Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция «человека географического» П. Видаля де ла Блаша (1845–1918). 3 страница






– однополюсная, в которой одна сверхдержава или центр силы определят мировой порядок;

– биполярная, при которой доминируют два центра, отношения между которыми определяют характер СМО;

– полицентричная, многополярная, основанная на равенстве всех центров, сложной системе баланса сил и требующая повышения роли наднациональных и транснациональных институтов, пересмотра норм международного права и т.д.

Контуры новой СМО будут также зависеть от того, какая из двух тенденций мирового развития будет оказывать большее воздействие на международные отношения (глобализация, интернационализация, взаимозависимость, интеграция жизни мирового сообщества) или решающее влияние на мировую политику национальных государств.

В то же время у человечества есть шанс создать демократическую, справедливую, не конфронтационную, устойчивую, рационально функционирующую СМО, где все народы и государства будут иметь равные права, где сила будет подчинена праву, где сильные будут помогать слабым, общими усилиями будет обеспечено выживание человечества и его дальнейшее благополучное существование.


ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ
СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

С середины XVII в., с момента формирования системы международных отношений нового времени, можно выделить четыре исторических эпохи:

– Вестфальскую (середина XVII – 1814 г.),

– Венскую (1815–1918 гг.),

– Версальско-Вашингтонскую (1919–1945 гг.),

– Ялтинско-Потсдамскую (1945 – начало 90-х гг.).

Вестфальская система характеризуется следующими чертами:

1. Ядром СМО стала Европа, постепенно подчиняющая себе все другие континенты, навязывающая другим народам свои ценности и порядки, связывающая их в единое целое путем создания мирового рынка.

2. В Европе идет процесс формирования национальных государств, принцип национального суверенитета вытесняет из СМО практику династической, брачной дипломатии, утверждается более честное толкование границ государства.

3. Война рассматривается в качестве «нормального», естественного средства решения геополитических проблем, но происходит определенная регламентация войны (правила объявления войны, ее ведения, заключения мира, наказания побежденных и т.п.)

4. Провозглашается принцип свободы морей, пограничных рек и т.п.

5. К концу XVIII в. в лидеры европейской политики выходят Россия и Англия. Воздействие Швеции, Польши, Османской империи на геополитический процесс в Европе значительно ослабевает.

Венская система складывается после окончания наполеоновских войн.

1. Она устанавливает новые границы в Европе. Ликвидируется большое число карликовых государств и рыцарских держаний. Создается Германский союз из 34 германских государств.

2. Провозглашается принцип легитимизма, т.е. признание законности или незаконности власти в стране со стороны других государств. Венский конгресс на основе этого принципа признал законными существовавшие в европейских странах до французской революции и наполеоновских войн правящие династии.

3. Для поддержания мира и стабильности в Европе создается общеевропейское сообщество «Священный Союз».

4. Доминирующую роль в международной политике играет «концерт великих держав» (Россия, Англия, Австро-Венгрия, Пруссия, позднее присоединяется Франция).

5. Поскольку война остается главным средством решения территориальных проблем, внешняя политика государств строится на учете баланса сил. Принцип баланса сил становится одним из важнейших принципов геополитики.

Версальско-Вашингтонская система

1. Явное доминирование морских атлантических держав над континентальными.

2. Поколеблено, но не ликвидировано определяющее влияние европейских держав на мировую политику. Возросла роль США и Японии в системе международных отношений, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

3. Вытеснение Германии и Советского Союза из лидеров мировой политики, что значительно нарушило баланс сил в Европе и мире в пользу океанических держав и стало одной из причин быстрого краха Версальско-Вашингтонской системы.

4. Произошло разрушение Российской, Германской, Австро-Венгерской, Османской империй. На их месте образовались новые государства, отличавшиеся, как правило, нестабильностью, авторитарными и диктаторскими режимами, слабые в экономическом отношении. В Европе, в основном, был завершен процесс образования национальных государств.

5. Установление социалистического строя в России, а затем в СССР внесло в международные отношения новый аспект: борьбу двух систем. Эта борьба накладывает свой отпечаток на все мировые проблемы и взаимоотношения государств, международные отношения.

