Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ян Дембовский 3 страница






Ребенок более склонен к подражанию, повторяет чужую мимику, жесты, разговор и интонацию, сопение, храп, пение, голоса животных, тиканье часов и т. п. Иони имити­рует только собачий лай и голос других шим­панзе.

Так же обстоит дело и с подражанием дви­жениям. Иони никогда не вбил ни одного гвоздя, ребенок делает это хорошо. Рисова­ние молодого шимпанзе не продвигается даль­ше пересекающихся линий.

Большинство коллекционируемых предме­тов ребенок употребляет в конструктивных играх, в чем шимпанзе стоит значительно ниже; Ребенок лепит из песка куличики, стрб-ит домики, закапывает в песок игрушки;

Иони пересыпает песок-из руки в руку, вы­сыпает его из посуды и роет ямки. Из палочек ребенок составляет разные фигуры, шимпанзе только собирает палочки. Функции копиро­вания движений у ребенка наиболее эффек­тивны в конструктивной деятельности, у Иони — в разрушительной. Шимпанзе лучше вынимает гвозди, чем вбивает их; лучше сбра­сывает трапецию с колец, чем вставляет в них;

лучше открывает замок, чем закрывает его;

лучше развязывает узлы, чем завязывает их.

Молодой шимпанзе, владеющий зачатка­


ми характерных особенностей человека, не проявляет тенденции к их развитию и совер­шенствованию. Слушая постоянно речь чело­века, шимпанзе правильно реагирует на мно­гие слова, но для выражения этих чувств пользуется лишь природными звуками, слож­ными жестами и мимикой и не проявляет тенденции к подражанию человеческому го­лосу. Вследствие этого шимпанзе рано задер­живается в своем развитии, тогда как ребе­нок вместе с усовершенствованием, речи развивается быстро. Все это касается выводов Н.Н. Ладыгиной-Коте. Таким образом, из при­веденных нами примеров видно, что многие особенности присущи лишь одной особи, а не всему виду в целом. Очень большую роль играет воспитание. Однако, как мы увидим ниже, индивидуальные различия психических способностей у шимпанзе не меньшие, чем у человека. Существуют шимпанзе умственно развитые и тупые, и вряд ли возможно выне­сти окончательное мнение о шимпанзе вооб­ще на основании только довольно беглого знакомства с тремя особями. Вопрос о том, каково может быть максимальное развитие способностей шимпанзе под влиянием раци­онального воспитания, остается открытым, и приходится сожалеть, что цивилизованная жизнь двух особей продолжалась так мало. Нужно еще отработать наиболее целесообраз­ные методы воспитания, приспособленные к своеобразной анатомии и физиологии шим­панзе, специально учитывая при этом отсут­ствие центра речи. Звуковую речь следует за­менить какой-то другой ее формой, так как возникновению речи у шимпанзе препятству­ет скорее не отсутствие умственных способ­ностей, а известный анатомический не­достаток. Лаура Бриджман, например, была нормально развитой девочкой и происходила из интеллигентной семьи. Но в возрасте 2 лет она внезапно тяжело заболела и ее в течение 5 месяцев нужно было держать в темной ком­нате. После выздоровления'оказалось, что де­вочка ослепла, оглохла и почти не чувствовала ни вкуса, ни запаха. Осязание было единствен­ным средством ее общения с миром.'На счас­тье, Нашелся врач, который обладал доста­точной находчивостью и терпением, чтобы с помощью только осязательных восприятий научить'Лауру общению с людьми, научить читать и вообще воспитать ее более или ме­нее нормальным человеком. В отношении шим­панзе подобная методика еще не найдена.

Все еще открытым остается также вопрос и о том, в какой степени психические разли-


Ян Дембовский

чия между человеком и шимпанзе зависят от биологических факторов и в какой — отобще-ственных.

