистанции. Роль агрессии в поддержании структуры сообщества. Ритуализация поведения. Иерархия. Сообщества животных. Одиночный образ жизни. Основные типы сообществ. Анонимные сообщества. Индивидуализированные сообщества. Иерархия ролей и «разделение труда» в социальных группировках. Структура популяций и внутрипопуляционные отношения)      
  ПОВЕДЕНИЕ ПСОВЫХ, СВЯЗАННОЕ С РАЗМНОЖЕНИЕМ (Половое размножение. Способы размножения. Процесс размножения. Роль полового размножения в эволюции. Типы брачных отношений. Половое поведение. Коммуникации в половом поведении. Ритуализация полового поведения. Брачные церемонии животных. Родительское поведение. Забота о потомстве)      
  ОНТОГЕНЕЗ ПОВЕДЕНИЯПСОВЫХ (Особенности онтогенеза разных таксономических групп. Периодизация онтогенеза. Преднатальный период. Постнатальный период. Обучение в процессе онтогенеза. Врожденное поведение. Врожденное узнавание. Облигатное обучение. Запечатление. Натуральные условные рефлексы. Опосредованное обучение. Факультативное обучение и онтогенез. Врожденное и приобретаемое в индивидуальном развитии поведения)      
  СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПСОВЫХ С ДРУГИМИ ВИДАМИ (Истоки психики живых существ. Эволюция психики. Элементарная сенсорная психика. Перцептивная психика. Психология хищных в сравнении с другими видами животных и с человеком)      
Лабораторные работы -    
Практические занятия: Практическое занятие № 6. «Общение в мире животных. Язык собак» (форма занятия – практическая дискуссия) Практическое занятие № 7. Защита компьютерных презентаций на тему «Коммуникации псовых. Язык и позы собак» Практическое занятие № 8. «Анализ проблем, возникающих при вязке собак и методы их решения» (форма занятия – «Круглый стол»). Практическое занятие № 9. «Врожденное и приобретаемое в индивидуальном развитии поведения щенка»(форма занятия – практическая игра-отрицание с запланированной неправильной трактовкой поведения у одной подгруппы и критикой и правильной трактовкой поведения у второй подгруппы)    
Контрольные работы ФОРМА КОНТРОЛЯ по темам 9, 10 – защита компьютерной презентации-иллюстрации, ФОРМА КОНТРОЛЯ по теме 11 – письменный ответ на вопрос по одной из тем и его защита с практическими примерами,, ФОРМА КОНТРОЛЯ по теме 12, 13, 14, 15 - РЕФЕРАТ    
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка компьютерной презентации-иллюстрации по темам 9, 10, подготовка компьютерных презентаций на тему «Коммуникации псовых. Язык и позы собак» Работа с дополнительной литературой Изучение лекционного материала Подготовка к докладам        
Раздел 4. ПСИХИКА ДОМАШНЕЙ СОБАКИ. СООТНОШЕНИЕ ПСИХОТИПОВ СОБАК И ТИПОВ ОЖИДАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. КОРРЕКЦИЯ ТИПОВ КОНТАКТА ЧЕЛОВЕКА И СОБАКИ Содержание учебного материала    
  СТРУКТУРА ПСИХИКИ И ПОВЕДЕНИЕ СОБАКИ. СУБЪЕКТНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ» (Особенности восприятия мира собакой. Мыслительные операции. Процедурное и непроцедурное мышление у псовых. Уровни восприятия мира у собак, соотношение уровней с потребностями и мотивациями домашней собаки. Мотивационный анализ поведения домашней собаки. Соответствие мотиваций и их поведенческих проявлений у домашней собаки.    
  ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И СОБАКИ КАК МЕЖЛИЧНОСТНОЕ И МЕЖВИДОВОЕ ПАРТНЕРСТВО» (Психологические потребности и типы ожиданий человека. Типы отношения собаки к человеку.Результирующий тип контакта собаки с хозяином и его диагностика: благополучные сочетания, неблагоприятные сочетания. Сочетания психотипов человека и собаки, влияние, которое они оказывают на психику собаки. Рекомендации. Типы контакта: дикий тип контакта, бытовой тип контакта, формальный тип контакта, эмоциональный тип контакта, сотрудничество. Основные мотивации при различных типах контакта, наиболее вероятные формы поведения, влияния на психику собаки, внешние признаки, предпосылки, прогноз, социальная опасность, группа риска. Коррекция контакта, либо выработка желательного поведения).      
