Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое положительное подкрепление






Положительное подкрепление — это собы­тие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия.

Запомните это положение. В нем заложен секрет успешного обучения.

Существуют два вида подкрепления: по­ложительное и отрицательное. Положительное подкрепление — это нечто, желаемое субъек­том: пища, ласка или похвала. Негативное под­крепление — это то, чего субъект хотел бы избежать: шлепок, нахмуривание бровей, неприятный звук (предупреждающий зуммер в машинах, который раздается, если вы забы­ли пристегнуть ремень безопасности, — это отрицательное подкрепление).

Поведение, которое уже встречается, вне зависимости от того, насколько оно спора­дично, всегда можно усилить с помощью по­ложительного подкрепления. Если вы зовете щенка, и он подходит к вам, а вы его ласка­ете, то в дальнейшем подход щенка на зов становится, все более и более надежным даже безо всякого другого обучения. Предположим, что вы хотите, чтобы кто-то позвонил вам — ваш отпрыск, родитель или любимый. Если он или она не звонит, то тогда уж ничего не поделаешь. Самое главное в обучении с под­креплением то, что вы не можете подкрепить поведение, которое не встречается. С другой стороны, если вы всегда проявляете радость, когда любимые вам звонят, то это значит, что их поведение положительно подкрепляется, вероятность частоты их звонков, очевидно, увеличится. Конечно, если вы примените от­рицательное подкрепление — " Почему ты не позвонил, почему я должна тебе звонить, ты мне никогда не звонишь" и т.д., замечания, которые вызывают раздражение, — вы созда­ете ситуацию, при которой звонящий избе­гает неприятностей тем, что не звонит; фак­тически вы обучаете их не звонить.

Простое введение положительного под­крепления за поведение является наиболее элементарной частью этого вида обучения. В научной психологической литературе встреча­ются такие выражения: " Были использованы поведенческие методики" или " Проблема была решена с помощью поведенческого под­хода". Обыкновенно это означает, что они


 

отдают предпочтение положительному под­креплению перед другими использованными ими методами. Это совсем не означает, что они использовали весь арсенал приемов, описанных в этой книге; они могут и не знать о них.

Однако введение положительного под­крепления часто является единственно необ­ходимым мероприятием. Кстати, например, наиболее действенный способ приучить ре­бенка не мочиться в постель — лично похва­лить его и выразить свое удовольствие, если утром простынки оказались сухими.

Положительное подкрепление можно при­менить и к себе. В Шекспировской студии, которую я в свое время посещала, я встрети­ла юриста с Уолл-стрит, которому было под пятьдесят и который был страстным любите­лем игры в сквош (игра, в которую играют ракетками и мягким мячом в закрытых кор­тах). Однажды он услышал, как я рассказы­ваю об обучении, и уходя заметил, что мож­но испробовать положительное подкрепление на его игре в сквош. Вместо того, чтобы как обычно сокрушаться об ошибках, он попро­бует вознаграждать себя за хорошие удары.

Через две недели я снова встретила его. " Как сквош? " — спросила я. На его лице по­явилось выражение заинтересованности и ра­дости, что нечасто бывает с юристами с Уолл-стрит.

" Сначала я чувствовал себя жутким дура­ком, — ответил он, — говоря: " Хорошо, Пит, молодец! " при каждом удачном ударе. Черт возьми, когда я тренировался один, я даже поглаживал себя по спине. Но затем моя игра начала улучшаться. И сейчас я на четыре ран­га выше в клубной лестнице, чем был когда-либо раньше. Я побеждаю тех, у которых преж­де не мог выиграть даже очко. И получаю гораздо больше удовольствия. С тех пор как я не ору на себя все время, я не кончаю игру злым и разочарованным. Если удар не полу­чился, ничего страшного, следующие будут хорошими. И я обнаруживаю, что мне просто смешно, когда кто-нибудь другой делает ошиб­ку, бесится, бросает ракетку — я знаю, что это не улучшит его игру, я только улыбаюсь.

Какой жестокий противник. И это сразу же как только перешел на положительное подкрепление.

Подкрепление относительно, не абсолют­но. Дождь является положительным подкреп­лением для уток, отрицательным для кошек, довольно безразличен, по крайней мере во влажную погоду, для коров. Пища не являет­ся положительным подкреплением, если вы


186 К. Прайор


сыты. Улыбки и похвалы могут быть непри­годными в качестве подкрепления, если субъ­ект хочет вывести вас из себя. В качестве под­крепления надо выбирать нечто желаемое субъектом.

Для любой тренировочной ситуации по­лезно иметь набор подкреплений. В океанари­умах " Жизнь моря" касаток подкрепляют множеством способов: рыбой (их пища), поглаживанием или почесыванием различных частей тела, вниманием окружающих, игруш­ками и т.д. Все представления — это действия, при которых животное никогда не знает, ка­кое поведение будет подкреплено в следую­щий раз и каким будет подкрепление; эти " сюрпризы" так интересны для животных, что представления могут идти почти без стандар­тных подкреплений рыбой; животные полу­чают пищу в конце дня. Необходимость по­стоянного перехода от одного подкрепления к другому увлекательна и интересна и для тренеров.

Положительное подкрепление приносит пользу и при взаимоотношениях между людь­ми. Оно лежит в основе искусства делать по­дарки: точно угадать, что будет иметь подкреп­ляющее действие (правильный выбор является подкреплением и для делающего подарок). <..->

В нашем мире человек, выработавший в себе наблюдательность в отношении положи­тельного подкрепления, имеет большие пре­имущества перед другими. Как мать, я сдела­ла все, чтоб мои сыновья научились делать подарки. Например, однажды, когда они были еще маленькими — семь и пять лет, я повела их в довольно фешенебельный магазин и пред­ложила каждому выбрать по платью для их младшей сестренки. Им понравилось, разва­лясь в плюшевых креслах, одобрять или не одобрять платья, которые она примеряла, как нравится какому-нибудь миллионеру помогать своей подружке выбирать норковую шубку. Их маленькая сестренка тоже получила удоволь­ствие. Так, благодаря этому и подобным уп­ражнениям, урок был усвоен: как по-настоя­щему проникнуться интересом к тому, чего хочет другой человек, как находить радость в поисках положительного подкрепления для тех, кого любишь. <...>






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.