Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Здесь место для сканированного фото.






Прежде она выглядела так… Довольно внушительный и представительский вид (убрать фото).

Восстановление гостиницы на месте бывшего театра лишило возможности восстановления здания театра в будущем. Жаль… Была бы хорошая, почти соседская связь: дом, где исполнялось одно из музыкальных творений С.Монюшко, и домами, где он учился и жил.

 

(Группу поставить так, чтобы был виден «дом Монюшко»)

На улице Энгельса, в угловом доме, в 30-е годы Х1Х века в квартире на втором этаже жил С.Монюшко. Сюда он переехал со своей семьей из имения Убель под Смиловичами. Там он родился, там прошло его детство, там, у матери, получил начальное музыкальное образование, затем продолжил обучение в Минске. На здании установлена мемориальная доска.

Гимназия, которую он посещал, находилась рядом - в здании, где сейчас располагается областной Дом профсоюзов. Правда, здание тогда выглядело иначе.

 

(Группа становится лицом к Облсовпрофу)

 

Это здание – памятник архитектуры ХУП-Х1Х веков, одно из немногих, дошедших до нашего времени административно-общественных сооружений Беларуси. Все его фасады имеют декоративную обработку в стиле классицизма. Чтобы избегнуть монотонности, пластически выделена его средняя часть. Такой вид постройка приобрела во второй половине Х1Х века (1852г.). Здесь разместились различные губернские учреждения, или, как тогда говорили «присутственные места».

С залом суда на втором этаже связан первый судебный процесс над представителями белорусской демократической интеллигенции. В числе подсудимых был Якуб Колас - в те годы молодой учитель Константин Михайлович Мицкевич. Этот судебный процесс впоследствии он описал в трилогии «На росстанях».

До перестройки здания в начале Х1Х века здесь находилась гимназия – первое в городе «классическое учебное заведение». Ее предшественницей была школа, основанная иезуитами в ХУП веке и преобразованная в ХУШ веке в светскую. Позже (1799г.) школа, переименованная в дворянское училище, была переведена в это здание. В 1803 г. училище стало гимназией. Мемориальная доска на здании называет имена некоторых выпускников.

В Минской гимназии получили образование выдающиеся деятели науки и культуры: композитор Станислав Монюшко (1819-1872), археолог, этнограф Евстафий Тышкевич (1814-1973), поэт и основатель «Общества филоматов», друг Адама Мицкевича - Томаш Зан (1796-1855), востоковед, писатель, редактор самого популярного в то время в России журнала «Библиотека для чтения» Осип Сеньковский (1800-1838) и многие другие.

После пожара 1835года для гимназии было построено специальное здание. Оно находилось в конце бульвара по нынешней ул. Ленина, почти рядом с ул. Карла Маркса. Вот несколько имен из тех, которые учились в новом здании гимназии: участник восстания 1863 года, исследователь Сибири и Байкала Бенедикт Дыбовский (1833-1930), его брат, ученый с мировым именем Владислав Дыбовский (1838-1910); исследователь Перу и Гвианы Константин Ельский (1837-1896), белорусские поэты Янка Лучина (1851-1897) и Ядвигин Ш (1868-1922), художник Фердинанд Рущиц (1870-1936) и др.

Интересна история создания этого памятника архитектуры. Основой его послужил корпус мужского базилианского монастыря. Он был частью комплекса униатских монастырей.

 

(Пройти мимо здания к площадке между Гостиным двором и ратушей, повернуться лицом к зданию)

Весь комплекс состоял из церкви – она не сохранилась - и двух монастырских корпусов: справа, в котором была гимназия – мужской, а за ним, слева, двухэтажный – женский. Ансамбль монастырей был заложен в начале ХУП века.

Корпус мужского монастыря столько раз менял хозяев и, следовательно, внешний облик, что в нем сегодня трудно узнать бывшую обитель. Он построен в виде замкнутого четырехугольника с внутренним двором – такая конструкция, напоминающая замковую, позволяла использовать монастырь в оборонных целях. Часть корпусов до сих пор сохранила внутреннюю планировку ХУП века с галереями, переходами, сводчатыми потолками.

Униатские храмы и монастыри начали создавать в Беларуси после Брестской унии 1596 года, по которой православная церковь на землях Речи Посполитой вовлекалась в сферу деятельности Папы Римского. Возникновение униатской церкви связано с попыткой Ватикана иметь возможность своего влияния на востоке. Униаты сохраняли обряды православной церкви и богослужение на церковнославянском, белорусском (на Украине – украинском) языках. Уния не оправдала надежд Ватикана, хотя (к концу ХУШ века) по количеству церквей в Беларуси заняла первое место.

