Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XI и XII вв. – борьба и утверждение христианства






В земли Белой Руси - в Полоцкое княжество вера Христова шла через прямые контакты с Византией и Скандинавскими странами. Но решающим фактором ее утверждения стало крещение князя Владимира и киевлян в 988 г. Затем христианство приняла высшая знать Полоцка - приближенные князя Изяслава (сына святого равноапостольного Владимира), поставленного на княжение в Полоцке в 992 г. Именно эта дата стала началом бытия Полоцкой епархии и Православной Церкви в Беларуси.

Сущность средневековой культуры Беларуси определило Православие, связав ее с культурным миром всего славянства и других христианских народов Востока и Запада.

В 1182 г. по преданию была явлена чудотворная икона Божией Матери «Купятичская», а впоследствии на месте её явления возник православный мужской монастырь.

С принятием христианства стали происходить глубокие внутренние процессы духовного возрождения. В сознании народа вырабатывались новые представления о жизни, новые идеи и понятия. В этом духовном самоусовершенствовании особенно выделялись религиозно настроенные люди, которые оставляли свои дома и уходили в уединенные места для молитвы и подвижнической жизни. Они становились монахами. В числе их были как знатные, так и простолюдины. Монашеская жизнь привлекала многих своею нравственной строгостью и молитвенным подвигом, чего не было в мирской жизни. Монастыри играли большую роль в духовно-нравственном становлении белорусского народа. В каждом епископском городе был монастырь или даже несколько. Одним из первых монастырей на территории Беларуси следует считать монастырь в Изяславле, построенный княгиней Рогнедой, в котором она и приняла иночество под именем Анастасии. Почти при каждом монастыре размещались школы и библиотеки, велось летописание, составлялись жития святых.

