Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ян Дембовский 5 страница






* * *

Сравнение поведения индивидов в сооб­ществах обезьян разных видов показывает, что у древесных форм этих животных, в частно­сти у мартышек, явления взаимопомощи не так многообразны и часты, как у павианов. У


Формы сотрудничества и взаимопомощи в стаде обезьян 249


макак резусов, типичных полуназемных-по­лудревесных обезьян, уже заметно снижается внимание (по сравнению с павианами) к по­ложению друг друга. Выступление в защиту члена стада осуществляется почти исключи­тельно в случаях внешней опасности, в то вре­мя как заступничество выражено значительно слабее. В нескольких стадах резусов, которые нам удалось наблюдать, мы могли зарегистри­ровать всего несколько случаев такого выступ­ления одного или нескольких индивидов в за­щиту какого-нибудь члена стада во время внутристадных конфликтов. Зато не г и прояв­лений той ревности, с которой относятся па­вианы к образованию отдельных групп внут­ри стада. Самец у резусов обычно не встречает препятствий своим действиям даже в случае антистадного поведения. Впрочем, и наруше­ния эти почти не встречаются. Наибольшую нетерпимость и страстность в защите друг друга можно увидеть в моменты опасности, возни­кающей извне и в особенности в актах защи­ты потомства.

Взаимообслуживание у резусов и марты­шек также выражается, главным образом во взаимном обыскивании, которое, как и у па­вианов, нередко служит лишь формой прояв­ления контакта. В отличие от павианов у резу­сов и особенно у мартышек можно нередко наблюдать совместное обыскивание одного индивида несколькими, что не ведет ни к ка­кому конфликту. Особенно часто можно было видеть скопления самок вокруг самки с ново­рожденным. Обыскивая мать, самки разного возраста в сущности добиваются возможности войти в контакт с ее детенышем, а если пред­ставится случай, то и понянчить его. Такие же группировки обыскивающих самок и подрос­тков возникают иногда возле самца. Приведем характерный пример такого замаскированно­го обыскиванием устремления к детенышу у зеленых мартышек.

12 VI 1949 г. К Октаве с детенышем подо­шла беременная самочка Аляска. Она приблизи­ла свое лицо к лицу малыша, затем протянула к нему обе руки. Но мать, пряча детеныша, повер­нулась к ней спиной. Аляска начала обыскивать Октаву, но даже не следила за своими действи­ями, а все время заглядывала через плечо мате­ри на малыша. Октава, ничего не замечая, спу­стила детеныша с рук на землю рядом с собою. Мяска, продолжая перебирать шерсть Окта­вы, потихоньку трогала его руками. Однажды ей даже удалось потискать малыша в руках, когда он зашел за спину матери. Как только Октава шевельнулась, Аляска вновь начала ее обыскивать.


 

В группе мартышек, состоявшей из одних самцов, взаимное обыскивание также зани­мало большое место. В отличие от самок, сам­цы обыскивали друг друга энергично, с при­менением некоторых силовых приемов. Однажды два подростка самца обыскивали взрослого самца. Обыскиваемый подчинялся им, как кукла, принимая под действием их толчков и пинков самые разнообразные позы. Они заставляли его то поднимать, то опус­кать руки, ноги, голову, поворачиваться. Дви­жения их были резкими и быстрыми. Подбе­жал четвертый самец и начал обыскивать одного из подростков, занятого обслужива­нием самца. Подросток также безропотно под­чинялся всем толчкам и пинкам вновь при­шедшего.

В группах, состоящих из одного самца, самки и подростков, чаще обыскивала самка самца, чем наоборот. (У гелад мы наблюдали обратную картину: самец обыскивал самку часто, старательно и подолгу, а самка — ред­ко, небрежно и недолго).

Нет никакого сомнения в том, что в этих актах взаимного обслуживания удовлетворя­ется потребность не только того, кого обслу­живают, но и того, кто обслуживает. Следова­тельно, в такого рода взаимопомощи проявляются несомненные черты " эгоизма", проявление которого, однако, приносит не­сомненную пользу окружающим. Но ведь и в любом акте взаимопомощи вплоть до само­пожертвования при защите стада или дете­ныша можно найти эту внутреннюю эгоис­тическую основу, выраженную в мощных инстинктах, выработанных многими милли­онами поколений. В этом смысле взаимопо­мощь является ничем иным, как одной из форм приспособления в борьбе вида за существование. Ни о каких преднамереннос­ти и сознательном самопожертвовании тут не может быть и речи. Но ведь нас интересует совсем другое: каковы формы животной вза­имопомощи на стадии приматов и какое зна­чение они могли иметь в качестве биологи­ческих предпосылок гоминизации?

В качестве первой психологической черты, возникающей в результате жизни в сообще­стве, В.А. Вагнер отметил терпимость к совместному пребыванию. На более поздней стадии развития общественности возникает необходимость к жизни среди себе подобных на основе инстинкта самосохранения в ши­роком смысле слова. И, наконец, на высшей стадии необходимость превращается в потреб­ность в общении, которая на стадии прима-


250 НА. Тих


тов делает одиночное существование невоз­можным. При полном обеспечении животного питанием, теплом, защитой оно может погиб­нуть только в результате изоляции, как это было с шимпанзе Лелем.

Мы не хотим здесь проводить параллели с человеком, для которого изоляция (например, заключение в одиночку) является одним из самых тяжких наказаний. Конечно, потребно­сти общения с людьми у человека богаче, многостороннее, носят духовный характер. У обезьян же эта потребность еще чисто био­логическая, выработанная постепенно в ре­зультате жизни среди себе подобных. Можно сказать, что в данном случае, как и в ряде других, налицо типичный для эволюции потребностей факт: выход потребности за пределы необходимости, возникновение но­вой самостоятельной потребности, помимо нужды в защите или обогревании. <...>






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.