Во всяком случае, между шимпанзе и че­ловеком имеются многочисленные сходства, причем настолько убедительные, что в близ­ком родстве обеих форм сомневаться нельзя. Вместе с тем во всех возможных дальнейших исследованиях можно предвидеть лишь одно:

если до сих пор шимпанзе обладал умствен­ным развитием не выше двухлетнего ребен­ка, то, как бы ни были усовершенствованы методы воспитания, с их помощью развитие обезьяны может быть доведено до уровня, скажем, трёхлетнего ребенка, но не дальше;

дальше шимпанзе ни в коем случае не про­двинется.

Между человеком и шимпанзе существует принципиальная биологическая разница, зак­лючающаяся в том, что человек обладает по­чти в три раза большим мозгом, и эта разни­ца не может быть сглажена, какой бы метод исследования здесь ни применялся. Установ­ление же естественных границ способности мозга обезьян в отношении разного рода дея­тельности прольет, конечно, свет и на функ­ции мозга человека.


Н.А. Тих

ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА И ВЗАИМОПОМОЩИ В СТАДЕ ОБЕЗЬЯН*

ВЗАИМНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Более всего взаимное обслуживание выра­жено в очищении кожных покровов и их при­датков, а также (гораздо реже) — глаз и зубов. Взаимное очищение кожных покровов пред­ставляет одно из обычнейших явлений в по­ведении большинства видов обезьян. Обезь­яна разгребает и перебирает волосяной покров у партнера, раздвигая его пальцами и при­стально рассматривая обнажающуюся поверх­ность кожи. Придерживая волосы одной рукой, обезьяна пальцами другой производит тонкие и многообразные движения: раздвигание от­дельных волосков, выдергивание их, соскре-бывание ногтем струпиков, выбирание двумя пальцами мельчайших предметов из волося­ного покрова и с кожи и отправление насеко­мых и выдернутых волосков в рот. Иногда раз­двигание волос производится обеими руками, и тогда удаление посторонних предметов про­изводится при помощи языка.

Кроме обыскивания другого, наблюдает­ся самообыскивание (самообслуживание — обыскивание тех частей собственного тела, которые доступны зрительному контролю). Мы наблюдали, как один шимпанзе раздвигал волосяной покров струёй воздуха изо рта. Это сопровождалось своеобразным и не совсем эстетичным звуком.

Для характеристики рефлекса обыскивания следует указать на такую его особенность, как врожденность. Самообыскивание появляется у детенышей обезьян вне зависимости от под­ражания. Изолированные детеныши начинают " обыскивать" окружающие предметы в возра­сте 3—4 месяцев. Этот процесс у них менее совершенен, чем у взрослых, и не включает в себя движения руки ко рту для поедания по­лученной " продукции". Затем следует отме-

" Тих Н.А. Предыстория общества. Л.: Изд-во Ле­нинградского ун-та, 1970. С. 69—91, 230—233, 254— 266 (с сокр.).


 

тить, что у взрослых процесс обыскивания носит более целенаправленный характер, чем у детенышей. Наконец, у детенышей обыски­вание бывает очень кратковременным — не более минуты или двух, в то время, как у взрослых оно продолжается иногда в течение десяти—двадцати минут и больше.

Целенаправленность процесса обыскива­ния резко отличает его от обычного чесатель-ного рефлекса, который появляется у дете­нышей первого дня жизни при раздражении кожной поверхности. При обыскивании весь процесс происходит под контролем зрения. Если для других млекопитающих характерным способом очищения шерсти и кожи является облизывание, то у обезьян оно полностью отсутствует (за исключением вылизывания матерью глаз у детенышей). Когда язык приме­няется для удаления посторонних предметов с кожи, то его движения ни в коей мере не напоминают лизательный рефлекс; это, если так можно выразиться, " снимательный" реф­лекс: движение языка обычно однократно, резко и сопровождается последующей зри­тельной проверкой результатов. <...>

Процесс обыскивания направлен на удов­летворение двух потребностей: потребности в ориентировочно-исследовательской деятель­ности и потребности в общении, как актив­ной (обыскивать), так и пассивной (быть обыскиваемым). Как видим, обыскивание представляет собой сложный процесс, состо­ящий из большого числа компонентов, име­ющих определенную структуру. Это, по суще­ству, сложная система отдельных рефлексов, которая, несмотря на то, что она носит ха­рактер безусловного рефлекса, т.е. возникает без опыта и подражания, формируется глав­ным образом в онтогенетическом развитии.