Лабораторные работы -    
Практические занятия: Практическое занятие № 9. «Иерархия ролей и «разделение труда» в социальных группировках псовых» (форма проведения занятия – ролевая игра-тренинг) Занятие совместное – одна подгруппа разрабатывает сценарий иерархических ролей в группе псовых и иллюстрирует его ролевой игрой; вторая подгруппа анализирует правильность поведения согласно роли. Цель занятия – проверка теоретических знаний по теме, командообразование, выработка эмпатии. Практическое заниятие 10 «Сказочный город собак». Основные цели (для обучающихся) – приобрести новые знания и умения. Знакомство курсантов и преподавателей. Командообразование. Выявление лидеров коллектива. Обозначение личных предпочтений курсантов и их знаний в области породообразования и черт, характеризующих породы собак и особенности их психологических характеристик. Основные методы, используемые в тренинге: игры, разговор, метод имитации, метод групповой оценки, сказко-упражнения. Программа тренинга (парадигма «СУБЪЕКТНОСТЬ» помогает достигнуть прогрессии знаний, т.е. знания возможно получить только через определенное время и пройдя определенный путь; нет смысла в простом убеждении и в вере в то, что невозможно понять, получение знаний возможно только через труд обучения и практики, развития эмпатии). Практическое занятие № 11. Ролевая игра-тренинг «Кто в доме хозяин?» Занятие совместное – одна подгруппа разрабатывает сценарий иерархических ролей в стае «Человеческая семья-собака» в период взросления собаки (возраст 7-8 месяцев) и иллюстрирует его ролевой игрой; вторая подгруппа анализирует правильность поведения «вожака стаи-человека» при воспитании собаки-подростка согласно роли. Цель занятия – проверка теоретических знаний по теме, командообразование, выработка эмпатии.        
Контрольные работы: ФОРМА КОНТРОЛЯ по темам 16, 17 – Анализ собственного психотипа ожиданий и психотипа своей собаки, а так же подобный анализ одного из согруппников и его собаки. При неблагопритном типе контакта выработка стратегии поведения в отношении собаки.    
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка анализа психотира собаки и типа ожиданий хозяина, типа контакта и методов коррекции Работа с дополнительной литературой Изучение лекционного материала Подготовка к докладам    
   
Раздел 5. ПРАКТИКА Содержание учебного материала    
  АНАЛИЗ ПСИХИКИ СОБАК РАЗЛИЧНЫХ ПОРОД И ВОЗРАСТОВ;    
  ПОДБОР ПОРОДЫ ДЛЯ КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА И КОНКРЕТНОЙ СЕМЬИ;      
  ПОДБОР МЕТОДОВ ПО ОБЩЕНИЮ С СОБАКОЙ-НЕВРОТИКОМ, С АГРЕССИВНЫМИ СОБАКАМИ РАЗЛИЧНОГО ВИДА АГРЕССИИ;      
  КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПРАКТИКА ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ КОНКРЕТНЫХ СОБАК КОНТКРЕТНЫХ ПОРОД И ИХ ВОСПИТАНИЮ;      
  АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ НЕКОРРЕКТРО ОТДРЕССИРОВАННЫХ СОБАК, ПОДБОР МЕТОДОВ ИСПРАВЛЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ПРОБЛЕМ      
  Практика работы в качестве семейного кинолога-зоопсихолога      
ИТОГО      
Примерная тематика выпускной работы (проект, практическая защита)      
Консультации курсантов по выпускной работе    
Практические занятия 66+30  
Теоретические занятия      
ВСЕГО      

3. условия реализации ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «Зоопсихология» (квалификация «Семейный кинолог-зоопсихолог»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.