6. Впервые в истории человечества сделана попытка покончить с войнами. Создана Лига Наций, призванная предотвратить войны и установить стабильную систему безопасности в мире. Но механизм решения этих проблем не был четко определен, а функции Лиги Наций оказались слишком малы, чтобы решить эти задачи, предотвратить новую мировую войну. Несправедливость Версальского мира была одной из причины усиления нацизма в Германии. Недовольство Италии и Японии переделом сфер влияния в результате Версальско-Вашингтонских решений привело их в единый блок с нацистской Германией и позволило развязать вторую мировую войну. Идея создания «Санитарного кордона» из восточно-европейских государств, отделяющего Советскую Россию от Европы, также не оправдала себя. Большая часть этих государств оказалась в союзниках Германии. Версальско-Вашингтонская система сменилась Ялтинско-Потсдам­ской системой международных отношений.

Ялтинско-Потсдамская система

Название системы связано с Ялтинской (Крымской) и Потсдамской (Берлинской) конференциями (1945 г.) глав трех держав (СССР, США и Великобритании), которые заложили основы послевоенного устройства мира.

1. Конец евроцентристской системы международных отношений.

2. Доминирование двух неевропейских сверхдержав – СССР и США, функционирование биполярной системы международных от- ношений.

3. Конфронтационные отношения между ними, обусловленные не столько геополитическими, сколько политическими и идеологическими факторами.

4. Появление ракетно-ядерного оружия, ставшего главным инструментом политики сдерживания двух держав и новым фактором международных отношений.

5. Создание Организации Объединенных Наций и утверждение новых принципов международных отношений: равенство суверенных государств, территориальная целостность государства, отказ от войны как средства разрешения противоречий и др.

6. Распад колониальной системы.

7. Тенденция к глобализации и интеграции мирового сообщества.


УЧАСТНИКИ СМО: ТИПОЛОГИЯ,
ПРИНЦИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

В течение долгого времени субъектами международных отношений выступали государства. Субъект международных отношений совпадал с субъектом международного права. В XX в. происходит расширение числа участников СМО. Кроме государств и межгосударственных образований в международные отношения все активнее включаются общественные объединения, движения, ТНК, церковь и др. Часть ученых не включает негосударственные образования в субъекты международных отношений, другие не делают различий между государствами и другими участниками (субъектами, акторами). В современных условиях особенно следует отметить появление на международной арене таких организаций, которые действуют вне правового поля, оказывая на СМО существенное влияние, осложняя мировую политику (например, международные террористические организации).

Имеющаяся и набирающая силу объективная тенденция взаимодействия негосударственных и частных субъектов диктует необходимость внимательного анализа их роли в изменениях, происходящих на мировой арене. Однако такой анализ должен обязательно сопровождаться сопоставлением удельного веса, который имеют в международных отношениях все их участники, в том числе и такие «традиционные», как государства. Практика показывает, что они и сегодня в большинстве случаев остаются главными и решающими субъектами международных отношений, хотя абсолютизация их значения как единственных и самодовлеющих неправомерна.

Государства – субъекты международных отношений

Наиболее важными участниками международных отношений являются государства, играющие ведущую и наиболее динамичную роль. Именно государства, а точнее межгосударственные отношения, в первую очередь, определяют характер, климат и направление развития международных отношений. Цель межгосударственных отношений – создать наиболее выгодные условия функционирования и развития самих государств. Разумеется, межгосударственные отношения могут затрагивать самые различные сферы: политическую, экономическую, культурную и т.д.

Сегодня почти все народы земли обрели государственность. В 1945 г. членами ООН стали более 50 государств, в 1965 г. их число возросло до 100, в 1990 г. – до 160. В настоящее время – 192 государства являются членами ООН (всего государств около 200).

Государственная политика существует в двух разновидностях: внутренней и внешней (международной), между каждыми существует как взаимосвязь, так и существенное различие, в силу которых международная политика государства обладает хотя и относительной, но в то же время весьма значительной автономией. В условиях глобализации это различие существенно уменьшается.

По соотношению сил и влияния в мире государства делятся на:

– сверхдержавы;

– великие державы;

– региональные державы;

– средние и малые государства.

