Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнение в химическом отношении различных частей листьев липы и желатина 7 страница







 

Н.Н. Мешкова, М.И. Шутова

Во втором варианте развития событий про­изошедшее изменение ситуации таково, что получаемое зверьком чувственное впечатление если и актуализируется в образе восприятия, то не настолько, чтобы ситуация " открылась" животному в той степени, которая необходима для узнавания произошедшего изменения и для срочной перестройки поведения. В этом случае (и только в этом!) ситуация воспри­нимается как по-настоящему новая. Здесь из-за неопределенности отсутствует опережающее отражение событий, в отличие от случая, ког­да неожиданно изменившаяся ситуация узна­ется животным.

Считается, что значительные изменения в ситуации, а тем более радикально новая обстановка чаще всего воспринимаются жи­вотными как опасные, пугающие, и они стремятся покинуть их; при незначительных изменениях обычно развертывается ориен­тировочно-исследовательская деятельность (Хайнд, 1975). Ниже мы покажем, что такое утверждение по отношению к серым крысам по меньшей мере спорно. Имеются данные, показывающие, что даже внешне незначи­тельные изменения ситуации могут вызвать у них длительное избегание (проявление нео­фобии), но в других обстоятельствах эти же изменения стимулируют быстрое появление ориентировочно-исследовательской деятель­ности.

Такая особенность наглядно проявляется в поведении серых крыс по отношению к но­вым предметам, оказавшимся на освоенной территории. Если новый предмет (небольшой ящик, метлу) положить на тропе, которой пользуются животные, они на несколько ча­сов, а иногда дней прекращают движение по ней (Лялин, 1974; Barnett, 1963). То же самое происходит, если ловушку с приманкой раз­местить в непосредственной близости от тро­пы (наблюдение авторов). Но, поставив ее в том месте, где пасюки привыкли кормиться, можно наблюдать, что они очень скоро начи­нают подходить к ней. Когда однажды в спе­циальные кормушки (незнакомые ранее кры­сам) разложили приманку и расставили в местах, где пасюки обычно кормились, то под­ходы зверьков к новым кормушкам начали отмечать уже через 30 мин (Полежаев, 1974). В другом опыте диким серым крысам, содер­жавшимся в клетках, корм вместо привычных кормушек был предложен в новых. Оказалось, что в этом случае животные избегали брать корм из них, предпочитая голодать сутки и более (Barnett, 1963).


Особенности психической деятельности серой крысы 87


Мы проверяли в условиях вольеры степень выраженности неофобии в зависимости от ос­военности территории (Мешкова, 1985). По отношению к предмету (маленькому цветоч­ному горшку из полиэтилена), внесенному в вольеру до вселения в нее крыс, неофобия не проявлялась — животные обследовали его наря­ду с другими предметными компонентами но­вой обстановки. Увидев на расстоянии горшок (обычно через 5 — 10 мин пребывания в волье­ре), зверьки делали в его направлении ори­ентировочную стойку, сразу же подходили к нему, но обследовали всего несколько се­кунд — обнюхивали, прикасались вибрисса-ми. В дальнейшем они подходили к горшку еще несколько раз, также на короткое время, после чего интерес к нему полностью угасал. К кон­цу второго часа освоения вольеры крысы про­ходили мимо горшка, не останавливаясь. В этом случае с начала формирования психического образа нового пространства в нем находил от­ражение и чувственно-двигательный опыт, по­лученный в отношении данного предмета.

Если горшок вносили через два часа после вселения крыс (в период их отдыха, незамет­но для них), то неофобия проявлялась уже достаточно отчетливо. Зверьки быстро, прак­тически сразу после возобновления активнос­ти, замечали появившийся предмет, делали в направлении него одну или несколько ориен­тировочных стоек, но не подходили. Самые активные особи начинали приближение к гор­шку через несколько минут, а остальные — значительно позже, в отдельных случаях че­рез 35 и 55 мин. после его обнаружения. В то же время, продолжая обследование вольеры, они неоднократно останавливались в разных мес­тах и делали ориентировочные стойки в на­правлении горшка. При подходе к нему замед­ляли движение, переходили на " стелящийся" шаг, обследовали дольше (в 2, 5 раза), чем в первом случае, но их действия не отличались от описанных выше — те же обнюхивания, ощупывание вибриссами, изредка покусыва­ние предмета. Интерес к нему падал после не­скольких подходов. Здесь появление неофобии связано с тем, что в течение первых двух ча­сов пребывания в вольере, когда развернулась интенсивная ориентировочно-исследователь­ская деятельность, психический образ нового окружения уже начал формироваться. В нем нашло отражение то, что находилось в волье­ре — предметные компоненты, их взаимное расположение, некоторые свойства имевших­ся предметов, которые уже узнавались живот­ными. С внесением нового предмета возникло


