Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнение в химическом отношении различных частей листьев липы и желатина 6 страница






РЕШЕНИЕ НА ОСНОВЕ ОПЕРАЦИЙ ЛОГИЧЕСКОГО ВЫВОДА

В эту группу входят тесты на способность к построению аналогий (элементы индукции) и к транзитивному заключению (элементы дедукции), а также некоторые элементарные логические задачи, моделирующие различные ситуации добывания корма, в том числе и в естественных условиях (Gillan, 1982). Они со­ставляли часть разработанной Д. Премаком программы исследования мышления антропо­идов (Premack, 1978, 1983, 1984, 1986).

Благодаря этим исследованиям было уста­новлено, что антропоиды обладают способнос­тью к построению аналогий (Gillan et al, 1981),


причем используют при этом достаточно отвлеченные представления о предметах и их взаимосвязях. Например, шимпанзе могли правильно установить аналогию не только при использовании геометрических стимулов (выбрать маленький квадрат в дополнение к большому, если в качестве образца предлага­ли большой и малый круги), но и в отноше­нии пропорций разнородных предметов. На­пример, они выбирали из нескольких возможных вариантов 1/4 яблока, как стимул, аналогичный стакану, на 1/4 заполненному водой (Premack, 1984).

Для проверки способности шимпанзе к эле­ментам дедукции Д. Гиллан (Gillan, 1981) мо­дифицировал тест на транзитивное умозаклю­чение, применяемый в опытах на детях (Bryant, Trabasso, 1971). Для его решения необходимо на основе информации о том, что А > В, а В > С, сделать вывод о том, что А > С, не прибегая к прямым сопоставлениям.

Согласно этой модификации, в процессе выработки серии независимых дифференциро-вок животное усваивает, что по числу элемен­тов связанного с ними подкрепления все использованные стимулы (кормушки разного цвета) различаются, так что Е > D, D > С, С > В, В > А. По окончании предварительного обучения проводят тест, в котором соединяют ранее никогда не предъявлявшиеся вместе сти­мулы (В и D). Если животное чаще выбирает стимул D, связанный с большим количеством подкрепления, это рассматривается как спо­собность к транзитивному заключению за счет мысленного сопоставления усвоенных в про­цессе тренировки неравенств.

Оказалось, что этот тест успешно решают не только шимпанзе и беличьи саймири (Gillan, 1981), но также вороны и голуби (Зо­рина и др., 1991). На этом основании был сде­лан вывод о способности животных к транзи­тивному заключению, однако проведенный нами анализ (Зорина и др., 1991) показал, что он был преждевременным.

Действительно, при трактовке результатов Д. Гиллан не рассматривал тот факт, что тран­зитивную серию составляют не непрерывно на­растающие по длине стимулы, как это было в исходной методике (Bryant, Trabasso, 1971), а дискретные множества. Между тем данные, приведенные нами выше, показали, что во­роны и голуби могут выбирать стимул, свя­занный с большим числом единиц подкреп­ления, за счет сопоставления информации об их абсолютном числе, не прибегая к необхо­димому для транзитивного заключения сопо-


 

З.А. Зорина

ставлению неравенств (Зорина и др., 1991). Та­ким образом, вопрос о способности живот­ных к транзитивному заключению — весьма принципиальный для характеристики рассудоч­ной деятельности животных — требует допол­нительного изучения с помощью более адек­ватной методики.

ЗАУЧИВАНИЕ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ СТИМУЛОВ НА ОСНОВЕ ИЕРАРХИЧЕСКОЙ РЕОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Изучение этой формы явилось прямым след­ствием " языковых" экспериментов (Premack, 1986; Terrace, 1985) и в данном контексте рас­сматривается условно, постольку поскольку ее считают одной из предпосылок возникновения языка у человека. Выяснилось, что при обуче­нии амслену обезьяны начинают спонтанно объединять по три—пять знаков в после­довательности, во многих случаях отвечающей правилам английской грамматики. Перво­начальная гипотеза о том, что тем самым выяв­лена способность приматов к пониманию ос­нов синтаксиса, вызвала серьезные возражения (Ерахтин, 1990; Terrace, 1984, 1985) и было высказано предположение, что это явление име­ет более простую основу. В связи с этим возник­ла необходимость проанализировать на более простых лабораторных моделях механизмы по­ведения животных при запоминании по­следовательностей стимулов.

