Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Красное пятнышко воздействует цветом и контрастностью






В первую очередь нам следовало установить, обязательно ли пятнышко должно быть крас­ным или сойдет любое пятно другого, более


 

темного, чем клюв, цвета. На это нас натолк­нуло равнодушие насиживающих птиц к цве­ту яиц, в чем мы уже успели убедиться. Мы изготовили из картона серию плоских моде­лей головы серебристой чайки в натуральную величину. Одну модель мы покрасили в естественный цвет, хотя и довольно прибли­зительно. Клюв был желтым, без каких-либо деталей, кроме красного пятнышка. Другие модели отличались от этой только цветом пятнышка: одно было черным, другое — си­ним, а одно — так даже белым. Ну, и конеч­но, на одной модели пятнышка не было вовсе. Вооружившись таким пособием, мы взяли не­сколько птенцов, только что вышедших из яйца. Поскольку вылупившихся птенцов ро­дители греют, пока они не высохнут, мы не сомневались, что еще не обсохший птенец не успел узнать на опыте, чем является для него родительский клюв.

Сначала мы предлагали птенцам наши модели прямо в гнезде. Кое-какие реакции мы получили, но очень мало, так как птенцы прижимались к стенкам гнезда и замирали — вероятно, потому, что взрослые птицы, кру­жась у нас над головами, непрерывно испус­кали " крики тревоги". Тогда мы решили заб­рать птенцов в какое-нибудь спокойное место за пределами колонии. А чтобы пролетающие чайки своими криками не мешали нашей ра­боте, мы поставили палатку, где и располо­жились со всеми удобствами. <...>

И вот мы предложили птенцу одну из на­ших моделей. Чтобы стимулировать побужде­ние клевать, мы всегда начинали эксперимент с того, что трижды испускали мяукающий крик взрослой чайки. Затем модель подноси­ли к птенцу и чуть-чуть покачивали. Один наблюдатель следил за временем и сообщал нам, когда истекали тридцать секунд, другой записывал число клевков. Затем птенца воз­вращали приемной матери, которая тут же выдавала нам следующего птенца, и ему предъявлялась другая модель. Потом наступа­ла очередь третьего птенца и так далее, пока каждый из них не получал возможности про­демонстрировать свою реакцию на каждую модель. Когда работа шла с тремя птенцами и шестью моделями, это означало серию из 48 экспериментов по 30 секунд каждый. Непре­рывная смена моделей была необходима, по­тому что лучше всего птенцы реагировали при первой пробе, затем реакция становилась все более вялой. Позже, проголодавшись, они вновь начинали реагировать лучше. Таким об­разом, если бы мы предъявляли всем птен-


цам при первой пробе одну и ту же модель, она получила бы больше реакций, чем того заслуживала. А потому нам приходилось тща­тельно следить за тем, чтобы шансы у всех моделей были равны.

Смотреть, как птенцы клюют модели, — занятие чрезвычайно увлекательное. Они долго следили глазами за ее движениями и вдруг клевали. Иногда они сжимали клювиком кон­чик клюва модели, и слюна портила наших картонных чаек. Иногда же, не удержавшись от соблазна, мы проводили одновременно и другие опыты, например подражали крику " хахаха". При этом птенцы припадали к зем­ле или отбегали к какому-нибудь укрытию и прижимались там. Пугливостью они не отли­чались и в качестве укрытия обычно избира­ли кого-нибудь из нас. До тех пор пока их дер­жали в тепле и уюте, они не испражнялись. Но когда с ними начинали работать, иной раз случались мелкие неприятности. Мы об­наружили также, что можем подозвать птен­цов, имитируя мяукающий крик. Несколько раз мы заставляли их бегать из угла в угол, мяукая по очереди. Удивительно интересны­ми были эти крошки!

После того как они вносили свою — и весь­ма существенную! — лепту в наши исследо­вания, их возвращали в родные гнезда, где


 

Н. Тинберген

они скоро получали сытный обед.

Реакции на модели первого набора разде­лились, как показано на рис. 1. Первый вывод был просто подтверждением работы Гете -модель с красным пятном вызывала гораздо больше реакций, чем модель с чисто желтым клювом. Но и другие цвета вызывали много реакций — черный, синий и даже белый! Это показывает, что птенца стимулирует контраст между пятном и общим цветом клюва. Одна­ко, если бы воздействовал только контраст, черное пятно получило бы больше реакций, чем красное, так как черный цвет контраст­нее по отношению к желтому, чем красный. И мы были вынуждены прийти к выводу, что красное пятно воздействует и своим цветом, и своей контрастностью. <...>






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.