Взаимное обслуживание, помимо его пря­мой пользы, как и всякие другие формы по­ведения обезьян, приобретает в условиях стад­ной жизни целый ряд дополнительных функций. Прежде всего обыскивание служит признаком контакта между двумя обезьяна­ми. Контакт этот может быть взаимным, но может возникать и в результате инициативы только одной из сторон. Обыскивание служит нередко предметом оспаривания между дву­мя членами стада, которые борются за объе­динение с третьим. " Согласие" на обыскива­ние является сигналом готовности к контакту, и реакция на эту готовность очень чутко вос­принимается, вызывая в одних случаях более или менее длительное совместное пребывание, в других — конфликтную ситуацию. Рефлекс


238 НА. Тих


обыскивания у обезьян может быть направ­лен и на других животных, на человека, а у детенышей — и на неодушевленные предме­ты. Так же, как и все другие формы поведе­ния, связанные с удовлетворением биологи­ческих потребностей, взаимное обыскивание находится под контролем вожака и других чле­нов стада, которые могут не допустить или нарушить его. <...>

Очень хорошо можно присмотреться к процессу обыскивания, когда обезьяны пе­реносят его на руки человека. Тогда мы ви­дим в деталях все приемы, которые применя­ются при этом. Можно заметить, что ранки не трогаются; струпики соскабливаются очень осторожно с постоянным зрительным конт­ролем за выражением лица обслуживаемого, волосы тщательно перебираются. И в этом случае обыскивание является скорее демон­страцией дружбы, контакта, чем заботой о чи­стоте тела партнера.

ВЗАИМОПОМОЩЬ И СОТРУДНИЧЕСТВО НА БАЗЕ ИНСТИНКТА САМОСОХРАНЕНИЯ

Эта форма поведения наиболее типична для всех сообществ постоянного типа: инстинкт самосохранения лежит в их основе. Совместное выступление против внешнего врага у стадных животных, как уже говорилось выше, имеет огромное биологическое значение. В этом отно­шении стадо обезьян не отличается существен­ным образом от стада других млекопитающих, если не считать одной особенности: стадные обезьяны не столько нападают на врага в дей­ствительности, сколько действуют запугиванием. Громкие басовые крики гамадрилов, угро­жающие позы и жесты, горящие яростью глаза могут обратить в бегство даже крупных живот­ных и человека. Гамадрилы, в частности, как утверждают многие наблюдатели, не боятся нападения леопардов, являющихся их главны­ми врагами на свободе.

Что касается внутристадных отношений, которые интересуют нас в первую очередь, то взаимопомощь здесь более многообразна. Она выражается в заступничестве, в совмест­ном выступлении против отдельного живот­ного (включая вожака), в защите и поддержке. Особого внимания заслуживают проявления помощи матери в уходе за детенышем (и не только в виде нянченья, что можно отнести за счет эгоистичных побуждений в удовлетво­рении материнского инстинкта), а также по­


мощь в преодолении препятствий, в удержи­вании от движения к опасному месту. Звуки, выражающие опасение (опаску), могут быть адресованными индивиду для удержания от опрометчивых действий.

Все эти факты говорят, что судьба отдель­ного индивида не безразлична для остальных членов сообщества. Впрочем, эта солидарность далеко не однородна у разных видов обезьян. Йеркс по этому поводу образно выразился, что если в одних сообществах чувство " товари­щества" выражено очень ярко, то другие со­общества живут по принципу " черт тебя по­бери". Сравнение стада древесных обезьян (мартышек) и наземных (павианов) хорошо иллюстрирует различный уровень взаимопо­мощи в отряде приматов. Приведем несколь­ко примеров*.