В результате анализа, проведенного пока только на голубях, было установлено, что в основе такого запоминания лежит не фик­сация цепи связей стимулов и ответов, как это предполагалось бы с позиций бихевио­ризма, а формирование иерархически орга­низованных внутренних представлений о структуре последовательности, способность мысленно сгруппировать их и реорганизо­вать в " серийном порядке". Есть данные, что эта внутренняя реорганизация осуществля­ется у голубей таким же образом, как у выс­ших приматов, хотя скорость обучения и сложность запоминаемых последователь­ностей могут быть меньше (Roitblat el al., 1987; Terrace, 1984, 1985). Продолжение исследований в этом направлении (в том числе и в сравнительном плане) может ока­заться плодотворным для углубления наших представлений как о высшей нервной дея­тельности животных вообще, так, в частно-


Элементарное мышление птиц и млекопитающш

sCtti, и о механизмах, лежащих в основе ос-йения языков-посредников.


^^КЛЮЧЕНИЕ

; -к Приведенный нами краткий обзор свиде-; 1(|ьствует о многообразии форм высшей нерв- цой деятельности животных, которые можно фжсти к проявлениям элементарного мыш-'Мния. Несмотря на это многообразие, оче-

•WWao, что все рассмотренные нами группы Ярвсяенческих актов имеют сходные механиз­мы, принципиально отличные от лежащих в «сиове обучения, и связанные с разными нами оперирования мысленными пред-лениями об условиях задачи. О сходстве [механизмов говорит, в частности, парал-iM в развитии разных видов рассудочной льности у представителей различных так­тических групп. Так, врановые и прима-рв»уешают практически все виды задач, тогда ^КМС хищные млекопитающие во всех случаях

•ушной мере отстают от приматов и по коли-лц? гвенным, и по качественным показателям, дюпуби решают лишь одну группу задач.

р Изучение элементарного мышления живот- цх способствовало также ответу на вопрос о KN< с какими именно особенностями выс-: ЯЙ нервной деятельности связана столь слож-: «я форма коммуникативного поведения, как анпользование приматами языков-посредни-|Ц6. По мнению Д. Премака (Premack, 1986), ItiRMM относится способность " к сохранению nmih перцептивных образов-представлений для сформирования понятий, использование сим-Мяовдля обозначений предметов и явлений, |Мвкже способность к мысленной реоргани-^•Кии событий в серийном порядке".

.^.Вместе с тем, изучение поведения прима-^ШЬ9 процессе овладения языками-посредника-|Г подтвердило и расширило данные об их ^•веобности к решению новых задач, к обоб-Жйнию, к использованию символов. Оно

•послужило также основой для разработки 1]Щоянительных подходов к изучению мыш-ЦЙИня животных.

•t-Наконец, приведенные данные о паралле-jwmc в развитии рассудочной деятельности |ЦЯии млекопитающих позволяют считать, что Мйщъзование языков-посредников попугаем 'siefppciberg, 1981) и приматами имеет не прое­зд внешнее сходство, но основано на сход- WX когнитивных процессах.


Элементарное мышление птиц и млекопитающих..

ста, и о механизмах, лежащих в основе ос­воения языков-посредников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приведенный нами краткий обзор свиде­тельствует о многообразии форм высшей нерв­ной деятельности животных, которые можно отнести к проявлениям элементарного мыш­ления. Несмотря на это многообразие, оче­видно, что все рассмотренные нами группы поведенческих актов имеют сходные механиз­мы, принципиально отличные от лежащих в основе обучения, и связанные с разными формами оперирования мысленными пред­ставлениями об условиях задачи. О сходстве этих механизмов говорит, в частности, парал­лелизм в развитии разных видов рассудочной деятельности у представителей различных так­сономических групп. Так, врановые и прима­ты решают практически все виды задач, тогда как хищные млекопитающие во всех случаях в равной мере отстают от приматов и по коли­чественным, и по качественным показателям, а голуби решают лишь одну группу задач.

