Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Каждая идиоадаптационная линия венчается существенным повышением уровня организации, порою приводящим к переходу на высшую стадию развития.






Дегенерация психического развития

 

Губки

Эти животные ведут прикрепленный малоподвижный образ жизни – лишь некоторые виды способны к ограниченной локомоции. Нервная система отсутствует (имеются только отдельные нервные клетки). Питание осуществляется путем фильтрации пищевых частиц из воды, проходящей через их тело. Механизм захвата пищевых частиц схож с тем, что используют хоанофлагеллаты.

У губок происходит не только понижение уровня организации психического образа, но даже распад психической формы отражения. Это в свою очередь связано с распадом на составляющие компоненты той формы жизнедеятельности, для регуляции которой и возникла психика, – поведения. У большинства представителей этого таксона исчезает характерная связь галозойного питания и анимального движения – они фактически ведут растительный образ жизни, для регуляции которого психика оказывается не нужной. Соответственно, дегенерация губок опускает их на допсихическую стадию развития.

 

Стрекающие

Полипоидная форма

Полипы (бесполое поколение – у коралловых полипов присутствует только оно) – преимущественно морские животные, ведущие прикрепленный образ жизни; многие образуют колонии. Двигательная активность их разнообразна: они могут сокращать, втягивать и сгибать тело в ответ на раздражители, гидры и некоторые актинии способны скользить и шагать по субстрату, а также передвигаться, осуществляя кувырок. Нервная система сетчатого (диффузного) типа. Для питания и защиты они используют книдоциты – стрекающие клетки, выстреливающие в ответ на сочетание механических и химических раздражителей.

Стрекающие способны к простейшей форме научения – привыканию. Однако, к примеру, у актиний при научении не отвечать пищевой реакцией на прикосновение бумажки одним щупальцем другие продолжают реагировать на этот раздражитель прежним образом. В.А.Вагнер отмечал, что диффузная нервная система «не приводит к единому действию организма как целого. Действительно, очевидно, в данном случае мы имеем дело с самостоятельным ответом каждой части тела. Регуляция опять же сводится к согласованию работы подсистем внутри организма, что, как уже отмечалось, не является характерной чертой психического отражения. Поведение как единый ответ всего организма распадается на элементы.

Медузоидная форма

Значительно более сложную жизнедеятельность демонстрируют медузы (половое поколение подтипа Medusozoa). Они быстро передвигаются в воде за счет пульсации зонтика. В их теле помимо нервных сетей имеются нервные кольца с ганглиями – скоплениями нейронов, осуществляющих интеграцию сигналов и задающих частоту сокращений зонтика. Их щупальца также снабжены стрекательными клетками. Активность этих животных в большей степени соответствует поведению как специфической форме жизнедеятельности.

Можно сделать вывод, что у стрекающих на протяжении значительной части жизненного цикла поведение и его психическая регуляция отсутствуют, что позволяет отнести их к переходной фазе от физиологической к психической форме отражения. Коралловые полипы, вероятно, дегенерировали еще ниже, перейдя на допсихическую стадию.

Сидячие билатерии (билатерально симметричные животные)

У сидячих билатерий не выражена цефализация и питательный аппарат имеет радиальную симметрию. Однако в отличие от стрекающих они осуществляют большую локомоторную поведенческую активность – создают ток воды для подгона пищевых частиц. Тем не менее поведение выражено довольно слабо. Сюда стоит отнести лофофорат (мшанки, внутрипорошицевые, форониды и плеченогие) как представителей первичноротых, из вторичноротых – стебельчатых морских лилий (иглокожие), перистожаберых (полухордовые) и асцидий (хордовые).

Для регуляции столь простого поведения не требуется высокодифференцированной системы сенсорных образов с горизонтальными и вертикальными связями. Поэтому едва ли можно говорить даже о предпосылках формирования перцептивного образа. Следовательно, эти животные располагаются на низшем уровне сенсорной стадии.

Вместе с тем необходимо отметить, что личиночные формы некоторых вышеупомянутых билатерий демонстрируют более сложное поведение и морфологическую организацию. Так, личинка асцидии является свободноживущим организмом, располагающим зачатками мозга. Это указывает на связь данного животного с более прогрессивными предками.

 

Дегенерация психики сопряженная с изменением типа питания

Вестиментиферы

Это морские животные, ведущие прикрепленный образ жизни на дне хитиновых трубок, вырабатываемых их телом. Взрослые особи полностью лишены органов пищеварения. Питание осуществляется автотрофно за счет бактерий-эндосимбионтов. Эти черви не осуществляют захват пищи, передвижение у них практически отсутствует – из трубки выглядывают лишь щупальца, втягиваемые при малейшем беспокойстве. Однако, как и у асцидий, личинки этих червей демонстрируют поведенческую активность и захват пищи – у них имеется рот и кишечник. Заражение бактериями симбионтами у вестиментифер происходит в личиночной стадии, скорее всего, через наружные покровы тела, после чего червь прикрепляется к субстрату и развивается во взрослую особь.