Сотрудничество в угрозе внешнему врагу. 9 XII 1936 г. Варя угрожает Вере, которая си­дит в соседней клетке. Визжит, кидается к сетке, разделяющей обе клетки. Три самки под­бегают к ней, тоже шаркают руками и двига­ют бровями на Веру.

30 IX 1946 г. В вольеру к самкам заскочил самец Герой. Он сидит на крыше домика. Ду-шата обыскивает Героя. Служитель кладет корм в одно из отделений домика. Герой захо­дит, и его закрывают там. Самки взволнова­ны: шаркают руками на служителя, визжат, некоторые смотрят, вытянув шеи. Входит слу­житель с переносной клеткой, перегоняет туда Героя из отделения домика. Страшное волне­ние среди самок, все бегают, грозят служите­лю. Кета и Душата с детенышами на спинах. Героя уносят, все обезьяны мечутся, смотрят вслед.

26Х11 1946г. Проносят Агаву в ящике мимо вольеры, откуда она только что выловлена. Все стадо во главе с Иртышом с угрожающими криками бросается к решетке. Провожают за решеткой процессию с ящиком. Иртыш залеза­ет на решетку, смотрит вслед.

Заступничество. 9 XII 1936 г. Варя грозит Мальве. Гитана грозит Варе.

21 III 1937г. N гонит Сильву. Ева и Гамма ей грозят. N прекращает угрозы.

31 III 1937 г. Геба побила Симу. Ева ей гро­зит.

27 VIII 1946 г. К Дунаю подходит Аврора, ложится рядом. Вдруг она цапнула проходящую Искру за спину. Искра взвизгивает и бросает­ся на решетку. Дунай набрасывается на Аврору

* Приведенные примеры относятся к гамадрилам, семейство мартышковые (прим. сост.).


Формы, сотрудничества и взаимопомощи в стаде обезьян 239


и гонит ее. Все трое лезут вверх по решетке. Дунай преследует Аврору, Искра сверху наблю­дает за погоней.

10 XII 1946 г. Дон, играя, обидел Азалию. Она крикнула. Иртыш со всего размаху нале­тает на Дона, тот убегает.

27 XII 1946 г. Дунай сидит на возвышении, что-то жует. Идалия погналась за кем-то из молодых самочек. Дунай срывается с места, гонится за Идалией.

Все против одного. 24 VI 1946г. Веста пос­сорила Нуну с Барабулькой. Все стадо ополчи­лось на Весту. Все самки во главе с Дунаем стоят наверху, на балконе, шаркают руками на Весту, угрожают резкими кивками. Веста внизу; сидит напряженно, смотрит наверх. Все расходятся. Веста, крадучись, боком уходит за колонны.

25 XII 1946 г. Иртыш нападает на Дона, шаркает обеими руками сразу. Дон огрызается, визжит, но отступает. Все обезьяны стада, окружив Иртыша, шаркают на Дона руками, угрожающе вскрикивают. Особенно активна Аврора. Иртыш отходит в сторону, все самки идут за ним. Коломбина задерживается возле Дона, который сидит в оборонительной позе;

пригибается грудью к земле, заглядывает в гла­за и тычется носом ему в лицо (сочувствие?). Издает звук общения. После этого отходит и догоняет все стадо.

Защита. 23 V 1946 г. Ангара и Барабулька шаркают руками на Искру. Искра бежит к Дунаю, прячется за его спиной. Ангара и Ба­рабулька продолжают грозить. Искра откры­вает рот, но не кричит; обыскивая Дуная, разгребая шерсть нервным движением рук, од­новременно смотрит из-за его спины на са­мок. Дунай отгоняет Барабульку и Ангару, хватает Искру в объятья, прижимает к себе. Она к нему прижимается, затем садится сно­ва его обыскивать. Барабулька и Ангара ухо­дят.