Изучение элементарного мышления живот­ных способствовало также ответу на вопрос о том, с какими именно особенностями выс­шей нервной деятельности связана столь слож­ная форма коммуникативного поведения, как использование приматами языков-посредни­ков. По мнению Д. Премака (Premack, 1986), к ним относится способность " к сохранению сети перцептивных образов-представлений для формирования понятий, использование сим­волов для обозначений предметов и явлений, а также способность к мысленной реоргани­зации событий в серийном порядке".

Вместе с тем, изучение поведения прима­тов в процессе овладения языками-посредника­ми подтвердило и расширило данные об их способности к решению новых задач, к обоб­щению, к использованию символов. Оно послужило также основой для разработки дополнительных подходов к изучению мыш­ления животных.

Наконец, приведенные данные о паралле­лизме в развитии рассудочной деятельности птиц и млекопитающих позволяют считать, что использование языков-посредников попугаем (Pepperberg, 1981) и приматами имеет не прос­то внешнее сходство, но основано на сход­ных когнитивных процессах.


Н.Н. Мешкова, М.И. Шутова

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРОЙ КРЫСЫ*

Как известно, серые крысы могут быстро и гибко перестраивать свое поведение, приспосаб­ливаясь к существованию в сложной, предметно насыщенной антропогенной среде. Разнообразие и изменчивость экологических условий, в кото­рых оказываются животные, влекут за собой необходимость установления многообразных и динамичных взаимосвязей со средой.

Как происходит освоение крысами новых мест обитания и предметной обстановки, бла­годаря чему эти животные оказываются в состоянии быстро и тонко приспособиться к пространственно сложной и предметно насы­щенной антропогенной среде, мы и попыта­емся показать.

Еще А.Н.Северцов (1922), подчеркивая ре­шающую роль психики в поведении живот­ных, приспосабливающихся к изменениям в окружающей среде, отмечал, что при быстрых изменениях выживают прежде всего " изобре­татели новых форм поведения". Согласно со­временным представлениям о функциях и свойствах психического отражения животное не идет на поводу у внешних раздражителей, не отвечает на них стереотипными, не требу­ющими коррекции двигательными реакциями. Оно действует на основе видового — переда­ваемого генетически — и индивидуального опыта встреч с внешним миром. Использова­ние этого опыта в каждой конкретной ситуа­ции — его отбор, сочетание, проверка, коррек­ция — происходит при активном участии самого животного, его психики. Исследовани­ями Н.А. Бернштейна (1947, 1966) показано, что гибкое, так называемое ситуативное при-

* Мешкова Н.Н., Шутова М.И. Особенности психи­ческой деятельности серой крысы. // Новые материалы по биологии серой крысы. М.: Изд-во АН СССР, 1990. С. 11—88 (с сокр.).


 

способление, требуется даже при осуществле­нии сравнительно простых движений, напри­мер, при равномерном беге.

Какие же свойства психического отраже­ния делают возможным такое приспособление к каждой конкретной ситуации? Первое и ве­дущее — это адекватность отражения окружа­ющей действительности. Психическое порож­дается в том процессе, с помощью которого животное вступает в практические контакты со средой, т.е. в процессе поведения, дви­гательной активности, направленной на ус­тановление жизненно необходимых связей организма со средой. Непосредственные воз­действия среды на пассивное животное не спо­собны породить у него психическую форму отражения. Осуществляя практические контак­ты с окружающим миром, животное по необ­ходимости подчиняет свою жизнедеятельность его свойствам, связям и отношениям. Так, движение животного вдоль преграды уподоб­ляется ее " геометрии" и несет ее в себе; дви­жение при прыжке — подчиняется объективной метрике среды, а выбор обходного пути — меж­предметным отношениям. Этот процесс прак­тического приспособления к предметной си­туации через уподобление собственного поведения ее конкретным особенностям и дает в результате адекватность психического отра­жения (Леонтьев, 1972). В нем, следователь­но, представлены не сами по себе физические свойства, связи и отношения предметной сре­ды, а опыт деятельности животного в ней. На­пример, отражать предмет тяжелым — значит ощущать его сопротивление перемещению. Адекватность отражения проверяется, подтвер­ждается и, если необходимо, корректируется " животной практикой", т.е. последующей жиз­недеятельностью животного в этой или сход­ной предметной ситуации, а также и самим процессом эволюции. Для того, чтобы выпол­нить свою функцию и обеспечить приспособ­ление животного к конкретным обстоя­тельствам, в которых оно оказывается, а в итоге и выживание, отражение этих обстоя­тельств должно быть объективно верным. В противном случае неадекватность отражения просто привела бы к биологическому исчез­новению данного вида (Величковский, Зин-ченко, 1979).