Сверхдержавы обладают превосходством над другими странами во всех сферах жизни и оказывают доминирующее влияние на мировую политику, СМО. Сверхдержава в современных условиях обладает ядерным оружием.

Великие державы оказывают существенное воздействие на мировое развитие, обладают большой мощью, но не могут по ряду параметров сравниться с сверхдержавой, нередко зависят от нее. После второй мировой войны великие державы Англия и Франция оказались в большой зависимости от США.

В последнее время идет процесс появления региональных держав, оказывающих возрастающее влияние на какой-либо регион (Бразилия, Иран, Нигерия, ЮАР и др.).

Государства выражают себя на международной арене через внешнюю политику. Внешняя политика – общий курс государства в международных делах. Она регулирует отношение данного государства и народа с другими государствами и народами, с международными организациями в соответствии с нормами международного права, а также, исходя из собственных принципов и целей. Формирование внешней политики включает в себя:

– определение стратегии и задач, исходя из национальных интересов страны и направленных на усиление мощи страны;

– определение возможностей, имеющихся в распоряжении государства (ресурсов, средств), которые могут быть использованы для создания благоприятных внешних условий развития государства и усиления его влияния в мире;

– прогнозирование развития СМО в целом и отношений данного государства с другими странами;

– определение приоритетных направлений внешней политики, установление союзнических, партнерских отношений с другими странами.

Главная задача внешней политики – обеспечение национальных интересов, сохранение территориальной целостности страны, защита ее безопасности и суверенитета. Основное средство реализации внешней политики – дипломатия. Дипломатия – совокупность невоенных приемов, методов, практических действий, применяемых для реализации внешнеполитических целей страны, официальная деятельность глав государств и правительств, МИД, дипломатические представительства за рубежом и т.д.

Другими средствами внешней политики являются военные (от военного давления до применения силы), экономические, включая внешнюю торговлю, информационные, культурные, научные и прочие обмены.

Внешняя политика определяется конституцией и законодательством страны, международными договорами, соглашениями и т.д. Во многих государствах принимаются концепции внешней политики, определяющие ее цели, основные направления, приоритеты, формы и методы деятельности государства на международной арене.

Формирование и реализация внешнеполитического курса осуществляется через систему государственных органов, существующих внутри государства и за его пределами.

Главные внешнеполитические функции выполняет Министерство иностранных дел, но ответственное участие в разработке курса внешней политики, его проведении принимают президент, глава правительства, министры, парламент и другие органы.

Из зарубежных органов, реализующих курс государства на мировой арене, наибольшее значение имеют представительства в ООН, других международных организациях и посольства.

Межгосударственные отношения строятся на следующих принципах:

– суверенное равенство, уважение прав;

– неприменение силы или угрозы силой;

– нерушимость границ;

– территориальная целостность государства;

– мирное урегулирование споров;

– невмешательство во внутренние дела;

– уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений;

– равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой;

– сотрудничество между государствами;

– добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Эти принципы закреплены в Уставе ООН, Декларации прав человека (1948 г.), Хельсинкском Заключительном акте (1975 г.) и действуют по отношению ко всем государствам независимо от их политических, экономических и социальных систем, их размеров, географического положения и уровня экономического развития.

Все перечисленные принципы нуждаются в серьезной корректировке, что обусловлено изменившимися условиями. Причины необходимых изменений заключаются в том, что:

– не все государства одинаково трактуют эти принципы и соблюдают их;

– глобализация объективно изменяет принципы территориальной целостности, нерушимости границ, суверенитета;

– многие государства не признают права человека, считая их западной нормой;

– обнаружились серьезные противоречия между принципом территориальной целостности и правом народов на самоопределение;

– имеет место применение силы без санкции СБ ООН.

Нарушение принципов, отказ от них грозит дестабилизацией СМО, усилением войн и конфликтов. Поэтому ООН, великие державы должны уточнить содержание этих принципов и усилить ответственность государств за их соблюдение.

Международные правительственные и неправительственные организации

В разряд наиболее активных участников современных международных отношений входят международные правительственные организации (МПО).