10 III 1946 г. Искра ссорится с Бабушкой. Бабушка прячется за спину Дуная и оттуда угрожает глазами Искре. Искра визжит очень высоким дискантом, " жалуется" Дунаю. Он внезапно оборачивается, видит Бабушку и, тыча ее носом под живот, отгоняет прочь. Но она заходит с другой стороны и снова грозит Искре. Дунай ее отгоняет. Некоторое время мирно едят. Общая спокойная перекличка: " о-о-о". Искра боязливо ходит вокруг Бабушки, подставляется ей. Обе кладут друг другу руки на спину, издают громкий крик общения. Рас­ходятся.


 

Искра хватает большой огурец и с аппети­том ест, усевшись в сторонке. Бабушка нале­тает на нее сзади. Искра вздрагивает, кида­ется к столбу, залезает-на него и визжит. В визге слышны злобные нотки, звучит это при­мерно так: " ак-ак-ак и... иииишииии". " Ак" напоминает клохтание курицы и переходит в пронзительное " и-и-и". Дунай бросается на Бабушку и отгоняет ее прочь от столба. Ис­кра слезает, продолжая визжать. Дунай гонит Бабушку в самый низ вольеры.

22 VIII 1946 г. Искра ссорится с Авророй. Аврора наступает на нее, грозно наклонив го­лову, шаркая руками. Искра с визгом несется к Дунаю. Он оборачивается на визг, хватает Искру обеими руками и прижимает к груди. Аврора убегает.

Помощь матери в уходе за детенышем. 16 III 1937г. Детеныш Сильвы забрался к Фене. Сильва его тянет к себе, но тот держится крепко и кричит. Бежит Вера и помогает Силь­ве. Вдвоем отдирают детеныша Сильвы от Фени. Расходятся.

31 III 1937 г. Снежинка спускается вниз к поилке, держа детеныша одной рукой на весу. Детеныш отчаянно пищит. Сверху стремитель­но бежит Сильва, подхватывает детеныша левой рукой, громко аккает. Снежинка пьет, держа детеныша правой рукой, Сильва поддер­живает его левой за задние ноги. Детеныш кри­чит, растянутый между двумя самками, вверх животом. Снежинка напилась, берет детены­ша. Сильва с трудом отрывается от цепляю­щегося за нее детеныша и возвращается на пре­жнее место.

Помощь в преодолении препятствий. 1 II 1946 г. Забавный, оставшись один на пол­ке, тревожно визжит. Забава (его мать), под­нявшись на задние конечности, берет его и бе­режно снимает с полки.

23 II 1949 г. Маленькая Мрия лезет наверх по сетке. Долезает до широкой доски, пересе­кающей путь и останавливается в замешатель­стве. Аврора, сидевшая наверху, правой рукой прижимает к себе поплотнее свою Пчелу, а левой берет под руку Мрию и втягивает на­верх.

16 V 1946 г. Вилейка сидит рядом с Авророй на полке. К ним лезет Лена со Львом на руках. Перелезает с подпорки на полку. Вилейка по­могает ей забраться, подтягивая за руку.

1 XI 1946 г. Иртыш подошел к колоннам, смотрит наверх. Карабкается по колонне на балкон. Самки лезут за ним. Внизу остались три. Иртыш и залезшие наверх самки низко наклоняются и смотрят вниз на отставших.


