Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лидерство, включая укрепление роли министров здравоохранения и сектора здравоохранения.






Лидерство в области здравоохранения и обеспечения социальной справедливости в отношении здоровья сегодня важнее, чем когда-либо ранее.

Лидерство в интересах здоровья может принимать различные формы с участием многочисленных действующих субъектов, например следующих:

международные организации, задающие стандарты и «правила игры»;

главы правительств, отдающие приоритет вопросам охраны здоровья и благополучию граждан;

министры здравоохранения, не ограничивающиеся рамками своего сектора, а обращающиеся к министрам других секторов;

парламентарии, проявляющие интерес к вопросам здравоохранения;

руководители коммерческих структур, стремящиеся так переориентировать модели бизнеса с учетом интересов здоровья;

организации гражданского общества, привлекающие внимание к недостаткам в профилактике болезней или в оказании услуг;

академические институты, предоставляющие объективные свидетельства об эффективности (или неэффективности) медико-санитарных вмешательств, а также необходимые для инноваций научные данные;

местные органы, решающие сложные задачи учета интересов здоровья во всех стратегиях.

Все чаще в роли лидеров в деле охраны здоровья и достижения социальной справедливости стали выступать отдельные лица - благотворители, медийные знаменитости - и проводимые ими кампании оказывают большое влияние.

Для лидерства в интересах здоровья в XXI веке нужны новые навыки, и нередко результаты лучше достигаются путем влияния, нежели прямым контролем. Авторитет лидеров в области здравоохранения в будущем в значительной степени будет зависеть не только от их положения в системе здравоохранения, но и от способности убеждать других в том, что здоровье и благополучие имеют огромное значение для всех секторов. Лидерство будет не только индивидуальным, но и институциональным, коллективным, сосредоточенным в сообществах и основанным на сотрудничестве. Такие формы лидерства уже появляются на практике. Группы заинтересованных сторон объединяются для решения важнейших проблем здравоохранения на глобальном, региональном, национальном и местном уровнях - примером может служить глобальная борьба против ВИЧ. Аналогичные движения возникают для борьбы с неинфекционными заболеваниями, решения проблем гигиены окружающей среды и укрепления здоровья.

Важнейшая роль в этом отношении принадлежит министрам и министерствам здравоохранения. Их прочное руководство является ключом к успеху всех действий, необходимых для продвижения интересов здоровья, таких как разработка и реализация национальных и территориальных стратегий в области здравоохранения, направленных на укрепление здоровья и благополучия; разъяснение необходимости и организация плодотворного межсекторального сотрудничества в интересах здоровья; привлечение к активному участию в этой деятельности всех заинтересованных сторон; качественное и эффективное выполнение основных функций общественного здравоохранения и оказание медико-санитарных услуг и установление, и мониторинг стандартов для показателей деятельности в рамках прозрачной подотчетности.

Возложенная на них ответственность за эффективность, отзывчивость и оперативность в работе медицинских служб также в немалой степени способствует улучшениям в показателях здоровья с соблюдением принципа социальной справедливости. Службы здравоохранения сами вносят вклад в те или иные показатели здоровья и благополучия, и можно ожидать возрастания этого вклада в будущем по мере улучшения технологической вооруженности служб здравоохранения по всему спектру состояний нездоровья и заболеваний. Кроме того, службы здравоохранения сами по себе являются мощной социальной детерминантой здоровья в смысле распределенных по социальному признаку неравенств в доступе к медицинским услугам и в пользовании ими.

Разработка, реализация и оценка национальных и субнациональных программ, стратегий и планов с использованием вклада различных секторов.

Стратегии охраны здоровья нацелены на достижение конкретных и измеримых улучшений здоровья, особенно по таким показателям, как продолжительность здоровых лет жизни и возможность жить без посторонней помощи при хроническом заболевании. Забота о здоровье людей - это ключевой приоритет политики на всех уровнях руководства, требующий наличия эффективной и интегрированной системы здравоохранения, которая служит нуждам охраны общественного здоровья и уделяет важнейшее внимание первичной медико-санитарной помощи. Решение этих задач включает подготовку всестороннего плана действий, направленных на улучшение здоровья и повышение уровня благополучия, в том числе путем развития и укрепления систем здравоохранения. Непосредственное отношение к этому имеет также цель укрепления межсекторальных подходов.

Подобные инструменты планирования не должны ограничиваться рамками оказания медико-санитарной помощи, они должны охватывать всю широкую повестку дня охраны здоровья, а также социальные детерминанты здоровья и вопросы взаимодействия между сектором здравоохранения и другими секторами общества. Национальная стратегия здравоохранения - в любой возможной форме - может играть роль всеобъемлющей стимулирующей и воодушевляющей стратегической платформы, объединяющей широкий круг заинтересованных сторон и секторов в их совместных усилиях по улучшению здоровья населения. Такая стратегия способна поддерживать общие ценности, развивать синергизм и содействовать прозрачности и подотчетности. В странах с низким и средним уровнем доходов процесс разработки политики, стратегий и планов здравоохранения также может помочь донорам в планировании программ по охране здоровья и способствовать эффективной координации их усилий. Этот процесс должен строиться на основе всесторонней оценки потребностей здравоохранения с учетом возрастных и тендерных факторов, а также социального положения и условий жизни конкретных групп населения.