 

рассогласование между тем, что уже представ­лено в образе и новым чувственным впечат­лением, что и вызвало сначала избегание пред­мета, а затем более продолжительное, хотя и поверхностное обследование его.

Если горшок вносили в вольеру через двое суток после вселения в нее крыс, то неофобия была выражена очень сильно. Избегая подходить к нему, животные резко увеличивали локомо­торную активность, часто принимали ориентиро­вочные стойки в его направлении. Особенно характерным был " взрыв" поведенческих ак­тов с четкими признаками смещенной актив­ности — появились агрессивные взаимодей­ствия, половое поведение, более чем в три раза участились акты комфортного поведения. После более или менее продолжительного избегания крысы начинали подходить и обследовать пред­мет, причем продолжительность контактов с ним была в 11, 4 раза дольше чем в первом слу­чае. Сами же действия отличались значительным разнообразием — имели место не только повер­хностное обследование, но и грызение, перека­тывание, влезание на предмет, мечение мочой. Столь сильно выраженную неофобию, равно как и последующее интенсивное обследование но­вого предмета, мы связываем с теми законо­мерными изменениями в психическом отраже­нии окружающего пространства, которые происходят, когда животные не только обсле­дуют, но и начинают использовать его в пов­седневной жизнедеятельности. В этом случае, особенно если занимаемое пространство неве­лико, а изменения в нем минимальны, в обра­зе восприятия будущее положение вещей в ок­ружении животного представлено с большой вероятностью и деятельность животного преду­готовлена на достаточно большой отрезок вре­мени. Появление предмета в стабильном, прак­тически не изменявшемся до этого пространстве вызывает поэтому сильное рассогласование меж­ду образом ситуации в момент перед тем, как животное увидело предмет, и чувственным впе­чатлением от него. То, что следует за этим, в том числе и усиление локомоторной активнос­ти, учащение ориентировочных стоек, интен­сивное обследование предмета — обеспечивает быстрое получение чувственно-двигательного опыта в отношении элемента новизны и вклю­чение его в психический образ изменившейся обстановки^...>

Характер поведения в ответ на появление предмета на освоенной территории зависит от прошлого опыта, а также от индивидуальных особенностей крыс. В наших опытах с предъяв­лением различных небольших предметов, ко-


88 Н.Н. Мешкова, М.И. Шутова


торые помещали в центр предварительно ос­военного крысами (все зверьки были одного возраста, 6—7 мес.) " открытого поля", при­мерно в 14% случаев животные вообще избе­гали приближаться к ним, а в 15% случаев — ограничивались ощупыванием предмета виб-риссами. Наряду с такими особями были зверь­ки, которые очень быстро, практически сразу после обнаружения нового предмета, подхо­дили к нему и начинали активно его обследо­вать (Мешкова, 1985). Имеются данные о том, что старые крысы-самцы особенно чутко реа­гируют на малейшие изменения в привычной обстановке, ведут себя настороженно и могут вовсе не подходить к появившимся предметам (Кузякин, 1963).

На поведение крысы оказывает влияние и наблюдение за действиями другой особи в этой ситуации. Результатом такого наблюдения мо­жет быть как избегание нового предмета, так и быстрое, основанное на способности крыс к подражанию, включение его в приспосо-бительную деятельность. Например, А.И. Ми­лютин отметил, что вслед за крысой, попав­шей в вершу и сумевшей выбраться из нее, очень скоро другие особи перестают бояться этой ловушки. Более того, подражая, они ос­ваивают способ выхода из нее и начинают пользоваться ею в качестве кормушки (личное сообщение).