Другое свойство психического — его опе­режающий характер. В каждый момент време­ни психическое отражение опережает реаль­ное течение событий, с определенной степенью вероятности предвосхищает будущее. Благодаря этому животное подготавливается к


Особенности психической деятельности серой крысы 85


предстоящим событиям и с учетом этих собы-тий корректируется его текущее поведение. Значение опережающего характера психичес­кого отражения для осуществления его при-способительной функции трудно переоценить. не менее значимо еще одно свойство — изби-'рательность. В каждый момент времени живот-ное наиболее отчетливо воспринимает то, на, что направлена его активность, а также все.новое, необычное, т.е. отражает то, что слу-

-Дбит или может служить гибкому ситуативно­му приспособлению (Вилюнас, 1986).

. Функционирование психического отраже-. ния и его приспособительную роль в поведе-.иии животного можно правильно понять при условии представления о нем как об изначаль-«но целостном и непрерывно существующем.[Образовании. Образ мира, образ среды — цен-/фальная инстанция, предваряющая любое чув-, -СТвенное впечатление (Леонтьев, 1979; Смир­нов, 1981, 1985; Запорожец, Зинченко, 1982).эН обеспечивающая регуляцию поведения в из-1Иенчивых ситуациях среды. В каждой конкрет­ной предметной ситуации, в которой оказы­вается животное, происходит, во-первых, иЧпуализация той или иной части уже имею­щегося образа мира, а во-вторых, уточняет-г^Я, исправляется или даже радикально аВерестраивается актуализированная часть об-^уазамира в целом (Смирнов, 1981). А посколь-

- тW(! OДePжaниe образа конкретной ситуации оп-, сселяется опытом деятельности самого t^loiBOTHoro (см. выше), то актуализация части HWOro опыта в знакомой ему ситуации и обес­печивает адекватное поведение в ней.

Bj^i; Особая роль отводится ориентировочно-рЧмВселедовательской деятельности. Последняя; рассматривается как деятельность, причиной появления которой служит нарушение ориен­тировки животного в ситуации на основе пси­хического образа, т.е. когда ситуация не узнает­ся или узнается неполностью из-за возникшей новизны, и животное не может сразу действо­вать в соответствии с ее объективно существу­ющими особенностями (Гальперин, 1976).

- Ориентировочно-исследовательская Деятель-1, ность направлена на анализ этой ситуации, выяснение значения ее компонентов, пере-, стройку поведения в соответствии с новой си­туацией, т.е. на формирование психического образа данной ситуации и того, что в сложив­шихся обстоятельствах должно быть сделано (Запорожец, 1960). Согласно данной концеп-,; ции, этот вид ответа на новизну ситуации за-t нимает совершенно определенное место в опосредованной психическим отражением по­


 

вседневной жизнедеятельности животного и представляет собой целостную приспособитель­ную деятельность. Функция последней заклю­чается не просто в ознакомлении с новым ок­ружением и в получении о нем информации, которая может пригодиться животному в бу­дущем, как это нередко считают (Thorpe, 1956;

Berlyne, 1960; Barnett, Cowan, 1976). Прежде всего, ее функция в срочном приспособлении к конкретной обстановке, в обеспечении адек­ватного ее особенностям поведения через фор­мирование психического образа именно этой ситуации и, как следствие, происходит обога­щение, уточнение, дополнение образа мира в целом.

В соответствии с изложенными представ­лениями о приспособительном значении пси­хики, а также о природе взаимосвязи психики и поведения мы и будем в дальнейшем рас­сматривать особенности психической деятель­ности серой крысы. Вслед за К. Э. Фабри (1976) мы, говоря о психической деятельности жи­вотного, имеем в виду весь комплекс про­явления поведения и психики, единый про­цесс психического отражения как продукт внешней активности животного.