Духовная жизнь в Белой Руси XII в. зиждилась на таких столпах веры и великих подвижниках Православия, как святые: Евфросиния Полоцкая - основательница Спасского монастыря в Полоцке († 1173 г. в Иерусалиме) епископы Полоцкие - Мина († ок. 1116 г.), Дионисий († ок. 1182 г.), Симеон († ок. 1280 г.) епископы Туровские - Кирилл († ок. 1183 г.) и Лаврентий Елисей Лавришевский († 1250 г.) В Туровском Борисоглебском монастыре подвизался преподобный Мартин. Святитель Кирилл - образованнейший человек своего времени, избранный за мудрость и благочестие на епископскую кафедру, еще при жизни удостоился именования " Златослова", русского " Златоуста".   XIII и XIV вв. – нашествие монголо-татар, разрушение и поругание многих храмов, падение нравственных устоев народа В 1316 (1317) г. Константинопольский Патриархат учредил самостоятельную Литовскую митрополию. Однако уже в 1328 г. Московский митрополит всея Руси Феогност просил Константинопольского Патриарха не назначать в Литовскую митрополию особого правящего архиерея, ибо Московский Владыка вместе с Великим князем Иваном Калитой стремился объединить Русь под одним святительским омофором и единой княжеской властью. В этот период в 1347 г. трое придворных Великого князя Литовского Ольгерда - Антоний, Евстафий и Иоанн - приняли мученическую кончину по его приказу за исповедание православной веры. Для правящей элиты вера и принадлежность к Православию долго оставалась лишь аргументом и политическим обстоятельством в борьбе за власть и сферы влияния. В 1364 г. митрополит Московский Алексий установил во всей Русской Церкви празднование памяти святых Виленских мучеников, чьи мощи Господь благословил нетлением. После кончины митрополита Московского и всея Руси Феогноста в 1353 г., великий князь Ольгерд уже через год добился открытия Литовской митрополии. Константинопольский Патриарх сделал этот шаг для предотвращения возможных смут и междоусобной войны между Литовскими и Московскими Великими князьями. В 1382 г. сын Ольгерда Ягайло принял престол Польских королей, женившись на польской королевне. Папа Римский благословил этот брак при условии, что Ягайло примет католичество и приведет свой народ под власть Ватикана. Ягайло не замедлил принять это условие и, по договору с поляками, объявил католицизм государственной религией, а Православную Церковь лишил покровительства государства. Отсюда начался крестный путь народа Белой Руси, который на протяжении многих веков и по сей день пребывает на духовном, церковном и политическом рубеже между Святой Православной Русью и польским авангардом Ватикана в его постоянном стремлении на восток. XV - начало XVI вв. – начало периода суровых испытаний для православных   Но накануне суровых испытаний, постигших Православную Церковь, были явлены чудотворные иконы Пресвятой Богородицы на земле Белой Руси: в 1433 г. князю Андрею Саковичу была явлена чудотворная икона Груздовской Матери в 1470 г. в ветвях дикой груши дети обрели каменную икону Божией Матери, получившую название Жировичской в 1500 г. жители Минска свидетельствовали чудо обретения образа Приснодевы Марии на водах р. Свислочь; в том же году была явлена Новосверженская икона Божией Матери. С тех пор многие иные чудотворные образы Пресвятой Богородицы являлись на Белорусских землях в разные исторические времена, благословляя и укрепляя православных жителей Беларуси в несении их жизненного креста. Середина XVI - конец XVIII вв. – национально-религиозный гнет православных белорусов со стороны польского католицизма, насильственное навязывание церковной унии с Римом В 1591 г. часть епископов решили исподволь готовить присоединение православных епархий к Католической Церкви. 23 декабря 1595 г. на торжественном заседании Священной коллегии двое униатов присягнули от своего имени и от лица остальных западнорусских архиереев на вечное присоединение Православной Церкви в Великом княжестве Литовском и Польше к Церкви Римской. 6октября 1596 г. была заключена Брестская уния и порабощение православных со стороны польско-католической власти. Мужество православных и их стойкость в вере принудили власти не ждать, а насильно переводить целые приходы в унию под угрозой физического уничтожения. В это страшное время подвигами веры и защиты Православия в своих землях прославилась святая праведная София, княгиня Слуцкая († 1617 г.), преподобномученик Афанасий, игумен Брестский († 1648 г.). В начале XVII в. была явлена икона Божией Матери «Сукневичская». В 1631 г. близ Орши на берегу реки Кутеинки при основании мужского Кутеинского Свято-Богоявленского монастыря была явлена чудесным образом икона Оршанской Божией Материи, которая считается небесной заступницей этой обители и Свято-Успенского женского монастыря. В Оршанском Успенском женском монастыре хранился чудотворный список с иконы. 19 марта 1655 г произошло явление и первое чудо, прославившее Могилёво-Братскую икону Божией Матери. Во время гонений особое значение в защите Православия имели уцелевшие монастыри и народные братства. Они занимались благотворительностью и материальным поддержанием православных приходов, открывали школы, типографии, училища. Этот период прославлен самоотверженным трудом тысяч православных жителей Белой Руси, ставших теми камнями веры, на которых сохранилось и возродилось Православие в этих землях. В 1632 г. Москва выступила войною против Польши. Одновременно заявляла о себе сила украинского казачества, а православные церковные деятели всех корпораций - духовенства, шляхты, братств, цехов - выступило с решительными требованиями изменения политики государства в отношении к ним. Новоизбранный король Владислав IV был вынужден признать за православными гражданами королевства право иметь свой епископат. Он представил на утверждение сейма «статьи успокоения религии греческой» и присягнул охранять свободу православной веры. В 1687 г. в местечке Рудня была явлена Руденская икона Божией Матери (память 25 октября). В 1775 г. на Могилевскую кафедру был посвящен архимандрит Георгий Конисский († 1795 г.), ректор Киево-Могилянской Академии. Он открыл в Могилеве Духовную семинарию и устроил в Архиерейском доме типографию. Святитель собрал огромный архив по истории приходов, храмов и монастырей епархии, составлял реестры случаев насилия над православными, отстаивал дела в судах и неустанно трудился над возвышением духовного уровня пастырей и паствы. Самоотверженный труд и подвиг этого богослова и дипломата, историка и юриста, архипастыря и ученого в защите и возрождении Православия в Белой Руси побудили в 1992 г. Синод Белорусского Экзархата Московского Патриархата причислить архиепископа Могилевского и Белорусского Георгия (Конисского) к лику местночтимых святых. После разделов Речи Посполитой (1772 - 1795 гг.), поводом для которых в определенной степени было не перестающее насилие католиков над православными, начался процесс возвращения униатов в Православную Церковь. В 1800 г. была явлена икона Божией Матери, получившая название «Насиловская». XIX век – после вхождения белорусских земель в состав Российской империи, Православие переживает трудности, связанные с возрождением церковной жизни и борьбой с остатками католицизма и полонизма В феврале 1839 г. в Полоцке униатскими епископами было составлено соборное постановление о воссоединении униатов с Православной Церковью. С марта 1839 г. началось возрождение православной жизни на Беларуси. В XX в. во время новых суровых испытаний для Православной Церкви, произошло практически полное физическое уничтожение церковной структуры перед Великой Отечественной войной Среди новомучеников более всего тех, кто был репрессирован, расстрелян или замучен в лагерях в 30-е годы, особенно - в известном 1937-ом. Эти репрессии обычно называют " сталинскими". Но не менее жестокими и беспощадными были репрессии начиная с 1918 и в начале 20-х годов, которые можно назвать " ленинскими", ибо " великий вождь" и его ближайшие соратники не раз высказывали лютую ненависть к Православной Церкви, а истребление православного народа /не только духовенства от скромного псаломщика до высокого иерарха/ велось столь массово, что каратели из ЧК не затрудняли себя ведением какой-либо документации.. Святой Синод Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви, внимательно изучив жития и подвиги 23-х священнослужителей Минской епархии, единодушно с благоговением определил: местночтимых новомучеников Белорусской Православной Церкви причислить к лику святых. Празднование церковной памяти установить по Юлианскому календарю 15 октября (по н.ст.28 октября) в день их канонизации. (Список новомучеников и краткие биографии есть на сайте piligrim.by) Источники В поселке Жировичирасполагаются самые известные в Беларуси святые источники. Один из них находится в Свято-Успенском мужском монастыре под спудом Успенского собора. Согласно церковному преданию, ключ бил из под дикой груши, на которой в 1470 году явилась икона Божией Матери, названная Жировичской. Вскоре здесь был построен храм, сначала деревянный, а позже каменный. Под алтарем храма был оборудован колодец, в котором находился исток родника. Советские власти пытались засыпать его. Однако ключ все равно выбился наружу. И сейчас колодец находится в крипте Свято-Успенского собора. Особенно почитается и посещается многочисленными паломниками и местными жителями источник, находящийся в двух километрах от монастыря, в урочище Викня. До 1939 г. там находилась часовня, освященная в честь Успения Божией Матери; с приходом советской власти часовня была разрушена. В настоящее время на источнике устроена просторная деревянная купальня, в которой можно встретить окунающихся людей круглый год. . Свято-Зосимо-Савватиевский мужской монастырь, д. Великая Кракотка, Слонимский р-он, Гродненская обл. Целебный источник, освященный в честь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, находится недалеко от Свято-Зосимо-Савватиевского мужского монастыря в д. Великая Кракотка и входит в комплекс монастыря. Родник пробивается из песка на берегу ручья Иорданка. Он обустроен, над ним поставлена часовня. По свидетельству старожилов, его вода обладает целебными свойствами, помогает страдающим глазными болезнями. В годы советской власти пришел в запустение. В 1991 г. усилиями местных жителей восстановлен и освящен. Ежегодно на праздник Рождества святого Иоанна предтечи здесь совершается молебен с водосвятием. Источник в честь святой блаженной Ксении Петербургской Свято-Ксеньевский женский монастырь, г. Барань, Борисовский р-н, Минской обл. Источник в честь святой блаженной Ксении Петербургской находится на территории Свято-Ксеньевского женского монастыря между храмами монастыря и монастырским подворьем. По преданиям, в источнике воду брала почитаемая святая белорусской земли преподобная Евфросиния Полоцкая.  
Источник в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы г. Витебск Источник находится у храма во имя святого священномученика Фаддея, который построен на месте деревянной церкви святой Параскевы Пятницы, принадлежавшей ранее подворью Свято-Троицкого Маркова монастыря, и уничтоженной в советское время. В XIX веке последнюю пятницу перед праздником святых апостолов Петра и Павла проходил крестный ход от монастыря к церкви святой Параскевы и обратно, где после литургии совершался водосвятный молебен на источнике, находящемся на половине пути между церковью и берегом Двины. На месте источника летом 2005 года построена деревянная часовня. 14 октября 2005 года на праздник Покрова Пресвятой Богородицы Владыка Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, посетил Свято-Троицкий Марков монастырь и освятил купель святого источника. По словам прихожан храма и других посетителей, источник дает исцеление. Многие замечают, что вода помогает при болезнях ног.  