Следовательно, говоря о поведении пасю­ков в ситуациях новизны, а тем более при про­гнозировании их поведения в таких ситуаци­ях, нельзя, как это иногда делают, принимать во внимание только степень физического из­менения обстановки. Как мы пытались пока­зать, характер поведенческих ответов пасюков на появление нового предмета на освоенной ими территории (а также на изменение распо­ложения старых) может определяться рядом дополнительных обстоятельств: 1) особенно­стями использования того участка территории, где произошло изменение, 2) размерами территории, 3) степенью ее освоенности,

4) индивидуальными особенностями крыс,

5) их возрастом и опытом встреч со сходными ситуациями. Все эти обстоятельства влияют на восприятие животным возникшей ситуации и, соответственно, на ее оценку. В результате каж­дому животному обстановка с одним и тем же физическим изменением открывается в образе восприятия, по-своему, и по-разному может строиться на этой основе последующее поведение. <...>

Рассмотрим теперь процесс непосредствен­ного, контактного ознакомления крыс с но­


выми предметами. В своих опытах (Мешкова, 1981) мы предлагали животным, предвари­тельно освоившим " открытое поле", различ­ные новые биологически " нейтральные" предметы небольших размеров — бечевку, де­ревянную палочку, комки и листы фольги, бумаги, целлофана, ткань, камень-голыш, пробку, трубки из различного материала и др. Крысы проявляли большую заинтересован­ность — во время 15-минутного опыта подхо­дили к каждому из трех, помещенных в центре " поля" предметов от 1 до 13 раз, осуществляя за один подход от 1 до 10 последовательных дей­ствий с ним. Ранее другими авторами было показано, что серая крыса значительно пре­восходит других грызунов по степени разви­тия манипуляционной активности (Дерягина, 1980; Махмутова, 1983). Ее отличает разнооб­разие способов фиксации предметов, действий с ними, высокая степень использования пе­редних конечностей при обращении с предме­тами, и намечающаяся тенденция к изолиро­ванным движениям пальцев. Примечательно, что по числу способов фиксации серая крыса приближается к бурому медведю, известному своими разнообразными манипуляциями с предметами (Фабри, 1980). В наших опытах крысы продемонстрировали 23 различных дей­ствия, в том числе относящиеся к поверхнос­тному и деструктивному обследованию, пе­ремещению по вертикали и горизонтали, а также мечение.

При анализе ориентировочно-исследова­тельской деятельности крыс по отношению к новым предметам было выявлено, что внача­ле они действуют со всеми предметами прак­тически одинаково — ощупывают вибрисса-ми, обнюхивают, покусывают. Но вслед за этим животные начинают выполнять такие действия по отношению к каждому из пред­метов, характер которых отвечает их опреде­ленным свойствам. Например, зверьки подни­мали, вращали, грызли, переносили в зубах только мягкие и легкие предметы; пытались перекатывать концом морды от себя или передними конечностями к себе объемные предметы; только совсем плоские предметы поднимали с пола зубами, не пытаясь помочь себе передними конечностями. Сопоставив последовательно осуществляемые крысами дей­ствия друг с другом и с их внешними результа­тами, а также соотнеся то и другое с конкрет­ными свойствами предметов, мы обнаружили, что обследование разворачивается под опреде­ляющим влиянием собственного чувственно-двигательного опыта, получаемого по ходу


