Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Качество контура






Очень прямой - прямолинейность, стандартность и консерватизм в мышлении и поведении.

Кривой, изогнутый - отвращение к ограничениям.

Обрывистые и несоединенные линии - тревожность, предчувствие катастрофы.

Жирный, подчеркнутый контур, удвоение линий: в целом, особенно если дело доходит до продавливания не самой тонкой бумаги - нерешительность, колебания, высокая тревожность, страх проигрыша; только по бокам - стремление к личностному равновесию (которого может не хватать), готовность к самозащите; в отдельных деталях - фиксация на данной детали и связанном с ней конфликте.

Контур неясно очерченный - общий недостаток «жизненной энергии», возможно - телесное заболевание или нежелание выставлять на всеобщее обозрение область жизни, символизируемую данной деталью.

Разрыв контура - в сфере жизни, символизируемой данной деталью, имеется внутренний конфликт.

Неровный нажим - эмоциональная нестабильность.

Линия основы (земли) - незащищенность, поиск опоры. Чем толще эта линия, тем сильнее чувство тревоги и беспокойства, вызванных вполне реальными причинами.

Штриховка

Заштрихованные детали символизируют сферы тревоги, агрессии, конфликта (возможно, с окружающим миром или другими людьми).

Чем длиннее штрихи (при их наличии), тем менее возбудим и импульсивен человек, тем лучше он контролирует свое поведение

Штрихи в штриховке: округлые - зависимость, мягкость характера, прямые - упорство; горизонтальные - преобладание воображения, слабость характера; вертикальные - упрямство, решительность, активность; неясные, изменчивые - недостаток упорства.

Тема

Животные делятся на угрожаемых (мелких, слабых), угрожающих (хищных, злых) и нейтральных. Если непонятно, насколько опасно данное животное (например, ядовито ли нечто змееподобное), следует спросить об этом человека. Степень агрессивности животного отражает отношение к своей персоне, своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, Моськой) и т. п. Животное - «представитель» самого рисующего, по принципу, сходному с аллегорическим значением животных и их характеров в сказках родной для рисовавшего культуры.

Уподобление нарисованного животного человеку: хождение на задних лапах, одевание в человеческую одежду, похожесть морды на лицо и лап на руки ли ноги человека - свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости соответственно степени «очеловечивания» животного.

Степень агрессивности выражена количеством и расположением остроугольных твердых деталей, особенно весомы прямые символы агрессии: когти, зубы, клювы, острые шипы и т. п. Их преимущественное направление указывает на направленность агрессии: вверх -на «высших»: родителей, преподавателей, начальство, вниз - на младших членов семьи, подчиненных, направо или налево - соответственно в собственное прошлое и ожидаемое будущее (агрессию в будущее следует понимать как боязнь его).

Панцири, щиты, чешуя отражают готовность к защите. Если они накрывают фигуру сверху - это защита против вышестоящих людей, имеющих возможность что-то запретить, в чем-то ограничить, к чему-то принудить и т. п. Те же детали внизу фигуры указывают на защиту от насмешек, непризнания, переживания из-за отсутствия авторитета у «младших», боязнь осуждения. Когда элементы защиты располагаются справа, это значит, что человек ощущает необходимость психологической самозащиты в процессе реальной деятельности. Если же они сдвинуты влево - это больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Особое выделение половых признаков - вымени, сосков и т. п. показывают отношение к полу. Чем больше таких деталей, чем ярче они выделены, тем сильнее человек фиксирован на сексуальных проблемах, особенно сильно - если изображены непосредственно половые органы.

Центральная часть фигуры (голова или заменяющая ее деталь):

- повернута вправо - активный, деятельный человек, стремящийся полнее реализовать себя, почти все, что планирует, обдумывает, выполняет или реально пытается выполнить;

- повернута влево - человек склонен к размышлению, мечтательности, самоанализу. Лишь небольшую часть своих замыслов он пытается реально осуществить. Возможно, человек нерешительный, боязливый;

- положение анфас - эгоцентризм, мысли сосредоточены на собственной персоне;

- очень крупная голова - человек рациональное начало и эрудицию (возможно, и умение фантазировать) ценит в себе и окружающих;

- очень маленькая голова по сравнению с телом - желание отвергнуть контроль разума, который не дает удовлетворить свои влечения («Делать не то, что надо, а то, что хочется»);