240 НА. Тих


Иртыш издает звуки " м-м-м". Оставшиеся лезут наверх. Те, которые сидят уже наверху, хватают лезущих за шерсть на затылке и втас­кивают на балкон. Нуну втягивает Крошку за руку. Когда все наверху, Иртыш снова накло­няется, заглядывает под балкон — самок там больше нет. Усаживается со звуками " м-м-м" посреди балкона. Самки рассаживаются вок­руг него. <...>

СОТРУДНИЧЕСТВО ОБЕЗЬЯН В

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ

УСЛОВИЯХ

Наблюдения над стадной жизнью обезьян дают возможность проследить лишь отдель­ные проявления взаимопомощи и сотрудни­чества, вызванные случайными обстоятель­ствами, которые не часты и не разнообразны в вольерных условиях. Проведение специаль­ных экспериментов позволило бы выяснить сущность поднятого вопроса. Создавая опре­деленную ситуацию, вызывающую необходи­мость совместных, кооперированных действий двух или нескольких животных, мы можем:

а) выявить границы, до которых совместные действия могут развиваться; б) наблюдать формы проявления этих действий и воздей­ствий обезьян друг на друга; в) понять их сущ­ность и качественное отличие от сотруд­ничества у человека.

Исследование сотрудничества обезьян в эк­спериментальных условиях позволило бы вы­яснить возможность возникновения новых, бо­лее сложных отношений из более простых и установить мотивы, вызывающие это явление.

В тридцатые годы вышел ряд работ, це­лью которых являлось изучение способности обезьян к совместным действиям в экспери­ментальных условиях. Это работы Вольфа (1937), Коулза (1937), Кроуфорда (1937) и Ниссена(1931).

Вольф провел исследование над шестью шимпанзе в возрасте от 2 до 6 лет в лаборато­рии Иельского университета. В его опытах обезьяны научились обменивать жетоны (крас­ные, желтые, синие, голубые, белые, чер­ные и медные кружочки диаметром 3, 75 см) на различные виды корма.

После предварительной адаптации обезь­яны к жетонам опыты были проведены в сле­дующем порядке: 1) получив жетон, обезья­на немедленно обменивала его на пищу;

2) жетон обменивался на пищу через опре­деленный промежуток времени; 3) различные


 

жетоны обменивались на разную пищу; 4) шимпанзе в группе менялись жетонами и по­лучали по ним соответствующую пищу.

Экспериментатор установил в клетке ав­томат и на глазах у шимпанзе опускал жетон, после чего обезьяны получали из автомата подкорм. Постепенно обезьяны сами научи­лись действовать таким способом и доставать приманку. Этот навык они усваивали с раз­ной быстротой — от 1 до 277 проб.

В дальнейшем были проведены серии экс­периментов с различением жетонов. Напри­мер, белый жетон давал возможность полу­чить пищу. Обезьяны быстро научились выбирать из кучки белых и медных жетонов только белые. По синим жетонам выдавались две виноградные ягоды, по белым — одна, по медным — ничего. После 40—100 проб обе­зьяны использовали только синие жетоны. Они научились также пользоваться различными жетонами для получения пищи или воды, для самостоятельного открывания двери в клетку или в комнату для игр. В дальнейшем обезья­ны были поставлены в условия, когда жето­ны нужно было подтягивать, с силой вращая колесо, связанное посредством особой верев­ки с грузом. При этом животные должны были помогать друг другу: одни вращали колесо, другие доставали жетоны. Наконец, получая разные жетоны, предназначенные для разных автоматов, обезьяны меняли их друг у друга, подбирая соответственно своим потребностям.

Автор крайне антропоморфически объяс­няет результаты своих опытов. Он полагает, что обезьяны добывают жетоны, которые яв­ляются своеобразными " деньгами", т.е. зна­ками стоимости. В некоторых случаях они " за­рабатывают" жетоны, выполняя " тяжелую работу" (вращая колесо). Они также обмени­ваются жетонами, т. е. занимаются свое­образной " торговлей". Автор не только наде­ляет своих подопытных высокоразвитым интеллектом, но и находит у них социальное поведение, свойственное людям, живущим в условиях определенного общественного строя. Он неправомерно рассматривает коллектив­ную деятельность шимпанзе с точки зрения человеческих понятий о взаимопомощи, день­гах, работе, заработке и торговле.