Особенности психической деятельности серой крысы 89


обращения с предметом. Оказывая на предмет различные воздействия, животные замечают результаты своих действий. Благодаря этому достоянием психического образа становятся определенные пространственные особенности предметов, свойства их поверхности, подат­ливость к тем или иным воздействиям. Уста­новлено, что крысы способны обращать вни­мание на производимые ими изменения в предметах, на отсутствие изменений, могут связывать это с собственными действиями. Ориентируясь на опыт, полученный в отно­шении предметов, крысы прекращали дей­ствия, не вызывавшие изменений в предме­тах, и учащали, усиливали действия, которыми эти изменения достигались. А поскольку, под­вергаясь различным пробующим действиям, предмет, как известно, поддается лишь тем, которые соответствуют определенным его свой­ствам, то таким образом достигается эффект сохранения действий, адекватных свойствам предмета. Например, при обследовании кам­ня-голыша, призмы из твердой древесины раз­ворачивалась настоящая поисковая деятель­ность. Животные перепробывали самые различные действия. Те из них, которые не соответствовали свойствам данных предметов, в частности, попытки поднять их с пола с по­мощью зубов и передних конечностей, гры-зение, не вызывавшие в предметах никаких изменений, быстро заменялись другими, в том числе теми, к которым предметы оказались податливы. Для камня-голыша такими действи­ями были перекатывание его от себя концом морды или к себе обеими передними конеч­ностями, для призмы — толкание ее передни­ми конечностями (" бульдозер"). Благодаря этим действиям крысы сравнительно быстро, через 15—30 минут после начала обследова­ния смогли переместить тяжелый камень-го­лыш, оказавшийся привлекательным для них, к стене " поля", или к клетке.

Следовательно, в ходе взаимодействия с новыми для крыс предметами происходило быстрое (если обследовались мягкие, легкие предметы) или более медленное, проходящее через стадию активного поиска (если обследо­вались тяжелые, твердые предметы) приспо­собление к их конкретным особенностям. При­обретенный крысой чувственно-двигательный опыт в отношении определенного предмета позволяет ей узнавать его при встрече, а зна­чит, и действовать с ним соответственно его свойствам. Манипуляционная активность се­рой крысы выполняет, как мы видим, важ­ную познавательную функцию. Без активного


 

взаимодействия с предметами антропогенной среды свойства последних остаются скрытыми для животного и они не могут быть адекватно использованы в приспособительной деятель­ности. Существует зависимость между осо­бенностями манипуляционной активности животных и качеством отражаемого ими в пред­метах (Фабри, 1976). Чем сложнее и разнооб­разнее действия с ними, тем полнее (разуме­ется, в рамках биологических потребностей вида) животные могут отразить свойства пред­метов.

Мы полагаем, что способность крыс ори­ентироваться на опыт, получаемый по ходу обращения с предметом, чутко реагировать на податливость его к осуществлявшимся воздей­ствиям, в сочетании с широкими манипуля-ционными возможностями и является тем пси­хологическим механизмом, благодаря которому стала возможной столь высокая экологическая пластичность пасюков в отно­шении включения предметов среды в свою повседневную жизнедеятельность. Как иначе можно объяснить факты, касающиеся способ­ностей крыс, которые они проявляют, добы­вая исключительно разнообразные пищевые объекты. Известно, например, что зверьки, обнаружив запасенные человеком продукты питания, такие как яйца, яблоки, картофель, ухитряются за короткий срок переместить их в свои убежища (Лялин, 1974; Сурков, 1986, и др.). Сделать это они могут только на основе выяснения определенного свойства данных про­дуктов, отраженного при взаимодействии с ними, а именно при определении возможности быть перемещенными посредством перекатыва­ния или толкания перед собой, как это было описано выше в эксперименте. Кроме того, дол­жны быть отражены и пространственные осо­бенности расположения предмета, поскольку от этого зависит конкретный способ взаимодей­ствия с ним. Мы ранее уже приводили пример добывания крысами яиц из гнезд на птицефаб­риках и в частных птичниках, когда зверьки меняли свою тактику, ориентируясь на конк­ретные условия. То же касается питания пресно­водными моллюсками, при котором пасюк предварительно выясняет наиболее податливые к грызению места раковины.

Аналогичным образом, благодаря активно­сти, направленной на высвобождение из жи-воловки, крысы отражают податливость пру­тьев или запирающего механизма и быстро осваивают способ выхода из нее. Более того, они оказываются способными обращать вни­мание на результаты собственных действий с


90 Н.Н. Мешкова, М.И. Шутова


ловушкой, даже если они сопровождаются силь­ным пугающим эффектом. Пример этого — по­ведение крысы, которая научилась " разряжать" плашки, подсовывая под них морду и не бо­ясь громкого хлопка и резкого движения ло­вушки (Соколов, Карасева, 1985).<...>