Эти монастыри принадлежали униатскому ордену василиан, или базилиан. При монастыре существовала школа, где изучались греческий, старославянский, белорусский и польский языки, работала типография. В монастырской библиотеке было собрано множество книг, документов, редких рукописей, в том числе белорусско-литовская летопись – «Никифоровская».

Униатская церковь стала преградой для полонизации белорусов в ХУШ веке, так как белорусский язык был одновременно языком народа и церкви. После подавления восстания 1830 года униатство было запрещено (1839г.) как основная преграда русификации края. Униаты хорошо знали, что они не поляки и не русские. Уже через год (1840) Беларусь получает унизительное название - Северо-Западный край. Униатские храмы и монастыри передали православному духовенству. Многие из них были перестроены. Такая же судьба постигла и униатскую церковь Святого Духа – уникальный памятник эпохи Возрождения в Беларуси.

 

(Группу поставить лицом к месту, где стояла церковь)

 

Церковь Святого Духа стояла на углу, рядом с мужским монастырем, слева от него, и являлась доминирующим элементом всего комплекса. Главным фасадом она выходила на площадь к ратуше. С женским монастырем соединялась переходом (показ рисунка худ. В.Стащенюка).

Здесь поместить сканированный рисунок

На этом рисунке церковь в комплексе с монастырями: справа от нее – мужской, за ней – женский. С женским монастырем церковь была связана крытой галереей. В архитектуре церкви были использованы элементы готики, но главный западный фасад представлял собой легкую ярусную композицию, заполненную фресками с изображениями святых. Аналогичный прием синтеза архитектуры и монументально-декоративной живописи практически не встречается в культовой архитектуре Европы и является спецификой зодчества Беларуси в эпоху Ренессанса.

Переход из церкви в здание женского монастыря проходил над улицей – длинной узкой галереей крепостного типа, под которой располагались арки для проезда. Маленькие окна галереи были похожи на бойницы. Это говорит, что монастырский комплекс использовался еще и был как военная крепость (убрать рисунок).

Монастырский комплекс занимал выгодное для обороны положение, он находился в наиболее высокой части города. Рядом с униатскими монастырями, но десятилетием ранее был заложен доминиканский монастырь, ныне не сохранившийся. Он располагался на левой стороне современной улицы Энгельса, а костел выходил главным фасадом на площадь Верхнего рынка. Комплекс доминиканского монастыря играл роль одного из оборонных форпостов города. Проезжавшие через Минск путешественники отмечали великолепие и богатство доминиканского костела, бывшего в ХУП веке главным католическим храмом городского центра и восхищавшего всех своим органом.

В Х1Хвеке была снесена галерея и перестроена до неузнаваемости церковь Святого Духа. Перестроенное в псевдорусском стиле здание стало православным Кафедральным Петро-Павловским собором. От этого собора в 60-х годах Х1Х века площадь Верхнего рынка получает название – Соборная (впервые это название появляется в документах, начиная с 1866 г.). Здесь на Соборной площади у парадного входа в храм по приговору революционной подпольной организации (27 января 1906 года) было совершено покушение на губернатора Минска Курлова, отдавшего приказ расстрелять митинг на Привокзальной площади. Эту акцию подготовил и пытался осуществить революционер И. Пулихов. Снесен собор в 1935 г.

Ныне нет уже на площади многих монастырей, храмов, домов. Но главное в облике площади сохранилось в неприкосновенности. Многое из утраченного, как мы уже знаем, пытаются восстановить. В том числе и находящиеся здесь торговые ряды.

 

(Повернуть группу в сторону торговых рядов)

С начала Х1Х века торговые ряды огибали полукольцом одну из сторон костела. Ряды образуются многократно повторяющимися, одинаковыми по размеру ячейками. Каждая из них образовывала отдельную лавку. Минчане называли их «виленчуками», так как здесь торговали виленские купцы. На месте торговых рядов когда-то была стена, которая отделяла от площади бернардинские монастыри. Согласно городской легенде, где-то под торговыми рядами проходит один из нескольких подземных переходов, соединяющих монастыри.

 

(Перейти к точке одновременного обзора двух костелов)

Комплекс состоял из двух монастырей: справа – мужского, впереди – женского. Они имели в своих ансамблях изящные костелы, которые выходили на площадь своими боковыми фасадами. Вокруг костелов располагались монастырские корпуса, хозяйственные постройки. Они создавали замкнутые композиции с внутренними двориками – это соответствовало типичной схеме католических монастырей того времени. Комплекс бывших бернардинских монастырей является памятником архитектуры ХУП в.