Таким образом, значительную часть жизни погонофоры проводят практически в прямом смысле в растительном состоянии, не требующем психической регуляции – исключением является стадия личинки. Следовательно, они дегенерировали до переходной фазы от физиологической к психической форме отражения.

Оседакс

Во взрослом состоянии этот червь прикрепляется к скелетам китов, извлекая из них питательные вещества с помощью бактерий симбионтов.

Symsagittifera roscoffensis

Червь Symsagittifera roscoffensis (бескишечные турбеллярии – наиболее примитивные билатерии) лишен кишечника и питается за счет живущих в его теле зеленых водорослей. При этом он сохраняет значительную активность: его локомоция (зарывание в песок и подъем на поверхность) напрямую связана с питанием – фотосинтезом водорослей. Регулируется этот процесс статоцистом – чувствительным органом равновесия. Тем не менее эту активность все равно нельзя в полной мере назвать поведенческой, поскольку она направлена не на вещно оформленный объект внешней среды (взаимодействие субъекта с объектом отсутствует), а на неоформленный источник энергии: на поверхности весь день черви проводят неподвижно, подставляя свое тело солнечным лучам. Однако поведенческая активность, очевидно, все же имеет место у этих червей и связана с удовлетворением половой потребности – при копуляции и внутреннем оплодотворении: Кроме того, личинка червя способна питаться фаготрофно, захватывая пищу.

Olavius algarvensis

Червь Olavius algarvensis, не имеющий ни пищеварительной, ни выделительной систем. Их функции берут на себя бактерии, обитающие в его организме. Червь же способствует этому процессу, перемещаясь между разными слоями почвы.

Соответственно, психическая регуляция у этих червей хотя и используется при ориентации поведения, но не задействуется при удовлетворении всех потребностей – в первую очередь пищевой. Это дает основание отнести их также к переходной фазе между физиологическим и психическим отражением.

 

Дегенерация психической организации довольно часто встречается в процессе эволюции, причем на разных стадиях. Однако морфофизиологический регресс не всегда оказывается напрямую связан с психической дегенерацией.

Тема 8. Происхождение человеческого сознания

Обсуждаемые вопросы:

1. Отряд приматов и происхождение вида Homo Sapiens в эволюции. Условия обитания, сообщества, поведение предков человека.

2. Происхождение трудовой деятельности и языка. Совместная деятельность, использование орудий, использование огня, прямохождение.

3. Доказательства прогрессивного развития у антропоидов в экспериментальных условиях способности к изготовлению орудий, использованию искусственных средств коммуникации, совместной деятельности, ранних форм самосознания, новой формы научения.

 

Сознание

Психическая деятельность, которая обеспечивает: обобщённое и целенаправленное отражение внешнего мира; выделение человеком себя из окружающей среды и противопоставление себя ей как субъекта объекту; целеполагающую деятельность, т. е. предварительное мысленное построение действий и предусмотрение их последствий; контроль и управление поведением личности, её способность отдавать себе отчёт в том, что происходит как в окружающем, так и в своём собственном духовном мире. Поскольку предмет С. - не только внешний мир, но и сам субъект - носитель С., постольку одним из существенных моментов С. является самосознание.

 

Самосознание

Осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа. С. свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе производственных отношений, своих общих интересов и идеалов.

 

Гипотеза Леонтьева о происхождении сознания

Сознание – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства, вне зависимости от отношений к ней субъекта.

· Коллективный труд – явился толчком для возникновения сознания.

· Совместный труд предполагал разделение труда: разные члены коллектива начинают выполнять разные действия в структуре единой деятельности, для каждого члена такое действие выступает в качестве отдельной деятельности, однако в отрыве от общей деятельности она биологически бессмысленна, так как не удовлетворяет потребности.

· Для того чтобы понять связь промежуточного результата с общим мотивом человек должен открыть для себя его смысл, то есть отражение отношения цели действия к мотиву.

· Для выполнения промежуточного действия человек должен был научиться беспристрастно познавать действительность.

· Речь обеспечивала коммуникацию между людьми для осуществления совместной деятельности. Выполняла указательные и организующие функции.

· Со-знание – совместное знание: человек получал возможность аккумулировать знания, добытые в ходе своей жизнедеятельности и передавать их потомкам.

Структура сознания: чувственная ткань, значение, личностный смысл.

 

Функции сознания

Ø Обеспечивает объективное и биологически беспристрастное отражение действительности: расчленение аффективного и когнитивного компонентов психики.

Ø Обеспечивает коммуникации между людьми и осуществление совместной трудовой деятельности.

Ø Обеспечивает возникновение личностных смыслов, а так же высших психических функций (см. ниже): опосредованного произвольного запоминания, воображения, целенаправленного внимания, воли, эстетических эмоций и чувств и т. д.

Ø Сознание впитывает в себя и передает исторический опыт через поколения

Ø Обеспечивает отсоединение действия от конкретной деятельности и перенесение его на другие деятельности.

 

Культурно-историческая теория психики человека Выготского

Схема строения высших психических функций

Подробнее см. «Приложения», папка «Происхождение сознания человека».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.