Так же как с приматами и с хищными мле­копитающими, с грызунами, в частности, с крысами проводились опыты в проблемных клетках. Еще в 1927 году было показано (McDowgall, McDowgall, 1927), что они спо­собны, пытаясь выбраться из клетки, на­учиться открывать до 15 одинаковых крючков. Позднее были получены и другие доказатель­ства способности этих животных к решению манипуляционных задач в проблемных клет­ках (Thompson, Gallardo, 1984). В исследова­нии, проведенном Е.Н. Махмутовой (1983), крысы должны были научиться открывать в определенной последовательности четыре затвора, чтобы проникнуть из эксперименталь­ной камеры в свою жилую клетку. В ходе по­степенного усложнения манипуляционной задачи животные начали детально ориентиро­ваться в предметной обстановке, выделять су­ществующие зависимости; например, для под­нятия запирающего рычага, находящегося слева от выходного отверстия, зверек должен был опустить вниз брусок, висящий справа от него. Действуя с запирающими механизмами, крысы продемонстрировали богатый набор манипуляций, причем более чем в 60% случа­ях использовали для этого передние конечности. Поведение их в проблемной клетке имеет мно­го общего с тем, что наблюдается у животных других видов. Вначале они совершают мно­жество самых разных действий — обнюхивают и ощупывают вибриссами клетку, просовыва­ют передние конечности и вставляют резцы в щели, грызут стыки, выступающие части, роют пол. Оказываясь возле затвора и продол­жая действия, направленные на освобождение, делают то или иное движение, которое приво­дит к открыванию дверцы. С каждым разом диапазон движений уменьшается и очень ско­ро они концентрируются возле затвора и на нем самом. В результате действия, неадекват­ные ситуации, элиминируются и все точнее выделяются ее существенные предметные эле­менты. Но этого еще недостаточно. Животное должно в самом затворе выделить тот признак, ориентируясь на который, оно сможет сразу освободиться. Первый признак, который от­ражает животное в затворе — его подвижность, податливость к воздействиям. Еще Торндайк (Thorndik, 1898) отмечал, что после первого


 

успешного освобождения из клетки кошки уже во второй пробе начинали реагировать на лю­бой податливый элемент клетки, к которому они прикасались мордой или лапой. Выше мы отмечали, что крысы способны быстро заме­чать, при обследовании нового предмета, податливость его к производимым воздействи­ям. Так же быстро они реагируют на податли­вость запирающего механизма. В результате этой деятельности постепенно формируется отражение существенной части проблемной ситуации, что внешне выражается в ее направ­ленности именно на затвор. В дальнейшем — в деятельности же, через действия животного происходит выделение особенностей самого затвора — крыса начинает осуществлять не просто любые воздействия на затвор, раньше или позже приводящие к освобождению, но то именно воздействие, которое отвечает его конкретным особенностям, например, отки­дывает крючок, схватив его зубами движени­ем снизу вверх, встает на брусок передними лапами и тот опускается вниз, освобождая дверь и т.п. В проблемной клетке, следо­вательно, животное учится, на что нужно воз­действовать, иначе говоря, имеет место анализ предметных элементов ситуации, а также, как воздействовать, т.е. происходит анализ собствен­ных действий в ней. В результате образуется связь определенного движения с определенным эле­ментом проблемной ситуации. Это и представ­ляет собой элементарное знание затвора живот­ным (Анцыферова, 1961). К чему может привести эта особенность психической деятельности се­рой крысы, было упомянуто выше, где мы приводили примеры, когда крысы, обнаружив податливость отдельных прутьев или запира­ющего устройства живоловок, быстро нау­чились выходить из них и даже пользоваться ими как кормушками.

Имеется ряд работ, в которых получены факты, свидетельствующие о способности крыс к установлению связей между собственными действиями и изменениями в целостной пред­метной ситуации, приводящими к полезному результату. Известны опыты Ло Сенг Цая (1929, цит. по Тинберген, 1978), в которых крысы обучались доставать корм с помощью подтянутой ими лестницы. Задача, которая сто-^ яла перед крысой, заключалась в следующем:

" корм находился на второй полке от пола и, чтобы достать его, зверек должен сначала влезть по лестнице на первую полку, подтя­нуть лестницу за веревку так, чтобы та встала между первой и второй полками (веревка пе­рекинута через блок), и подняться по лестни-