 

Источник в честь иконы Божией Матери " Живоносный источник" д. Витовка, Держинский р-он, Минская обл.   Легенда гласит, что бьющий из земли источник образовался на месте каменного храма, который ушел под землю вместе с прихожанами. В конце XVIII века, на месте ушедшего под землю храма, возле источника, построили новую деревянную церковь. Она просуществовала до 1930-х годов. Затем ее разобрали для постройки клуба. Иконы и церковная утварь были сожжены. Источник засыпали, но через некоторое время он снова забил на прежнем месте. В 90 –е гг. ХХ в. православные Витовки и окрестных деревень очистили источник и восстановили купель. Вода в роднике всегда +9 °C; хорошо лечит сердечно-сосудистые заболевания и заболевания опорно-двигательного аппарата.  

 

Источник во имя Николая Чудотворца Свято-Николаевский храм, г.Логойск, Минская обл. Святой источник с купелью во имя Николая Чудотворца истекает из-под алтарной части летней церкви Свято-Николаевского храма г. Логойска. По многочисленным свидетельствам верующих, после омовения в купальне источника происходили исцеления от различных заболеваний. Испить воду из источника приезжают люди из разных городов, она известна целебным минеральным составом, о котором можно прочитать на вывеске у сруба купальни. Освящение источника совершил митрополит Минский и Слуцкий Филарет в 2005 г.  