 

(Подойти к главному фасаду костела Св. Иосифа)

Костел Св. Иосифа выходил своим главным фасадом на бывшую Бернардинскую улицу. На его отделку было обращено все внимание создателей. Его венчал фигурный фронтон, отделенный от стены массивным карнизом, как это обычно делали в безбашенных храмах. Такой тип безбашенного храма был очень распространен в Западной Европе. Первый в Беларуси безбашенный храм был построен в Несвиже.

Однако постепенно в Беларуси выработался свой отличительный тип барочного храма, и сложилось местное направление, известное как «виленское барокко». Примером такого храма является костел бывшего женского бернардинского монастыря.

 

(Группу повернуть к костелу бывшего женского монастыря)

Костел был построен (1642г.) на одной из самых высоких точек города. Его башни до настоящего времени занимают важное место в городском силуэте. Белорусские барочные храмы двухбашенные. Фигурный фронтон, непременная деталь барокко, уже не доминирует в композиции фасада, а располагается между двумя многоярусными башнями, на которых и сосредоточено все богатство внешней отделки. Красота этих построек главным образом в стройности высотной композиции. Для белорусского барокко характерна высотность, вертикальность композиции, вытянутость линий. Волнообразные покрытия, сложный силуэт и сквозные проемы верхних ярусов придают башням ажурность и легкость. Декоративная обработка яруса увеличивается кверху вместе с уменьшением масштаба пластики, т.е. чем дальше вверх, тем больше барочных форм.

Сейчас здесь размещается православный Святодуховский кафедральный собор. Бернардинские монастыри были закрыты после подавления национально-освободительного восстания 1863-1864 гг. В их корпусах содержались многие его участники. В стенах бывшего женского монастыря работала следственная комиссия, несколько лет содержалась большая группа повстанцев, среди которых была дочь классика белорусской литературы В.Дунина-Марцинкевича - Камилла.

После Октябрьской революции монастырь был закрыт. Богослужения возобновились в 1943 году. В 1986 году на башнях были установлены колокола, фронтон украсила мозаика. На фронтоне дано изображение Богоматери. Во времена сооружений барочных храмов на их фронтонах живопись не предполагалась. Сравним фасадные части обоих бывших костелов… У костела Св.Иосифа фронтон доминирует в композиции фасада – здесь располагается между двумя многоярусными башнями.

 

(Группа переходит к фасадной части храма)

 

В иконостасе собора есть целый ряд замечательных икон московской академической школы. Но самая ценная реликвия – чудотворная икона Богоматери, именуемая Минской. По преданию, этот образ был написан самим евангелистом Лукой. Киевский князь Владимир, креститель Руси, привез список с этой иконы из Византии в 989 году и установил в киевской церкви. В ХУ веке на Киев напали крымские татары, образ бросили в Днепр. Вопреки всем законам физики, чудесным образом икона поплыла не вниз по течению, а вверх, и 26 августа 1500 года минчане увидели на Свислочи необыкновенное сияние и обнаружили у берега икону. С тех пор 26 августа отмечается как праздник иконы Минской Богоматери. Она считается покровительницей города. Недаром изображение Богоматери появилось на гербе Минска. Чудотворная икона установлена в торце левого нефа кафедрального собора.

В соборе в специальной раке хранятся мощи блаженной Софии Слуцкой, защитницы православия на белорусских землях. Над ракой находится ее образ. Праведная София была последней представительницей славного рода князей Слуцких, потомков великого князя Ольгерда. София вышла замуж за католика Януша Радзивилла, но осталась в православии и стала защитницей слуцких православных святынь. Именно благодаря ей Слуцк остался православным городом. Умерла София Слуцкая в возрасте 26 лет. Ее муж - князь Януш Радзивилл - впоследствии издавал грамоты в поддержку православия, глубоко уважая завещанные благочестивой Софией традиции. София Слуцкая была причислена православной церковью к лику Святых.

До середины ХХ века кафедральный собор Святого Духа, бывший костел бернардинок, со всех сторон окружали старинные кварталы. Реконструкции послевоенных десятилетий оголили холм перед храмом. Недавно он был благоустроен, здесь появились смотровые площадки и фонари напротив собора. К сожалению, фонари изготовлены в стиле классицизма, в то время как собор представляет пример архитектуры барокко.

На этом наше знакомство с площадью Свободы закончилось. Она показала, что нам есть на что смотреть, есть чем гордиться и как много ещё можно о ней узнать. С возрождением исторической площади увеличилось её эмоциональное воздействие – и теперь минчане ведут гостей сюда, когда хотят показать Минск.

Площадь поведала нам о своей истории и, значит, пяти веках истории Минска, о зданиях и о людях города, знакомство с которым мы продолжим. На этот раз – с современной застройкой этого района.

 

(Группа возвращается в автобус; с площади автобус направляется к путепроводу на проспект Победителей)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.