Международные правительственные организации – стабильные объединения государств, основанные на международных договорах, обладающие определенной согласованной компетенцией и постоянными органами. Они действуют в соответствии с международным правом.

Первая МПО (Постоянная комиссия по судоходству по Рейну), была создана в 1815 г. После первой мировой войны возникли Лига Наций, Международная организация труда (МОТ).

Классификация МПО по «геополитическому» критерию:

– универсальный (например ООН, Лига Наций);

– межрегиональный (Организация «Исламская конференция»);

– региональный (Европейский союз);

– субрегиональный (Бенилюкс).

В соответствии со сферой и направленностью их деятельности МПО делятся на:

– общецелевые (ООН);

– экономические (ОПЕК, АТЭС);

– военно-политические (НАТО);

– финансовые (ВМФ, Всемирный банк).

Но эти критерии условны, их нельзя противопоставлять, так как многие организации могут отвечать обоим критериям. Классификация достаточно относительная, так как даже технические МПО могут брать на себя и экономические и даже политические функции.

Глобальной – самой главной МПО – является Организация Объединенных Наций (ООН). Устав ООН был подписан на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г. представителями 51 государства и вступил в силу 24 октября 1945 г. (День ООН).

Главными органами ООН являются:

– Генеральная Ассамблея;

– Совет Безопасности, состоящий из 15 государств, 5 из которых (Россия, США, Англия, Франция, Китай) являются его постоянными членами и имеют право вето на любые решения ООН. Остальные 10 государств периодически обновляются;

– Экономический и социальный совет (ЭКОСОС);

– Международный суд и Международный уголовный суд (МУС);

– Секретариат. Генеральный секретарь – Пан Ги Мун. Штаб-квартира – Нью-Йорк.

Структуру ООН составляют также 16 специализированных учреждений: ЮНЕСКО, МОТ, ЮНИДО, ВОЗ, МАГАТЭ, ЮНКТАД и др., ее многочисленные вспомогательные органы, комитеты и комиссии.

ЮНЕСКО (ООН по вопросам образования, науки, культуры). Основана в 1946 г. Высший орган – Генеральная конференция, созывается каждые два года. В периоды между сессиями руководящим органом является Исполнительный совет. Генеральная конференция избирает Генерального директора на 6 лет. Местонахождение – Париж. Юнеско имеет свыше 20 региональных бюро и центров, издает более 200 периодических и свыше 100 непериодических изданий на нескольких языках. Главная задача организации – укрепление мира и взаимопонимания между народами средствами образования, науки и культуры.

МОТ (Международная организация труда). Основана в 1919 г. как автономный орган Лиги Наций; с 1946 г. является специализированным учреждением ООН. Высший орган – Генеральная конференция (ежегодно). Исполнительный орган – Административный совет (на три года). Местопребывание – Женева. МОТ вырабатывает конвенции и рекомендации по вопросам положения трудящихся и условий их труда. Организует профессиональное и техническое обучение национальных кадров.

ЮНИДО (ООН по промышленному развитию). Создана по инициативе развивающихся стран в 1966 г. с целью содействия процессу индустриализации и оказания технической помощи странам Азии, Африки и Латинской Америки, координации всей деятельности ООН в области промышленного развития. Действует под руководством ЭКОСОС. Главный орган – Генеральная конференция. Собирается один раз в четыре года. Местопребывание – Вена.

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Осуществляет международное сотрудничество в области здравоохранения и медицинской науки, собирает и обобщает статистические данные о рождаемости, болезнях, оказывает странам помощь в борьбе с эпидемиями и т.д. Местопребывание – Женева.

МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии). Специализированная межправительственная организация. Создана в 1957 г. в целях развития международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Связано с ООН специальным соглашением, представляет ежегодные доклады о своей деятельности Генеральной Ассамблее ООН, а также ЭКОСОС. Важнейшая функция – контроль за соблюдением Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. с целью исключить возможность использования расщепляющихся материалов неядерными странами для военных нужд. Местопребывание – Вена.

ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию). Учреждена в 1964 г. Занимается проблемами международных экономических отношений и развития. Высшим органом является сессия (не реже одного раза в четыре года). Постоянный орган – Совет по торговле и развитию. Местопребывание – Женева.