Более скромные, но также ошибочные выводы делает в аналогичном исследовании Коулз, использовавший, впрочем, и более элементарные методические установки. Опы­ты Коулза проведены в лаборатории Иельс­кого университета над пятью шимпанзе в воз­расте от 4, 5 до 9 лет. Как и у Вольфа, шимпанзе


Формы сотрудничества и взаимопомощи в стаде обезьян 241


Коулза сначала " выполняли работу": подтяги­вали жетоны (до 10—30 жетонов) и потом, опуская их в ящик, получали пишу. При этом Коулз исследовал, каким образом обезьяны научились: 1) выбирать ящик слева или спра­ва; 2) выбирать один определенный ящик из пяти; 3) различать величину, форму и цвет и 4) использовать жетоны при длительных от­срочках. Коулз приходит к выводу, что обезь­яны научились использовать жетоны для по­лучения пищи: обезьяны хорошо различали жетоны, дающие возможность овладеть пи­щевой приманкой. Жетоны, после манипуля­ций с которыми пища выдавалась немедлен­но, использовались ими в процессе научения чаще, чем жетоны, за которые еда выдава­лась спустя некоторое время (при отсрочен­ных реакциях).

Кроуфорд (1937) провел исследование над двумя шимпанзе, которые находились в смеж­ных клетках и могли подтягивать приманку каж­дая для другой, но не для себя. Обезьяна тянула веревку и тем самым придвигала рычаг с чаш­кой и приманкой к клетке своей соседки.

Подобное же исследование совместных действий шимпанзе провели Ниссен и Кроу­форд, наблюдавшие " взаимопомощь" и " взаимозависимость" при распределении пи­щи между молодыми животными. Они стави­ли опыты над шимпанзе по трем методикам:

1) подтягивание ящика с пищей по горизон­тальной плоскости посредством двух веревок;

2) втягивание ящика с пищей снизу вверх по­средством двух веревок: 3) совместное доста-вание приманки из ящика.

Наиболее простыми для наблюдения ока­зались опыты по первой методике. Экспери­менты были проведены над 7 парами обезьян. Авторы приходят к выводу, что шимпанзе кооперировали свои действия, научились ко­ординировать их и призывать друг друга к дей­ствиям знаками и звуками. Ожидание действия партнера и координирование движений про­исходило без указаний экспериментатора и без предварительной тренировки. Опыты Вольфа, Коулза, Ниссена и Кроуфорда вызвали боль­шой интерес у специалистов и послужили одним из оснований для антропоморфичес­ких обобщений Иеркса в плане биологичес-юго обоснования экономических отношений в классовом обществе.

Н.Н. Ладыгина-Коте некоторые опыты проводила по методу " выбора на образец";

обезьяна сотрудничала с человеком бескорыстно, ради одного контакта с воспитательни­цей. Нас поразил тот факт, что подопытный


 

шимпанзе охотно отдавал в руки эксперимен­татора различные предметы в обмен на дру­гие. Исследовательница находила, по-видимо­му, что такое поведение обезьяны вполне естественно, и потому на нем не останавли­вается. Между тем при изучении поведения га­мадрилов мы отмечали как одну из их особен­ностей чрезвычайно отрицательную реакцию на всякие попытки других обезьян или чело­века взять из их рук какой-нибудь предмет. Ценность самого предмета при этом часто не играет никакой роли: камешек, щепку, нитку животные отдавали лишь под угрозой или при насилии. Чем энергичнее было стремление ото­брать предмет, тем настойчивее он удержи­вался его обладателем. Многие авторы назы­вают такое поведение " инстинктом собственничества" или " присвоения".