Для крысдобитающих в довольно часто изменяющейся '(в результате деятельности че­ловека) и богатой различными предметами антропогенной среде, ситуации новизны — не редкость. К тому же, если иметь в виду си-нантропных грызунов, то человек целенаправ­ленно изменяет обстановку в местах их обита­ния в связи с мероприятиями по ограничению их численности. Раскладывается отравленная приманка, расставляются капканы, различные приспособления, препятствующие доступу крыс и мышей к продуктам и т.п. Мы рассмот­рим поведение пасюков в ситуациях новизны и попытаемся на этих начальных этапах при­способления к конкретным особенностям си­туаций проследить действие механизмов пси­хической регуляции.

Любое неожиданное для крысы изменение знакомой ситуации, в которой она находит­ся, вызывает первичный ответ на новизну. Внешне он выражается в хотя бы очень крат­ковременной остановке предшествовавшей деятельности, ориентировке животного в том направлении, где произошло изменение. При­чиной первичного ответа служит рассогла­сование между образом ситуации в момент, непосредственно предшествовавший неожи­данному изменению, и наличным чувствен­ным впечатлением от изменившейся ситуации до его актуализации в образе, т.е. до его узна-


 

Особенности психической деятельности серой крысы


предстоящим событиям и с учетом этих собы­тий корректируется его текущее поведение. Значение опережающего характера психичес­кого отражения для осуществления его при-способительной функции трудно переоценить. Не менее значимо еще одно свойство — изби­рательность. В каждый момент времени живот­ное наиболее отчетливо воспринимает то, на что направлена его активность, а также все новое, необычное, т.е. отражает то, что слу­жит или может служить гибкому ситуативно­му приспособлению (Вилюнас, 1986).

Функционирование психического отраже­ния и его приспособительную роль в поведе­нии животного можно правильно понять при условии представления о нем как об изначаль­но целостном и непрерывно существующем образовании. Образ мира, образ среды — цен­тральная инстанция, предваряющая любое чув­ственное впечатление (Леонтьев, 1979; Смир­нов, 1981, 1985; Запорожец, Зинченко, 1982) и обеспечивающая регуляцию поведения в из­менчивые ситуациях среды. В каждой конкрет-ной пралмстноМ смгу^шим, s *4nyxvf окязы- 1ется животное, происходит, во-первых, туализация той или иной части уже имею-егося образа мира, а во-вторых, уточняет-[, исправляется или даже радикально; рестраивается актуализированная часть об-за мира в целом (Смирнов, 1981). А посколь-содержание образа конкретной ситуации оп-яеляется опытом деятельности самого рвотного (см. выше), то актуализация части ото опыта в знакомой ему ситуации и обес-чивает адекватное поведение в ней. Особая роль отводится ориентировочно-следовательской деятельности. Последняя осматривается как деятельность, причиной явления которой служит нарушение ориен-ровки животного в ситуации на основе пси-ческого образа, т.е. когда ситуация не узнает-иди узнается неполностью из-за возникшей визны, и животное не может сразу действо-гь в соответствии с ее объективно существу-цими особенностями (Гальперин, 1976). > иентировочно-исследовательская деятель-сть направлена на анализ этой ситуации, лснение значения ее компонентов, пере-эойку поведения в соответствии с новой си-щией, т.е. на формирование психического раза данной ситуации и того, что в сложив-1хся обстоятельствах должно быть сделано шорожец, 1960). Согласно данной концеп-и, этот вид ответа на новизну ситуации за­мает совершенно определенное место в осредованной психическим отражением по­


 

вседневной жизнедеятельности животного и представляет собой целостную приспособитель­ную деятельность. Функция последней заклю­чается не просто в ознакомлении с новым ок­ружением и в получении о нем информации, которая может пригодиться животному в бу­дущем, как это нередко считают (Thorpe, 1956;

Berlyne, 1960; Barnett, Cowan, 1976). Прежде всего, ее функция в срочном приспособлении к конкретной обстановке, в обеспечении адек­ватного ее особенностям поведения через фор­мирование психического образа именно этой ситуации и, как следствие, происходит обога­щение, уточнение, дополнение образа мира в целом.