Результаты научных исследований и другие аналитические данные указывают на то, что многие вмешательства и услуги с вполне доказанной эффективностью не достигают нуждающихся в них групп населения. Речь идет о таких, например, мерах, как снижение потребления соли и насыщенных жиров, повышение налогов на табачные изделия, выявление и лечение артериальной гипертензии, ведение пациентов с инсультом мультдисциплинарными бригадами и активное ведение третьего периода родов. Существует множество причин, мешающих внедрению достижений науки в политику и практику. Некоторые из них имеют техническую природу и вытекают из типа и сути научных данных; другие определяются организационными факторами и возникают при слабости партнерств или межсекторального сотрудничества; наконец, третья группа причин связана с политическими аспектами - когда объективные данные противоречат интересам тех, кто устанавливает приоритеты и принимает инвестиционные решения. Успех вмешательств также зависит от наличия у целевых групп достаточных возможностей для устойчивого поддержания полученного полезного эффекта.

Несомненно, фактические данные редко выступают в качестве единственного или даже основного фактора, определяющего принятие решений. Не менее важное значение имеют ценностные установки и другие влияния. Тем не менее, существуют возможности для расширения масштабов предоставления важнейших затратно-эффективных услуг и высвобождения ресурсов, однако для этого необходимо приложить усилия, направленные на расширение научно обоснованных видов помощи для наиболее нуждающихся и на сокращение нерациональных видов услуг и малополезных медико-санитарных вмешательств. Для успеха данного подхода ученые, организаторы и практики должны работать по-новому - сосредоточив свои усилия на совместном генерировании знаний и на использовании фактических данных для удовлетворения своих реальных нужд.

Наряду с необходимыми, а нередко и дополнительными фондами, важнейшее значение имеет борьба против неэффективной траты ресурсов в секторе здравоохранения, что является залогом обеспечения общественной и политической поддержки для увеличения расходов. Повышение эффективности должно занимать ключевое место в планах и стратегиях по охране здоровья, а не быть лишь временной реакцией на сокращение бюджета, при этом переход к новой, менее затратной системе предоставления услуг должен тщательно управляться, и может потребовать краткосрочных инвестиций. Основная цель - устойчивое улучшение показателей экономической эффективности, включая повышение энергетической эффективности, перевод большего объема услуг на амбулаторный уровень, выделение большего объема ресурсов на первичную медико-санитарную помощь и рентабельные программы охраны общественного здоровья, сокращение наименее рентабельных видов деятельности и более рациональное использование лекарственных средств.

Показатели работы систем здравоохранения, страдающих фрагментированностью, нередко не соответствуют растущим ожиданиям общества и граждан. В вопросах, касающихся услуг здравоохранения, люди рассчитывают на более активное участие в принятии решений, расширение своих реальных прав и возможностей, соблюдение социальной справедливости и прав человека. Выдвигаются также пожелания увеличить объем государственного финансирования медицинского обслуживания, однако ресурсы всегда ограничены. Важным компонентом действий в ответ на эти ожидания является совершенствование руководства системами здравоохранения и их общее укрепление. Министры и министерства здравоохранения и другие руководящие органы национального уровня нуждаются в помощи и поддержке при обеспечении улучшения показателей деятельности систем здравоохранения и повышения их подотчетности и прозрачности.

Политика здравоохранения разрабатывается, как правило, с использованием разнообразных подходов, на различных уровнях и с различными целями. Упрощенные, механистические подходы здесь не состоятельны и действуют неполноценно. Требуются более гибкие и комплексные подходы, позволяющие оперативно реагировать на меняющиеся обстоятельства и учитывать достоверные свидетельства об эффективности (или недостаточной эффективности) вмешательств. Разработка всеобъемлющей стратегии здравоохранения, по своей природе, является сугубо политическим процессом, и это должно учитываться на каждой стадии.

Для обеспечения долгосрочной устойчивости крайне важны политические и правовые обязательства. Необходима гибкость, позволяющая адаптироваться к неожиданным изменениям в политической и экономической среде и сфере здравоохранения. Сам процесс во многом имеет самостоятельную ценность. Вероятность успеха в реализации таких стратегий будет выше, если их «полновластными хозяевами» и исполнителями будут те же люди, которые их разработали, и если эти стратегии будут строиться с учетом имеющегося потенциала, ресурсов и ограничений. Эти инструменты должны указывать реалистичные способы развития организационно-кадрового потенциала и ресурсной базы путем мобилизации партнеров и заинтересованных сторон, нередко имеющих конкурирующие интересы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.