Нами была предпринята попытка перевос­питания этой реакции с тем, чтобы добиться от обезьян добровольной отдачи предмета че­ловеку, а затем и члену стада в обмен на дру­гой предмет. Опыты были начаты в 1940 г. с подростками, воспитанниками " яслей" — Амуром, Гольцом и Кетой. Казалось, что мож­но будет достичь цели прямым путем. Обезья­не давали кубики и короткие палочки разных цветов. После того, как ориентировочный реф­лекс на них угасал, ей снова давали подоб­ные же палочки и кубики. Одновременно мы пытались взять тот предмет, который был у нее в руках. Но здесь нас постигла неудача:

обезьяна все охотно брала, но решительно отказывалась отдавать в обмен свои палочки и кубики. Приводим ниже несколько прото­колов, характеризующих это поведение обе­зьян.

16 IV 1940 г. Амуру дана короткая палочка. Берет, залезает с ней на полку, грызет. Экспе­риментатор показывает вторую палочку в пра­вой руке, а левую протягивает Амуру, чтобы получить в обмен первую. Амур подбегает и протягивает руку за второй палкой, а первую прячет за спину.

Показывается зеленый шарик. Амур пытает­ся его взять, но свою палку прячет за спину.

Предъявляется большая палка. Амур отно­сится к ней с интересом. Пытается взять, пря­ча свою палку за спину. Кладет ее на пол. От­влекается. Экспериментатор пытается взять его палку. Амур тотчас отодвигает ее дальше (проявление интереса к брошенному предмету со стороны экспериментатора восстанавлива­ет устремление к нему животного).

Амуру дана пробка-предохранитель. Обню­хивает ее, вертит. Положил, прижимает к полу


242 НА. Тих


ступнями ног. В это время экспериментатор протягивает руку к палке. Амур вскакивает, хватает палку и с криком отбегает. Роняет пробку, экспериментатор поднимает ее. Амур подходит за пробкой, держа палочку за спиной. Экспериментатор схватывает через сетку его палку. Амур с криком вырывает ее и убегает. Возвращается, садится поблизости от экспе­риментатора, грызет палку, водит ею по сет­ке, трет по полу.

Предъявляется пробка. Амур протягивает за ней руку, пытается вырвать. Экспериментатор в свою очередь протягивает руку за его палоч­кой. Он кричит, прячет палку назад за спину.

" Обыскивает " руку экспериментатора пра­вой рукой, а левую с палкой держит за спиной.

16 IV 1940 г. Гольцу дана в руки палочка. Уходит с ней в сторону, грызет. Предъявляет­ся шарик. Голец не подходит. Его палка слу­чайно застряла в сетке и экспериментатор берет ее, а взамен дает свою. Голец относится к этому сравнительно спокойно, ходит с ней по клетке, грызет то с одного, то с другого конца. Уходит вглубь клетки.

Подходит к экспериментатору. Тот предъявляет ему маленькую палочку, протягивая руку для обмена. Голец убегает.

Предъявляется зеленый шарик. Голец подхо­дит, пытается взять. Но как только экспери­ментатор протягивает руку за его палочкой, убегает. Грызет палку, трет ее о пол, прижи­мает к себе.

Предъявляется желтый шарик. Голец под­бегает к экспериментатору, тянется за ша­риком, но при попытке последнего получить в обмен палочку, убегает.

Предъявляется большая палка. Голец подхо­дит, пытается взять, схватившись за нее ру­кой. Экспериментатор в свою очередь берет его палочку. Голец сопротивляется. Но когда па­лочка была у него отнята, а взамен дана боль­шая палка, он успокоился.

Как видно из приведенных протоколов, обезьяны оказывают интенсивное сопротив­ление при попытке экспериментатора запо­лучить принадлежащий им предмет незави­симо от того, находится ли он у них в руках или лежит на полу. Они не отдают своих предметов даже в обмен на более привлека­тельные.

Ввиду того что несколько десятков подоб­ных опытов не привели к положительным результатам (обезьянки продолжали упорно отказываться от добровольного обмена), ре­шено было изменить методику и подойти к выполнению задачи последовательными эта­






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.