 

Источник во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона д. Лоск, Воложинский р-он, Минская обл.   Святой источник находится в деревне Лоск у подножия храма Георгия Победоносца. Целебными свойствами он обладает уже не одно столетие, но имя святого, в честь которого он был освящен ранее, народная молва не сохранила. По благословению Владыки Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, источник был освящен в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона. У источника построена часовня и сооружена купель.  

 

Источник во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы д. Полыковичи, Славгородский р-он, Могилевская обл. Святой источник находится на берегу Днепра в 7 км от Могилева. Около источника находится часовня освященная в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы. Источник посещают многие тысячи жителей окрестных и даже дальних селений. В специальной купели, в которую направлена вода из этого источника, с давних времен установился обычай совершать обряды крещения и водоосвящения. К источнику приезжал лечиться сам царь Николай II. Часовня и святой источник Святой Параскевы Пятницы пользуются особым вниманием у молодоженов, поскольку эта святая считается покровительницей домашнего очага. Среди местных жителей распространено поверье, что, вода источника обладает свойством исцелять болезни, а также помогает вернуть согласие и спокойствие в семейную жизнь.  

 

Крупецкий источник Источник находится в микрорайоне Веснянка, на территории бывшего поместья Крупцы. Согласно преданию, источник, проистекающий изначально из-под алтаря церкви, обладал целебными свойствами, считалась, что особенно полезна его вода при болезни глаз. Около 1612 года чудесным образом на источнике обретена икона Божией Матери, получившая название Крупецкой. Тогда на месте чудесного явления над источником была возведена небольшая церковь, куда и поместили икону. Церковь просуществовала до 1936 года. Но не иссякал поток православных к целебному источнику. Сам источник находился внизу, вокруг росли деревья. Ходили к нему круглый год, обычно через дворы, приносили крест, в развилках деревьев ставили свечи. В 1992 году в день Покрова Пресвятой Богородицы, у источника после длительного перерыва был отслужен водосвятный молебен, а 21 ноября там был водружен двухметровый восьмиконечный крест. Ныне Крупецкий источник входит в комплекс Свято-Покровского храма г. Минска.  

 

Пустынский источник Свято-Успенский мужской монастырь, д. Пустынка, Мстиславский р-он, Могилевская обл. Источник находится на территории монастыря Успения Пресвятой Богородицы, основанного в 1380 году родоначальником князей Мстиславских, сыном Ольгерда, князем Лугвением Симеоном. Основание монастыря непосредственным образом связано с дожившим до наших дней святым источником. Легенда гласит, что вода из этого источника исцелила князя от слепоты. Исцеление сопровождалось чудом. В ветвях развесистой липы, что склонилась над прохладным источником, князю Симеону явилась икона Божьей Матери, от которой исходил чудный свет. Разумеется, чудесное исцеление и явление иконы Божьей Матери не остались без внимания властителя. В знак благодарности по его приказу рядом с целебным источником была построена церковь, которую назвали в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

 

Раковский источник г. Раков, Минский р-он, Минская обл. По преданию, в XV в. одному жителю Ракова, больному и слепому, лежащему на смертном одре, во сне явилась Дева в светлом одеянии и велела идти на восход солнца от Ракова в лес и там копать около большого дерева. Слепец, ведомый внутренним зовом, отправился из дому в село и заблудился. Утомленный, изнемогающий от жажды, он отыскал указанное ему место и начал копать. Он прокопал немного земли и потёк источник. Когда он омыл лицо водой, то прозрел и увидел икону, на которой была изображена Пресвятая Богородица, от лика исходило необыкновенное сияние. Напившись воды и помыв лицо, странник чудесным образом прозрел. При этом он увидел на дереве около криницы знакомую икону Божьей Матери с Иисусом. На месте чудесного явления построили деревянную часовню в честь Воздвижения Креста Господня. Рядом с часовней бил животворящий источник. Начиная с Пасхи до середины сентября каждый месяц в новолуние жители городка и ближайших деревень шли крестным ходом к источнику для поклонения святыне.

 

 

 

 

Текст составлен членами творческой группы по следующим фрагментам:

1. Вступление, Привокзальная площадь – Н. Тищенко, Т. Федорцова.

2. Площадь Независимости – Н. Тищенко, Т. Федорцова, Т. Биндель.

3. Проспект Независимости – Н. Тищенко, Т. Биндель.

4. Замчище, пл. Свободы – Т. Федорцова, Т. Биндель.

5. Проспект Победителей, проспект Машерова, Старовиленская – М. Масташова.

6. Памятник воинам-интернационалистам, Троицкое предместье, памятник Я. Дроздовичу – Т. Биндель.

7. Парк имени Янки Купалы – Т. Федорцова.

8. Площадь Победы – М. Масташова.

9. Заключение – М. Масташова, Н. Тищенко.

10. Приложение 1 – Т.Федорцова






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.