Особенности психической деятельности серой крысы 91


це на вторую полку. Был подмечен интерес­ный момент в поведении крыс: поднявшись на первую полку, животное начинало тянуть за веревку передними лапами, а то и зубами;

потянув несколько раз, оно подходило к краю полки, свешивало голову вниз, смотрело на нижний конец лестницы и, убедившись, что он еще не достиг первой полки, продолжало тянуть за веревку. Близкое к этому поведение крыс наблюдалось одним из авторов (Н.Н. Мешковой) в другой эксперименталь­ной ситуации — когда зверьки, поднявшись по лестнице на полку, должны были научить­ся с помощью качелей перебираться на.дру­гую полку, где находился корм. Животные, потянув несколько раз за веревку, при­вязанную к качелям, приподнимались на зад­ние конечности и смотрели в их сторону. Если те еще не были подтянуты, крысы продолжа­ли перебирать веревку до того момента, пока край качелей не упирался в край полки и не заклинивался. Однако быстрому решению за­дачи препятствовало одно обстоятельство. Ка­чели, когда крыса переставала удерживать их за веревку зубами и передними конечностями (в момент приподнимания на задние конеч­ности), отъезжали под собственной тяжестью назад, увлекая за собой веревку, и животно­му приходилось заново начинать подтягива­ние. Удивительно адекватными были реакции крыс. Одна, например, веревку, подтягивае­мую зубами и одной передней конечностью, прижимала другой как прессом, а иногда, осу­ществляя визуальный контроль за движением качелей, уже не вставала на задние лапы, от­рывая передние от полки, а просто тянулась всем телом вверх, удерживая веревку под пе­редней конечностью. Другая крыса вообще пе­рестала зрительно контролировать переме­щение качелей, она перебирала зубами и лапой веревку, не отпуская ее до тех пор, пока не раздавался щелчок при заклинивании качелей у полки. Крыса быстро переходила на них, и качели под тяжестью животного снова прихо­дили в движение, перемещая его в сторону полки с пищей.

Хорошо известны опыты В. Келера (1930) с шимпанзе, которые доставали высоко под­вешенную приманку, пододвигая под нее ящик и даже строя из ящиков пирамиду. Срав­нительно недавно аналогичные опыты были проведены с крысами (Трошихин и др., 1979). Оказалось, что они способны самостоятельно научиться подтаскивать кубик, взявшись зу­бами за кольцо, прикрепленное к нему, к высоко расположенному кормовому столику,


 

и уже с кубика запрыгивать на этот столик за кормом. Авторы подробно описывают процесс двигательного анализа ситуации, осуществляв­шегося крысами, отмечают наличие постоян­ного зрительного контроля за изменениями в пространственном расположении кубика, пе­ремещаемого самими животными. Более того, когда условия опыта были изменены — вмес­то кубика дали несколько низких плоских ко­робочек — одна из всех подопытных крыс про­демонстрировала еще более сложное поведение. Она сначала подтащила к кормовому столику одну коробочку и пыталась с нее прыгнуть за кормом, затем через некоторое время подта­щила вторую и стала ее поднимать на первую. Однако получившаяся в результате конструк­ция оказалась очень неустойчивой. После ряда падений с нее крыса отказалась от попыток достать корм.

Обобщая имеющиеся данные о сложных формах поведения крыс, можно, следователь­но, заключить, что они способны в ходе собственной деятельности в новой для них предметной ситуации справляться с такими за­дачами, решение которых подготавливается действиями, лишенными сами по себе биоло­гической значимости (подтаскивание кубика, подтягивание лестницы, качелей, манипули­рование затвором). Биологическое значение этих действий устанавливается в результате отражения животными объективных отноше­ний между предметами. При этом особую роль приобретает способность крыс обращать вни­мание на то, что они делают, благодаря чему становится возможным отражение причинно-следственных отношений. Торндайк (Thomdik, 1898) считал, что усиление этой способности у животного и есть не что иное, как возраста­ние степени его интеллекта. Отражая взаимо­связь между своим поведением и изменения­ми в ситуации, в том числе и теми, которые явились результатом их собственных действий, крысы, как показано в ряде работ, способны предвидеть дальнейшее развитие событий и в соответствии с ним осуществлять те или иные действия. Например, в опытах Л.М. Дьяковой и др. сотрудников лаборатории Л. В. Крушинс-кого установлено, что пасюки способны к эк­страполяции направления перемещения кор­ма — они при первом предъявлении задачи в 82% случаев обходят ширму в направлении движения кормушки (Крушинский, 1977). В других экспериментах (Self, Gaffan, 1983) крысы, получавшие в последовательных по-бежках разное количество пищевых таблеток (10-1-0 или 0-1-10), бежали с большей скоро-


