Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ориентацией






Еще в 1929 г. Лешли сообщил о случае с парой своих крыс, которых после того, как они выучили расположение коридоров в лабирин­те, заставляли подняться на крышу около пус­ковой камеры. Они поднимались и бежали по


 

крыше к цели, где спускались вниз и ели. Другие исследователи сообщали близкие к этим данные. Все эти наблюдения предпола­гают, что у крысы в действительности обра­зуются широкие пространственные карты, которые включают больше, чем только одни выученные определенные участки ситуации. Теперь необходимо описать эксперименты, в которых эти предположения подвергались дальнейшей проверке.

г

Рис. 12. Установка для предварительной тренировки (по Толмену, Ричу и Калишу, 1946)

В первом эксперименте Толмен, Рич и Калиш (в действительности Рич и Калиш) использовали установку, изображенную на рис. 12. Это был поднятый над землей лаби­ринт. Животное бежало от пункта А, пересе­кало открытую круглую площадку, затем че­рез коридор CD (у которого были стены) и, наконец, в пункт G, где была пища. Н — свет, который падал прямо на участок от G до F. Через 4 дня, по 3 упражнения каждый день, когда крысы научались бежать прямо и без колебаний от А к G, установку переделывали, так, что она приобретала вид солнечного дис­ка с лучами (рис. 13). Пусковая камера и круг' лая площадка оставались без изменения, но была добавлена серия радиальных участков. Животные также стартовали от пункта А и бежали через круглую площадку в коридор и оказывались там запертыми. Тогда они воз­вращались на круглую площадку и начинали исследовать практически все радиальные уча-


Когнитивные карты у крыс и у человека 179


стки. После захода в любой участок только на несколько сантиметров каждая крыса выби­рала наконец один, который пробегала весь. Процент крыс, окончательно выбирающих один из длинных участков (от 1-го до 12-го), представлен на рис. 14. Кажется, что пре­обладающей тенденцией был выбор участка № 6, который находился всего на 4 дюйма впереди от участка, имеющего выход к кор­мушке. Был еще только один участок, кото­рый выбирался с некоторой заметной час­тотой. Это участок № 1, тот, который был расположен перпендикулярно к стороне, на которой находилась пища.

Рис. 13. Установка, используемая в ос­новном опыте

участки

Рис. 14. Число крыс, выбирающих каждый из участков лабиринта


 

Данные результаты, по-видимому, пока­зывают, что в этом эксперименте крысы не только научались быстро пробегать по перво­начальному пути, но и, когда этот путь был закрыт, а радиальные участки открыты, на­учались выбирать маршрут, непосредственно направленный к месту, где была пиша, или по крайней мере перпендикулярный к той стороне, на которой находилась пища.

•Т

I——клетка с крысами ——

Рис.15(по Ричу)

Клетка с крысами

Рис. 16 (по Ричу)

В качестве результата этого первоначаль­ного научения крысы приобрели, по-види­мому, не узкую карту, ведущую к результату и содержащую данные о первоначально выу­ченном определенном участке, ведущем к пище, но скорее широкую всестороннюю кар­ту, в которой пища была локализована в оп­ределенном направлении в пространстве ла­биринта.


 

Э. Толмен

 



8.9%

 

участки






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.