ООН в последние годы не справляется с проблемами глобального управления, необходимо ее реформирование. Существует немало проектов реформирования ООН: увеличение числа постоянных членов СБ, ликвидация права «вето», создание «корпуса быстрого реагирования», преодоление бюрократизма, изменение структуры и правил создания организации, разработка механизма ответственности стран за нарушение прав человека, развязывание военных конфликтов, поддержку международного терроризма, экологические катастрофы и др.

На двух юбилейных саммитах ООН (2000 и 2005 гг.) поднимались вопросы реформирования организации, приняты некоторые предложения:

– создана Комиссия по миростроительству с более широкими функциями и правами;

– создан Совет по правам человека с более широкими функциями;

– создается постоянно действующий контингент сил быстрого реагирования;

– несколько изменены функции рабочих органов ООН и т.п.

Глобальными организациями являются Движение неприсоединения, объединяющее более 116 государств (в основном освободившихся от колониализма), созданное в 1961 г., с определенными оговорками – Организация «Исламская конференция», Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и др.

Региональные организации

Европа:

– Северо-атлантический договор (НАТО) – 1949 г.;

– Совет Европы – 1949 г.;

– Европейское экономическое сообщество (ЕЭС – «общий рынок» – 1957 г.; с 1992 г. – Европейский союз);

– Содружество независимых государств (СНГ) – 1991 г. и др.

Азия:

– Организация Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС) – 1989 г.;

– Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) – 1967 г.;

– СНГ – 1991 г. и другие;

Африка:

– Африканский союз – с 2001 г.

Латинская Америка:

– Организация американских государств (ОАГ) – 1948 г.

Северная Африка, Бл. и Ср. Восток:

– Лига арабских стран – 1945 г.

К локальному типу субъектов геополитики относятся компактные группировки, состоящие из ограниченного числа членов, в отношениях между которыми доминирует какой-либо побудительный мотив. Например: Шанхайская Организация сотрудничества (ШОС) – Россия, КНР, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан; Организация Европейско-Азиатского экономического сотрудничества (ЕврАзЭС) – Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан; Совет государств Балтийского моря и т.д.

Возрастает роль международных неправительственных организаций (НПО). Это – организации, движения, сообщества, учрежденные не на основе межправительственных соглашений, а на принципах самодеятельности, добровольности и самоорганизации.

Первые НПО появились в XIX в. В настоящее время их насчитывается около 5000. НПО отличаются от МПО тем, что их учредителями являются не государства, а профессиональные, религиозные или частные организации, учреждения, институты. Их решения, как правило, не имеют юридической силы. Главная на сегодня сфера деятельности – защита прав человека, решение экологических проблем, гуманитарная помощь.

Основным «оружием» НПО в сфере международной политики является мобилизация международного общественного мнения, а методом достижения целей – оказание давления на МПО (прежде всего ООН) и непосредственно на те или иные государства. Наиболее влиятельными НПО являются Гринпис, Международная Амнистия, Международная Федерации по правам человека, различные международные женские, молодежные, спортивные, студенческие, профсоюзные, церковные и религиозные организации.

Активное участие в современной геополитике принимают общественные организации, выполняющие роль посредников в урегулировании конфликтов, инициаторов важных международных инициатив и акций. Экологические, женские организации в последние десятилетия оказали существенное влияние на решение экологических проблем, защиту и расширение прав женщин и детей и т.д. То есть в современной геополитике растет активность простых людей, граждан, включающихся в международные контакты: учеба в других странах, стажировки, обмен опытом, проведение конференций, симпозиумов, фестивалей, туризма, свободное перемещение рабочей силы, личные связи и др. Кроме того, в демократическом обществе необходимо усиление контроля граждан за проведением разумной внешней политики, обеспечивающей как национальные, так и глобальные интересы.

Растущее влияние на геополитические процессы оказывают транснациональные корпорации (ТНК) – объединение частных промышленных, торговых, финансовых фирм, контролирующих определенное экономическое пространство и оказывающих ощутимое воздействие на развитие мира, его регионов и стран.