В соответствии с изложенными представ­лениями о приспособительном значении пси­хики, а также о природе взаимосвязи психики и поведения мы и будем в дальнейшем рас­сматривать особенности психической деятель­ности серой крысы. Вслед за К. Э. Фабри (1976) мы, говоря о психической деятельности жи­вотного, имеем в виду весь комплекс про-

»ftWHUf iMvw-auww -v ллсллхюкл/, itwsMsusy луу? -

цесс психического отражения как продукт внешней активности животного.

Для крыс, \ обитающих в довольно часто изменяющейся < в результате деятельности че­ловека) и богатой различными предметами антропогенной среде, ситуации новизны — не редкость. К тому же, если иметь в виду си-нантропных грызунов, то человек целенаправ­ленно изменяет обстановку в местах их обита­ния в связи с мероприятиями по ограничению их численности. Раскладывается отравленная приманка, расставляются капканы, различные приспособления, препятствующие доступу крыс и мышей к продуктам и т.п. Мы рассмот­рим поведение пасюков в ситуациях новизны и попытаемся на этих начальных этапах при­способления к конкретным особенностям си­туаций проследить действие механизмов пси­хической регуляции.

Любое неожиданное для крысы изменение знакомой ситуации, в которой она находит­ся, вызывает первичный ответ на новизну. Внешне он выражается в хотя бы очень крат­ковременной остановке предшествовавшей деятельности, ориентировке животного в том направлении, где произошло изменение. При­чиной первичного ответа служит рассогла­сование между образом ситуации в момент, непосредственно предшествовавший неожи­данному изменению, и наличным чувствен­ным впечатлением от изменившейся ситуации до его актуализации в образе, т.е. до его узна-


Особенности психической деятельности серой крысы 85


предстоящим событиям и с учетом этих собы­тий корректируется его текущее поведение. Значение опережающего характера психичес­кого отражения для осуществления его при-способительной функции трудно переоценить. Не менее значимо еще одно свойство — изби­рательность. В каждый момент времени живот­ное наиболее отчетливо воспринимает то, на что направлена его активность, а также все новое, необычное, т.е. отражает то, что слу­жит или может служить гибкому ситуативно­му приспособлению (Вилюнас, 1986).

Функционирование психического отраже­ния и его приспособительную роль в поведе­нии животного можно правильно понять при условии представления о нем как об изначаль­но целостном и непрерывно существующем образовании. Образ мира, образ среды — цен­тральная инстанция, предваряющая любое чув­ственное впечатление (Леонтьев, 1979; Смир­нов, 1981, 1985; Запорожец, Зинченко, 1982) и обеспечивающая регуляцию поведения в из­менчивых ситуациях среды. В каждой конкрет­ной предметной ситуации, в которой оказы­вается животное, происходит, во-первых, актуализация той или иной части уже имею­щегося образа мира, а во-вторых, уточняет­ся, исправляется или даже радикально перестраивается актуализированная часть об­раза мира в целом (Смирнов, 1981). А посколь­ку содержание образа конкретной ситуации оп­ределяется опытом деятельности самого животного (см. выше), то актуализация части этого опыта в знакомой ему ситуации и обес­печивает адекватное поведение в ней.

Особая роль отводится ориентировочно-исследовательской деятельности. Последняя рассматривается как деятельность, причиной появления которой служит нарушение ориен­тировки животного в ситуации на основе пси­хического образа, т.е. когда ситуация не узнает­ся или узнается неполностью из-за возникшей новизны, и животное не может сразу действо­вать в соответствии с ее объективно существу­ющими особенностями (Гальперин, 1976). Ориентировочно-исследовательская деятель­ность направлена на анализ этой ситуации, выяснение значения ее компонентов, пере­стройку поведения в соответствии с новой си­туацией, т.е. на формирование психического образа данной ситуации и того, что в сложив­шихся обстоятельствах должно быть сделано (Запорожец, 1960). Согласно данной концеп­ции, этот вид ответа на новизну ситуации за­нимает совершенно определенное место в опосредованной психическим отражением по­


вседневной жизнедеятельности животного и представляет собой целостную приспособитель­ную деятельность. Функция последней заклю­чается не просто в ознакомлении с новым ок­ружением и в получении о нем информации, которая может пригодиться животному в бу­дущем, как это нередко считают (Thorpe, 1956;

Berlyne, 1960; Barnett, Cowan, 1976). Прежде всего, ее функция в срочном приспособлении к конкретной обстановке, в обеспечении адек­ватного ее особенностям поведения через фор­мирование психического образа именно этой ситуации и, как следствие, происходит обога­щение, уточнение, дополнение образа мира в целом.