На голове обычно расположены детали, соответствующие органам чувств:

- уши - заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе;

- рот: приоткрытый в сочетании с языком без сильной прорисовки губ - большая речевая активность (болтливость); с прорисовкой губ - чувственность или то и другое вместе; широко открытый, без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный - легкость возникновения опасений и страхов, недоверчивость; с зубами - словесная агрессивность, в большинстве случаев - защитная в ответ на критику, порицания; отсутствует - нежелание общения с людьми, замкнутость;

- глаза: большие с резко прорисованной радужкой - символ присущих данному человеку переживаний страха (впрочем, любители анимации, особенно японской, рисуют большие глаза вне зависимости от свойств личности); большие, но без особо прорисованных деталей - богатая фантазия; выпученные, подведенные, подчеркнутые возможны грубость, черствость или же большая демонстративность, у женщин кокетство (опять же кроме любителей анимации);

- маленькие глаза: погруженность в себя; точки, не обведены -сосредоточенность на отношениях с другими людьми или уход в фантазию; без зрачков - эгоцентричность, понижение интереса к внешнему миру и активности в нем; закрыты или скрыты другими деталями (волосами и т. п. - большая оригинальность взглядов на мир или стремление избегать прямых контактов с людьми вплоть до враждебности;

- брови: густые - подавленность; резкие и короткие - презрительность к окружающим либо оригинальность и изощренность ума;

- ресницы: длинные, особенно в рисунках женщин - кокетливость, демонстративность, стремление привлекать к себе внимание, заинтересованность в том, чтобы окружающие восхищались ее внешностью, манерой одеваться, поведением;

- нос: крупный, длинный или сильно подчеркнутый - символ мужского начала. В рисунках, созданных подростками или мужчинами, он указывает на чувство неудовлетворенности своей мужской ролью или неудовлетворенное стремление к этой роли. В рисунках женщин такой нос указывает на повышенное внимание к противоположному полу.

Дополнительные детали на голове:

- рога - защита или агрессия (см. выше);

- перья - стремление к самоукрашению и самооправданию, также близко по символическому значению к ресницам;

- аккуратная, гармоничная грива, шерсть, подобие прически -чувственность, подчеркивание своего пола, подчеркивание сво ей сексуальной роли;

- взлохмаченные волосы (или шерсть) на голове - протест против общепринятых норм поведения и, возможно, морали.

Шея символизирует связь между сферой сознания, контроля (головой) и сферой влечений (телом). Чем прочнее, основательное соединены голова и тело, тем лучше человек управляет своими желаниями и поведением.

Следует обратить особое внимание на дефекты в изображении шеи (или того, что выполняет ее роль), «случайные» отрывы карандаша от бумаги или особые подчеркивания. Они отображают конфликт между сознательным контролем, с одной стороны, и не всегда осознаваемыми желаниями и влечениями - с другой.

Туловище - местонахождение базовых потребностей и влечений:

- если оно отсутствует или непропорционально маленькое - человек отрицательно относится к неосознаваемым и неконтролируемым влечениям или испытывает ощущение своей малоценности;

- слишком крупное туловище по сравнению с другими частями фигуры - человек остро осознает, что у него есть неудовлетворенные потребности;

- длинное и узкое - отражает большую оригинальность мышления рисовавшего;

- угловатое или квадратное - преобладание в характере грубоватых и резких, прямолинейных черт;

- круглое туловище, особенно если круг мало заполнен, символизирует и выражает стремление человека к скрытности, замкнутости, закрытость от других людей его внутреннего мира, нежелание сообщать что-либо о себе окружающим.

Если в тело животного вмонтированы механические части: пропеллеры, винты, лампочки, рукоятки, антенны, колеса или гусеницы, постамент и т. п., то это свидетельствует о сильной оригинальности, нетривиальности мышления человека. Однако оценку степени этой оригинальности следует снизить, если человек очень увлечен техникой и «вмонтировал» в животное элементы своей любимой машины (например: автомобилист - руль, компьютерщик - экран и т. п.). Тогда, возможно, он воспринимает окружающий мир не столько оригинально, сколько узко профессионально. Как говорил Козьма Прутков, «узкий специалист подобен флюсу, полнота его однобока».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.