В условиях глобализации ТНК, финансово-промышленные группы контролируют всемирный рынок, финансовые потоки, потоки товаров, информации, рабочей силы и т.д. Они обходят границы, национальные интересы и законы государства и обеспечивают себе колоссальные преимущества и прибыли. 100 крупнейших ТНК контролируют 80% торговли новыми технологиями, на них приходится более 25% инвестиций. Глобальные телекоммуникации контролируют 2–3 ТНК; 5 ТНК контролируют более 50% мирового производства самолетов, электронного оборудования, автомобилей.

Мощные экономические позиции позволяют ТНК лоббировать свои интересы в государствах мира, оказывать давление на политику государств, поддерживать оппозиционные партии и движения.

ТНК обладают автономией в своих решениях и деятельности, способны существенно влиять на международные отношения, принимать участие во внешней политике государств и регионов.

Стратегия мирового развития в большей степени определяется так называемой «восьмеркой» (главы государств и правительств США, Англии, Франции, ФРГ, Италии, Канады, Японии и России), которая собирается ежегодно и вырабатывает согласованную линию поведения великих держав на мировой арене. Рост числа субъектов международных отношений усложняет их систему, но и демократизирует ее.

Наиболее сложной проблемой взаимодействия субъектов мировой политики является диалектическое взаимодействие глобальных и национальных факторов. Ряд ученых и политиков выступают с позиции приоритета общечеловеческих интересов над государственными и рассматривают национальные государства в качестве рудимента, тормоза на пути становления единой человеческой цивилизации.

С этой точкой зрения едва ли можно согласиться, но необходимость нового соизмерения государственных и глобальных начал в системе международных отношений назрела.

 

 
 
?

 


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Международные и межгосударственные отношения – тождественные или разные понятия?

2. Каковы основные компоненты СМО?

3. Какие факторы обеспечивают стабильность СМО?

4. Какие принципы международных отношений сформировались в Вестфальской, Венской и Версальско-Вашингтонской системах?

5. Каковы основные цели внешней политики государства?

6. Что такое дипломатия?

7. Назовите основные принципы взаимоотношений государств на международной арене.

8. Являются ли негосударственные образования субъектами СМО?

9. Почему государства являются основным субъектом СМО?

10. Не пора ли передать функции отдельного государства на международной арене надгосударственным глобальным или региональным структурам? Происходит ли такой процесс?

11. Назовите основные предложения по реформированию ООН.

 

 

 
 

 


 ТЕМА 4 

 

ГЛОБАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ
СОВРЕМЕННОЙ ГЕОПОЛИТИКИ

 

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Процессы интернационализации, интеграции и фрагментации, дезинтеграции всегда присутствовали в истории человечества. Современный период отмечен значительным ускорением процесса глобализации жизни мирового сообщества, что существенно изменяет всю систему международных отношений. Наряду с глобализацией развиваются и противоположные тенденции: деглобализация, дезинтеграция, сепаратизм и др.

Глобализация рассматривается, с одной стороны, в качестве важного источника новых возможностей, с другой – как причина многих бед и даже конфликтов внутри отдельных государств, а также между странами (регионами).

Существует много подходов к анализу процесса глобализации и ее определению.

Мондиалистские концепции рассматривают глобализацию как процесс формирования универсальной общечеловеческой социально-экономической общности (цивилизации).

Наиболее распространенным является определение глобализации как объективного процесса взаимозависимости, интернационализации и интеграции во всех сферах жизни мирового сообщества.

Основной сферой глобализации является международная экономическая система, в рамках которой происходит интенсивный процесс интернационализации производства, обмена, потребления, усиление влияния транснациональных структур на характер и состояние экономики, торговли, доходов страны и т.п.

Глобализация – не новое явление в истории человечества, но сейчас можно говорить о ее качественно новом этапе, новом уровне многообразных связей, интегрированности, целостности современного мира. «Международный мир перерастает в мир глобальный» (К. Аннан).

Важным компонентом интернационализационного процесса и одним из источников глобализации является транснационализация, в рамках которой определенная доля производства, потребления, экспорта, импорта и дохода страны зависит от решений международных центров за пределами данного государства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.