В соответствии с изложенными представ­лениями о приспособительном значении пси­хики, а также о природе взаимосвязи психики и поведения мы и будем в дальнейшем рас­сматривать особенности психической деятель­ности серой крысы. Вслед за К. Э. Фабри (1976) мы, говоря о психической деятельности жи­вотного, имеем в виду весь комплекс про­явления поведения и психики, единый про­цесс психического отражения как продукт внешней активности животного.

Для крыс, \ обитающих в довольно часто изменяющейся < в результате деятельности че­ловека) и богатой различными предметами антропогенной среде, ситуации новизны — не редкость. К тому же, если иметь в виду си-нантропных грызунов, то человек целенаправ­ленно изменяет обстановку в местах их обита­ния в связи с мероприятиями по ограничению их численности. Раскладывается отравленная приманка, расставляются капканы, различные приспособления, препятствующие доступу крыс и мышей к продуктам и т.п. Мы рассмот­рим поведение пасюков в ситуациях новизны и попытаемся на этих начальных этапах при­способления к конкретным особенностям си­туаций проследить действие механизмов пси­хической регуляции.

Любое неожиданное для крысы изменение знакомой ситуации, в которой она находит­ся, вызывает первичный ответ на новизну. Внешне он выражается в хотя бы очень крат­ковременной остановке предшествовавшей деятельности, ориентировке животного в том направлении, где произошло изменение. При­чиной первичного ответа служит рассогла­сование между образом ситуации в момент, непосредственно предшествовавший неожи­данному изменению, и наличным чувствен­ным впечатлением от изменившейся ситуации до его актуализации в образе, т.е. до его узна-


вания (Мешкова, 1983). Как только рассогла­сование произошло, развертывается сложней­шая динамика нервных процессов, лежащих в основе актуализации чувственных впечатлений от изменившейся ситуации. В это время может возникать дополнительная задача локализации в пространстве произошедшего изменения, связанная с переориентацией дистантных ор­ганов чувств. Крысы принимают простран­ственные ориентировочные стойки, принюхи­ваются, прислушиваются. Классифицировать и описать ситуации, в которых возникает пер­вичный ответ на новизну, не представляется возможным, поскольку любое событие, не представленное в образе (опережающий харак­тер психического отражения!), может вызвать его, будь то появление нового предмета на знакомой территории, или неожиданный гром­кий писк другой крысы.

В дальнейшем развитии событий можно выделить два варианта. В первом — чувствен­ное впечатление от изменившейся ситуации находит свое место в имеющемся образе мира и ситуация " открывается" животному, то есть оно узнает предмет или событие, вызвавшие изменение, по поводу которых у него имеется конкретный или обобщенный индивидуальный чувственно-двигательный опыт. Этот процесс узнавания отдельных предметов, событий, обстановки есть не что иное как проявление элементарного мышления животных — " наи­простейшая форма мысли" (Сеченов, 1947, с. 384). В случае узнавания следует ожидать, в зависимости от характера произошедшего из­менения и, соответственно, того, как оно представлено в образе ситуации и, следователь­но, оценено животным, либо возврат к пре­рванной деятельности, либо быструю, осно­ванную на резервах образа мира перестройку поведения в соответствии с конкретными осо­бенностями изменившейся ситуации. Подроб­но останавливаться на этом варианте реагиро­вания серых крыс на неожиданное изменение не имеет смысла, поскольку может быть бес­численное множество возможных поведенчес­ких ответов. Например, неожиданный гром­кий писк другой крысы после того, как произойдет узнавание и оценка этого собы­тия, может вызвать преследование и нападе­ние на эту крысу (если пищал зашедший на территорию чужой самец), либо возврат к пре­рванной деятельности (если это была самка, конфликтовавшая с другой самкой из этой же группировки, что и самец), либо убегание в нору (если пищала крыса, попавшая в кап­кан) и т.д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.