92 Н.Н. Мешкова, М.И. Шутова


стью в том случае, если их ожидало большее подкрепление, а из двух отсеков лабиринта, где они получали подкрепление, выбирали тот, где количество пищи было меньшим, но по­стоянным, предпочитая его тому, в котором подкрепление было большим по объему, но непостоянным (Steinhauer, 1984). <...>

Анализируя элементарную познавательную деятельность крыс, процесс " приобретения элементарного знания окружающего мира" (Анцыферова, 1961), нельзя не остановиться на присущей им способности к приобретению опыта посредством подражания. Если рассмот­реть описанные в литературе случаи подража­ния с учетом классификации, предложенной К.Э. Фабри (1974, 1976), можно отметить на­личие у них самых разнообразных форм алле-ломиметичеекого поведения, т.е. поведения, при котором крысы подражают видотипичным действиям сородичей. Интересным примером такого поведения может служить поведение, наблюдавшееся И. Р. Мерзликиным (1966). Опи­сывая охоту пасюков на лягушек, он отмеча­ет, что хотя добывали крысы лягушек всегда в одиночку, однако ныряние и поимка жертвы одной особью всегда побуждали вторую крысу бросать свое прежнее занятие (умывание, об­следование берега и пр.), бежать к воде и тоже нырять. Здесь одно животное стимулируется другим к совершению действий по добыванию пищи, освоенных ранее. В научении при по­мощи подражания К.Э. Фабри выделяет обли-гатное имитационное научение, когда живот­ные путем подражания научаются выполнять жизненно необходимые действия из обычно­го поведенческого " репертуара" своего вида, и факультативное имитационное научение, высшим проявлением которого считается ре­шение задач путем подражания, когда у жи-вотного-" зрителя", наблюдавшего действия другой особи, направленные на решение со­ответствующей задачи, значительно ускоря­ется последующее научение. В лабораторных экспериментах на крысах с применением ме­тодики " актер-зритель" было показано, что эти животные способны научаться путем подра­жания решению различных локомоторных и манипуляционных задач.

В работе Миллера и Долларда (Miller, Dollard, 1941) крысы должны были научить­ся следовать за особью, обученной ранее, в тот же отсек Т-образного лабиринта, а в дру­гой серии опытов — не следовать за этой кры­сой, а направляться в противоположный от­сек. До получения подкрепления обучающиеся особи не проявляли четкой тенденции следо­


вания или не следования за крысой-лидером При введении подкрепления быстро устанав ливалась условная связь и вырабатывался ж обходимый навык — направляться вслед лидером или в противоположный отсек. Под зательно, что имел место широкий перенос на выка в другие ситуации: замена одного лидер другим, перемена мотивации (с голода на жаж ду), помещение в иную экспериментальну» установку. В другом исследовании, наблюдая за другими особями, крысы должны были на учиться нажимать на педаль и затем бежать другой конец камеры за подкрепление (Oldfield-Box, 1970). В одной серии " зрители наблюдали за " актерами", не имея возмож ности сразу же повторить их действия. В дру гой — " зрители" могли бегать (в своем отсе ке) вслед за " актером", хотя педаль \ подкрепление отсутствовали. Было показано что крысы-" зрители" фиксируют внимание на действиях " актера", причем проявляют тен денцию следовать параллельно движению ак тера (во второй серии). При этом крысы из вто рой серии в контрольных опытах научились решать задачу быстрее, чем из первой, но обоих случаях результаты у них были горазд лучше, чем у крыс, которые вырабатывали это навык индивидуально. Аналогичные данные были получены и в экспериментах, где жи вотные должны были решать задачу с отодви ганием дверцы (Da Pos, Manusia, 1979).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.